О дипломах моряков, которые в скором времени могут аннулироваться

20 25314 11 мин
На минувшем съезде РПСМ принята резолюция против принятия "Положения о дипломировании членов экипажей морских судов", которая потом была направлена во все адреса. Резолюция была поддержена судовладельцами, круинговыми компаниями и моряками.




Согласно "Положению" Минтранса РФ и его "гениальной задумке", как выразилась пресс-служба Балтийской территориальной организации РПСМ, только выпускники высших учебных заведений смогут стать обладателями рабочих дипломов. Проект документа, который практически ставит запрет на профессии для многих моряков (если представить примерно сколько моряков сразу потеряют работу из-за того, что они не учились в высших учебных заведениях), опубликован на сайте Министерства транспорта РФ 3 ноября 2011 года.

Текст "Положения о дипломировании членов экипажей морских судов".

По этой причине БТО РПСМ взывает каждого моряка присоединиться к голосу протеста и выразить свое отношение в письменном виде или устной форме Минтрансу РФ, Президенту России, Премьеру РФ к этому документу. Вот несколько контактных данных:
Президент РФ: http://letters.kremlin.ru/ (отсюда можно отправить письмо прямо с сайта или выбрать иной способ обращения)
Премьер РФ: http://premier.gov.ru/mail/step1.html (отсюда можно отправить письмо прямо с сайта) и т.д.
Минтранс РФ: info@mintrans.ru, тел. +74956261000, факс: +7 (495) 626-9128, +7 (495) 626-9038

Чтобы понимать суть проблемы, можно ознакомиться с докладом Председателя совета северной региональной организации РПСМ Александра Красноштана на прошедшем VII Съезде РПСМ как раз по данному вопросу. Стенограмма его выступления "О проблемах дипломирования моряков" представлена ниже. 

О ПРОБЛЕМАХ ДИПЛОМИРОВАНИЯ МОРЯКОВ

Уважаемые делегаты съезда!
03 ноября 2011 года Министерство транспорта РФ опубликовало на своем сайте проект "Положения о дипломировании членов экипажа морских судов", после ознакомления с которым, мы считаем необходимым отметить, что ряд статей этого документа не может устраивать моряков.
В Положении учитываются новые требования, которые были приняты на конференции Сторон международной Конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПДМНВ-1978) в июне 2010 года в Маниле. В честь города, в котором были приняты новые поправки к конвенции ПДМНВ-1978, было принято решение называть их Манильскими.
Следует отметить, что Министерство транспорта РФ, начиная работу над созданием нового Положения, не пригласило морские профсоюзы для участия в работе над его проектом, хотя все высшие руководители нашего государства говорят о необходимости широкого привлечения общественных организаций к нормотворческой деятельности государственных органов. РПСМ предлагал организовать встречу совместно с представителями РОСМОРРЕЧФЛОТА, отвечающими за создание "Положения о диплломировании моряков", чтобы обсудить спорные вопросы. Однако Департамент государственной политики в области морского и речного флота, работавший над созданием этого документа не соглашался на встречу в течение многих месяцев. Только после того, как Председатель РПСМ И.Павлов обратил внимание зам. Министра транспорта РФ С. Аристова на этот факт, такая встреча состоялась. Она прошла в Москве 06 июля 2011 года. На встрече делегации РПСМ во главе с председателем РПСМ И.Павловым с руководством Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Росморречфлота во главе с его директором наши предложения были отвергнуты. Даже свой собственный вариант Положения они изменили уже после этой встречи и предложили тот вариант, о котором мы сейчас говорим.
1. В п.35 наносится серьезный удар по среднему специальному (морскому) образованию. Оказывается, теперь выпускникам морских учебных заведений (судоводители и механики), получившим диплом о среднем специальном образовании, закрыта дорога в дальнее плавание. Судоводители могут рассчитывать только на работу на судах прибрежного плавания, а механикам со средним образованием в командных должностях на флоте места нет. Такой механик может работать только в должности моториста, так как согласно проекту Положения о дипломировании все механики должны быть только с высшим образованием.
Это означает, что те средние морские учебные заведения Дальнего востока, Северного и Южного регионов нашей страны, население которых традиционно тяготело к работе на море и охотно шло учиться морской профессии, придется закрывать. Навряд ли найдется много охотников учиться на судоводителей только прибрежного плавания, а на моториста для судов дальнего плавания - 4 года.
Даже в советское время не было такого требования к уровню образования вахтенных помощников капитана и вахтенных механиков судов морского флота.
Понимают ли руководители РОСМОРРЕЧФЛОТА, какие социальные и политические последствия могут иметь их решения?
Конвенция ПДМНВ-1978 с поправками допускает работу моряков на судах другого флага. Этот вопрос регулируется специальной статьей конвенции. Суть этой статьи состоит в том, что, для того чтобы моряки одного государства могли работать на судах другого государства, между этими двумя государствами должно быть заключено соглашение о взаимном признании дипломов.
Россия подписала такие соглашения со многими странами, поэтому многие наши моряки работают на судах других стран. Когда такие соглашения подписывались, то у нас были одни требования к морскому образованию, и мы считали, что их уровень образования эквивалентен нашему. Теперь, когда мы собираемся повышать свой образовательный уровень, будет ли их образовательный уровень эквивалентен нашему или придется пересматривать подписанные соглашения?
Еще один вопрос. Сейчас немало наших судоводителей имеют рабочие дипломы других государств. Они не учились в зарубежных морских учебных заведениях, но смогли оформить рабочий диплом другой страны, которая признает наши дипломы. Могут ли российские граждане, имеющие рабочий диплом другого государства, работать на судах под флагом России?
2. Такая процедура, как продление срока годности рабочих дипломов, к которой у моряков имеются большие претензии, не претерпела никаких изменений.
Международная конвенция "ПДМНВ-1978 с поправками" устанавливает минимальные требования (стандарты) по всем рассматриваемым вопросам. Ратифицировав эту конвенцию, наша страна согласилась с тем, что выполнение минимальных требований позволяет поддерживать необходимый уровень подготовки моряков, их дипломирования и несения вахты, требуемый для работы в судоходной отрасли. Однако, начиная с советских времен, наша страна значительно завышала требования конвенции и продолжает эту практику и сейчас.
Например, для продления срока действия рабочего диплома судоводителей по конвенции требуется подтвердить свою профессиональную компетентность, выполнив одно из трех условий и прослушать курс лекций, содержащих информацию об изменениях в соответствующих национальных и международных правилах относительно безопасности человеческой жизни на море и защиты окружающей среды. Таким образом, судоводителю достаточно предъявить справки о плавании (одно из условий), подтверждающие стаж его работы на судах в общей сложности не менее одного года из предшествующих пяти лет, прослушать курс лекций, и этого будет достаточно для продления срока действия рабочего диплома на следующие пять лет. Так можно по конвенции ПДМНВ-1978. Так и делают это в других странах.
У нас все не так. У нас в настоящее время для этого нужно кроме представления справок о плавании еще пройти подготовку по полным программам на УТС (программа конвенции СОЛАС-74), тренажерную подготовку по использованию РЛС и ГМССБ. На это в условиях Архангельска, к примеру, капитану судна необходимо затратить 6 недель. После этого ему надо пройти тестирование в Морской квалификационной комиссии (МКК) (английский язык и МППСС-72) и дождаться среды, единственного дня недели, когда заседает МКК, сдать там экзамен и можно идти в дипломный отдел конторы Капитана порта и продлять срок действия своегорабочего диплома. Однако там он увидит объявление, в котором говорится о том, что продление выполняется в течение двух-трех недель.
Уже сейчас некоторой категории моряков едва хватает времени отпуска на то, чтобы продлить срок действия своего рабочего диплома. О том, какой это будет отдых во время отпуска, остается только догадываться, если еще учесть, что за все мытарства придется заплатить свыше 45 тысяч рублей.
После того, как международная организация ИМО приняла решение об обязательном оборудовании судов электронными картографическими системами - ЭКНИС, начиная с 01 июля 2012 года, потребуется еще одна неделя для прохождения тренажерной подготовки по использованию ЭКНИС. Итого получается уже 7 недель плюс время необходимое на прослушивание курса лекций и обязательное теперь прохождение курсов ISPS.
Как минимум, потребуется 8-9 недель на прохождение всех видов подготовок. Но это еще не все. В новом Положении говорится о том, что срок продления рабочих дипломов в дипломном отделе не должен превышать 10 рабочих дней (календарных -12).
Российский профсоюз моряков категорически не согласен с такой практикой, так как она противоречит логике конвенции ПДМНВ-1978 с поправками. Чтобы доказать свое умение делать что-либо профессионально, достаточно продемонстрировать это тому, кто хочет в этом убедиться, т.е. это достигается проверкой или тестированием, как сейчас принято говорить, а не на уровне повторения пройденной пять лет назад первичной подготовки.
Зачем профессиональному скрипачу доказывать, что он умеет владеть скрипкой, играя на ней в течение целой недели? Для этого ему достаточно сыграть пару пьес и все будет ясно. Зачем надо шоферу-профессионалу в течение целой недели ездить на автомобиле, доказывая, что он умеет это делать? Система, принятая у нас, требует от судоводителя, проработавшего на судне 5 лет и имевшего дело с оборудованием почти каждый день, доказывать, что он знает это оборудование и умеет на нем работать, целую неделю на тренажере. И через следующие пять - десять- пятнадцать лет от него опять будут требовать то же самое.
Да, государство имеет право устанавливать свои национальные требования, которые могут быть выше минимально допустимых требований международных, т.е. завышать требования конвенций. Однако делать это надо тогда, когда это действительно необходимо и делать очень деликатно, не доводя до такого абсурда, как это сделано в отношении процедуры продления срока действия рабочих дипломов моряков.
По характеру перечисленных выше двух замечаний можно сделать вывод о том, что текст проекта Положения писался под диктовку бизнесменов от образования.
По инициативе профкома плавсостава ОАО СМП из Архангельска РПСМ предложил свой вариант процедуры продления срока действия рабочих дипломов, который полностью соответствует букве и духу конвенции ПДМНВ-1978 с поправками и даже немного превышает ее требования. Предложено профессиональную компетентность подтверждать не только предоставлением справок о плавании, но и прохождением тестирования по всем тем предметам, по которым ранее надо было проходить тренажерную подготовку. Как дополнительную меру, мы предлагаем это для того, чтобы выявить людей с плохой подготовкой или тех, кто диплом купил. РПСМ считает, что на всю процедуру достаточно двух недель.
3. В п.7 говорится о том, что в состав Морской квалификационной комиссии могут входить специалисты, не состоящие в штате МКК конторы Капитана порта. Возникает вопрос, как и за чей счет будет оплачиваться труд этих внештатных специалистов? Если за счет средств Капитана порта, то в смете его расходов должны быть заложены средства для этих целей.
Мы же уверены, что этих средств там нет и не будет, а все расходы по оплате труда внештатных членов МКК будут оплачивать моряки. Именно так это происходит в Архангельске. Дело в том, что Росморречфлот не дает средства на то, чтобы в Архангельске МКК была организована нормальная работа МКК, как она организована в портах Санкт- Петербург, Мурманск или Новороссийск. Там МКК являются составной частью структуры службы Капитана порта, имеют свой штат, помещения и каждый рабочий день осуществляют свою деятельность. В штате конторы Капитана Архангельского порта нет такого подразделения, как МКК. По этой причине Капитан порта вынужден привлекать в МКК внештатных сотрудников, труд которых оплачивается и, вполне понятно, кем - моряками. МКК проводит заключительный квалификационный экзамен один раз в неделю. Опоздал - жди неделю, не сдал с первого раза - еще неделя.
Государство должно выполнять свои функции за счет своего бюджета.
4. Наконец, о моральной составляющей проекта "Положения о дипломировании".
В ранее предлагаемых РОСМОРРЕЧФЛОТОМ вариантах проекта Положения упоминалось о Знаках "Капитан морского судна" и "Старший механик морского судна". Такие Знаки существовали в советское время и их выдавали, когда эти специалисты утверждались в соответствующих должностях. К тем, кто носил на своих мундирах такие Знаки, в морском сообществе, да и не только в нем, всегда относились с уважением. Титул "Капитан дальнего плавания" всегда был окружен ореолом морской романтики, побуждал молодых людей к работе на море.
Теперь параграф о таком Знаке вычеркнут. На совместной встрече представителей РПСМ и Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта в июле этого года нам было цинично заявлено, что теперь это ни к чему и пусть различными значками(!) для моряков занимаются судовладельцы.
Международная морская организация в Манильские поправки включила Резолюции, в которых есть рекомендации всем Странам-участницам конвенции ПДМНВ-1978 принимать меры по повышению престижа морской профессии.
Резолюция 12 "рекомендует Администрациям ...помочь молодым людям сделать карьеру на море и сохранить действующие кадры в отрасли путем п.1: создания более благоприятного общественного восприятия морской отрасли особенно среди молодежи, п.6 принятия всех надлежащих мер для внушения чувства гордости за морскую профессию..."
Резолюция 18. ИМО решила назвать 2010 год "Годом моряка".
Резолюция 19. Конференция в Маниле постановила с этого момента(25 июня 2010 года) объявить 25 июня каждого года "Днем моряка".
В Маниле представитель нашего государства поставил подпись и под этими Резолюциями, согласившись с тем, что необходимо всячески повышать престиж морской профессии. В РОСМОРРЕЧФЛОТЕ существуют другое мнение на этот счет, и обязательства, взятые на себя нашим государством, им - не указ.
Уважаемые делегаты съезда! Братья!
Мы считаем, что надо решительно протестовать против предложенной РОСМОРРЕЧФЛОТОМ редакции "Положения о дипломировании членов экипажей морских судов" в отношении всех предложенных вашему вниманию вопросов.
В связи с этим считаем необходимым принять и направить обращение в адрес Президента РФ Медведева Д.А. с требованием прислушаться к мнению нашего высокого собрания, которое представляет десятки тысяч российских моряков.

Предлагаем вашему вниманию следующий его текст
"Обращение VII съезда РПСМ к Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Министерство транспорта РФ предложило вниманию морской общественности проект "Положения о дипломировании членов экипажей морских судов". Для нас этот документ имеет жизненно-важное значение, так как он позволяет реализовать право моряка на труд в морской отрасли.
На самой ранней стадии разработки проекта "Положения о дипломировании" Министерство транспорта не пригласило к участию в этой работе общественные организации и, в частности, Российский профсоюз моряков. Вы, Дмитрий Анатольевич, постоянно говорите о вовлечении общественности в участии в управлении государством, а чиновники Минтранса считают Ваши требования необязательными.
После ознакомления с проектом Положения мы узнали, что специалисты, получившие среднее специальное морское образование, не могут работать в командных должностях на судах, совершающих дальнее плавание.
Мы узнали, что процедура продления срока действия рабочих дипломов, достигшая чудовищных размеров по времени не только не уменьшена, но и станет еще больше.
Мы считаем также, что содержание Морских квалификационных комиссий при Капитане морского порта должно финансироваться государством, а не за счет моряков, как это делается, например, в порту Архангельск.
Мы узнали, что Министерство транспорта не желает выполнять принятые нашим государством обязательства, направленные на повышение престижа морской профессии.
Вместо того, чтобы выполнить международные требования, взятые Российской Федерацией, в отношении морского образования и дипломирования с минимальными затратами для государства и моряков, Министерство транспорта продолжает советскую практику завышения таких требований, выполнение которых все дороже обходится морякам.
Мы считаем, что одна из обязанностей государства состоит в том, чтобы создавать благоприятные условия для деятельности своих граждан.
Просим Вас вмешаться и потребовать от Министерства транспорта выполнения своих государственных функций таким образом, чтобы не усложнять жизнь моряков."
И для судовладельцев в проекте Положения о дипломировании есть параграф, в котором заложены их дополнительные расходы. Речь идет о п. 4 - льготные разрешения.
В конвенции ПДМНВ-1978 г-с поправками есть статья VIII - Льготные разрешения. В ней говорится о том, что в случаях исключительной необходимости каждая Администрация (государство - Сторона конвенции) может выдавать льготные разрешения, позволяющие определенному моряку работать на определенном судне в течение определенного срока, не превышающего б месяцев, в должности, на занятие которой он не имеет соответствующего диплома. Например, по какой-то причине старпом не может выполнять свои функции. Конвенция допускает, что второй помощник, имеющий диплом более низкого уровня ответственности (уровень эксплуатации) временно может исполнять обязанности старшего помощника, у которого другой уровень ответственности (уровень управления). Конвенция это разрешает, а в проекте Положения о дипломировании моряков - не разрешается. Это пример очередного и ничем не оправданного завышения требований конвенции. Для судовладельцев это может вызвать дополнительные расходы.
Кто в этом случае будет исполнять обязанности старшего помощника (нести вахту, отвечать за обработку и размещение перевозимых грузов и т.д.) - непонятно. Очередная очень большая головная боль для капитана.




 



Комментарии   20.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Быстров Николай Борисович
29.01.2012, 20:30
такое впечатление-с оккупантами приходиться бороться!
-0+
#Долибошко Анатолий Николаевич
30.01.2012, 11:29
...с китайскими агентами влияния
--1+
#Долибошко Анатолий Николаевич
30.01.2012, 11:28
Если в Китае открывают 58 новых мореходок, а у нас закрывают - то тогда понятно на кого работают министерские чиновники, создавая такие положения по дипломированию. Вся надежда только на РПСМ.
-0+
#Евсиков Евгений Петрович
09.02.2012, 14:01
У нас как всегда, верхи смотрят со своей колокольни, а то что делается в низах, их даже не интересует. В этой ситуации как всегда будут страдать простые моряки, которые строили планы на будущее и любят свою профессию. Будем надеяться что нас услышат господа командиры, ведь, в принципе, не от высшего образования зависит настоящий профессионализм моряка.... либо он есть, либо его нет.
-0+
#Мirina
10.02.2012, 12:53
Дипломная работа  http://diploms.my1.ru/
-0+
#Мirina
10.02.2012, 12:53
Готовые ответы ГОС для ГМУ 2012 http://goc2012gmy.ucoz.ru/
Готовые бизнес-планы http://business-class.my1.ru/
-0+
#Маклицов Александр Николаевич
20.02.2012, 10:22
Найдите 4-го механика ,выпускника мореходки,с горящими глазами смотрящего на флот,с желанием ходить в море много лет,жить этим. Сложно найти. Молодняк не идет в море.Все поставлено с ног на голову.начиная с забвения традиций-заканчивания чехардой с документами.А наверху?...В лучшем случае пустоголовые дяди,озабоченные наполне нием карманов,в худшем-враги,изводящие под корень отечественный флот! Картина Репина ,,Приплыли:.....
-0+
#Аксенов Алексей
25.02.2012, 20:22
Господа вы что не понимаете что хотят добить Российский флот до конца последний гвоздь в крышку гроба и всё его уже и так почти нет.Новые суда не закладывают средний возраст флота 18 лет
-0+
#Княжиченко Олег
02.03.2012, 20:47
Это очерелной закон напрвленный на вытряхивание карманов Русских моряков. Мы и так уже комим толпы чиновников различного уровня, теперь добавятся ещё одни! Обидно, что в других странах моряки получают больше, а на документы тратят меньше, я уже молчу об "сторонни тратах"-все из нас копейку вытряхнуть хотят, "вы же получаете много", только в море никто их них идти не хочет! Валить надо из этого бардака.
-0+
#Быстров Алексей Александрович
29.03.2012, 17:46
Все хорошо, разумеется нас глупых хотят заставить силой восполнить пробел в образовании.. вот только Высшие учебные заведения предлагают идти на первый курс и учиться 6 лет..а не доучиться 2-3 года..не смотря на то что ты уже топ офицер..
-0+
#Мореходов Александр
22.05.2012, 02:30
+100
Вот это совершенно непонятная инициатива ВУЗов. Более того - абсурдная. Объяснить ее можно только желанием "заработать" на пустом месте и занять педагогов (не секрет что учиться на моряков все еще непопулярно).
-0+
#Гость
04.04.2012, 21:49
В 90 году я будучи 3 пом. капитана продлевал диплом ст.меху таким образом.  Брал его диплом со вкладышем, брал судовую роль и нес все это в контору капитана порта Клайпеда. И мне на основании этих документов выдавали новый вкладыш в рабочий диплом. Вот и вся процедура.  Советская власть какой она не была но деньги свои считала. И если бы надо было обучать плавсостав по новой она бы разорилась. А так легко накручивать новые требования когда платить морякам.  Ведь нет ни где таких требований по смене дипломов. Взять хотя бы водительские права. Их дают на 10 лет и меняют автоматом. А на дорогах гибнет людей в разы больше чем в море от столкновения и прочего....  Все дело кто круче правила напишет и откатов получит . Вот и вся забота . То бишь под видом заботы.
-0+
#Мореходов Александр
22.05.2012, 02:28
Вы не продлевали диплом а лишь меняли вкладыш, срок действия которого 1 год. Не путайте.
-0+
#Кузнецов Алексей Анатольевич
29.04.2012, 14:25
Да,с правилами и законами в нашем государстве проблема- все усложняют потом отменяют, потом переделывают и т.д.У меня закончился диплом 20 апреля 2012 года .Документы на продление я подал 21 апреля 2012 года.Все гуляй Вася,диплом мне не продлили т.к .в правилах сказано ,что нужно подать документы до  окончания срока действия диплома.Вот такие законы.Короче не хочу дальше высказываться ,народу в конторах много все жить хотят вот и придумывают разные правила.чтобы с простого моряка урвать побольше.я в море отходил 30 лет и мой вам совет /молодым ребятам/- бросайте море ,отработав 5 лет,а то затянет и будете потом проклинать себя,и кормить чинуш на берегу .
-0+
#Мореходов Александр
22.05.2012, 02:27
Знаете, я вам как коллеге сочувствую, но формально вы не правы. Как можно продлить документ срок действия которого истек? То есть винить здесь некого - мы же сами ратуем чтобы законы исполнялись, разве нет? И потом, как я понимаю, вам вместо продления предлагается поменять диплом? Верно? Что хлопотнее и дороже. Но ведь это Вы опоздали с подачей документов, на когоже пенять?
-0+
#Линник Никита Евгеньевич
16.06.2012, 22:06
А я токарь-моторист. Останусь в гордом одиночестве со сварщиком без высшего токарного образования ? ПТУ токарей уже не выпускает лет 20 и в море идут одни старики.......
-0+
#Рыбаков Роман Вячеславович
27.06.2015, 12:36
Ребят, для продления диплома судомеханика нехватает 2 месяца и 9 дней плав-ценза. В дипломном отделе сказали, что необходимо стаж о плавонии, а стаж о судоремонтных работах не считается (т.к. я стоял у причала, а не находился в рейсе). Таким образом получается, что я был в рейсе 9 мес. и 21 день (это зачет). А то что я подготавливал суда к рейсам 1.5 года (ЭТО НЕ ЗАЧЕТ). Мужики, подскажите что делать??? т.к. рабочий диплом уже закончился. Неужели придется ставить крест на профессии!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
-0+
#Petrov Vladimir
28.06.2015, 23:53
Еду в Астрахань 10-11июля на машине ,за рабочим.Желающие в личку.Я в Мурманске
-0+
#Роман Михайлов
29.06.2015, 11:42
Роман, крестов ставить уж точно не нужно. При самом плохом стечении обстоятельств, это если справки Ваши так и не примут, Вам придётся пройти соответствующие курсы и "собрать" подписи в МАПе, о чём Вам там и должны были поведать. Но я в свою очередь, думаю что этот вопрос решаем, тем более в Ростове.)
-0+
#Роман Михайлов
29.06.2015, 11:43
Да и Астрахань рядом...
Свежие новости
Завершаем юбилейную навигацию лайнера "Мустай Карим" вместе с Викторией Корабеловной!
14:57 / судоходство
рекламаПодписка 2025