Осень 2017 года, наверное, войдет в историю отечественного скоростного судостроения как наиболее продуктивный период, когда ряд проектов скоростных судов, до этого находившихся в стадии вялотекущей реализации, несколько ускорились и дошли до первого спуска на воду. Для крупного водоизмещающего судна спуск на воду — это своеобразный рубеж, по сути, момент рождения, даже с учетом того обстоятельства, что после спуска судно неторопливо отбуксируется к достроечной стенке, возможно, на несколько лет. Тут и процедура имянаречения, и связанные с этим торжества...
Для тех же, кто работает в области скоростного судостроения, давно известно, что спуск нового судна на воду это почти что ничего. Ну, "смочили киль"… А дальше идет период одной большой "головной боли" — отладка, доводка, доработка, испытания отдельных узлов и систем. Причем часто — утром судно спустили на воду, а вечером подняли на берег, потому что обнаруженный "косяк", как назло, в подводной части, а к следующему утру его нужно устранить, чтобы продолжить испытания. Потом швартовные испытания, когда проверяется работа всех агрегатов и систем. Отдельное развлечение — ходовые испытания, когда на мерной миле не хватает 3-4 км/час до контрактной скорости (из 75-80 км/час требуемых). А там снова поиск причин, часто снова подъем судна и снова его доработки. После этого, когда всех "блох выловили", и двигатели работают как часы, и ходовой дифферент в норме, и скорость на GPS такая, какая должна быть, жить становится лучше и веселее. Ну, а вот когда сдали судно заказчику и он подписал приемный акт, вот тогда и наступает настоящий праздник! Впрочем, это лирика…
Но тем не менее 28 сентября на территории научно-производственного комплекса ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" в деревне Кузнецово Чкаловского района Нижегородской области (для тех, кто не совсем в курсе, это опытно-экспериментальная база Р.Е. Алексеева на реке Троце, которая впоследствии, в течение нескольких десятилетий называлась Чкаловским филиалом ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова) спустили на воду современное судно на подводных крыльях (далее СПК) проекта 23180 "Валдай 45Р".
Первому судну дали имя "Ростислав Алексеев" — в честь создателя советских судов на подводных крыльях, легендарных "Ракет" и "Метеоров".
Сообщено, что заложено второе судно этого проекта. Также сообщено, что после Чемпионата мира по футболу 2018 г. оба судна направятся к своему заказчику в Ханты-Мансийский автономный округ.
Первое, что радует, – это имя нового судна. Несмотря на то, что в Сормове на постаменте стоит, а в Санкт-Петербурге по Неве ходит СПК проекта 342Э, носящее имя великого конструктора, автор статьи считает, что много в таком вопросе не бывает. Память Р.Е. Алексеева и его вклад в отечественное судостроение достойны увековечения и в более крупных судах.
Попробуем разобраться, что же такое спустили на воду 28 сентября 2017 года в Горьковском водохранилище.
СПК проекта 1709 "Беларусь", как уже говорилось в предыдущей статье, выпускалось Гомельским ССРЗ более семнадцати лет, пока ему на смену не пришло СПК второго поколения. На его проектных характеристиках и конструкции стоит остановиться подробнее.
Пассажирское судно на подводных крыльях "Полесье" проекта 17091 предназначено для речных скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по малым рекам и водохранилищам разряда "Р" протяженностью до 400 км. Оно создано для замены на линиях СПК типа "Ракета-М" и "Беларусь". В его конструкции учтен опыт эксплуатации СПК "Ракета", "Беларусь" и "Метеор", и по отношению к ним оно является судном на подводных крыльях следующего поколения.
Строилось с 1983 по 2008 год по проекту 17091 на класс "Р" Российского Речного Регистра. Завод-строитель: Гомельский судостроительный завод. Всего построено более 100 единиц СПК типа "Полесье" за годы производства. К сожалению, в настоящее время производство СПК "Полесье" на Гомельском судостроительном заводе свернуто. Сам завод прекратил существование как судостроительный комплекс полностью утратив технологический уровень.
Суда на подводных крыльях типа "Полесье" имеют цельнометаллический обтекаемый корпус, объединенный с надстройкой по схеме "монокок", машинное отделение, расположенное в кормовой части корпуса, полуутопленную в надстройку ходовую рубку в носовой части, пассажирский салон, расположенный в средней части корпуса. В качестве движителя применен один полупогруженный многолопастной гребной винт, имеющий большое дисковое отношение.
Корпус СПК "Полесье" выполнен цельнометаллическим, заодно с надстройкой. При конструировании корпуса теплохода "Полесье" в полной мере учтен технологический опыт совершенствования конструкции корпуса и надстройки СПК "Восход". Корпус и надстройка СПК "Полесье" выполнены из сварной конструкции, изготовленной из алюминиевого сплава 1561М. Некоторые подкрепляющие элементы корпуса выполнены из стали ВСт3сп. Система набора корпуса теплохода смешанная, навесная. Шпация на корпусе и надстройке имеет размер 500 мм. На всех судах серии в конструкции корпуса и надстройки широко применены прессованные панели из сплава 1561. Корпус разделен шестью водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, шесть из которых являются отсеками плавучести. Корпус и надстройка по наружной обшивке сварные, с приклепанным поперечным набором. Наряду со сваркой при изготовлении корпуса применялись клеено-клепанные соединения. Фундаментные балки под главные двигатели выполнены комбинированными: сварными и клепаными. В местах соединения с крыльевым устройством корпус имеет соответствующие подкрепления. Надстройка включена в состав эквивалентного бруса и участвует в общем изгибе. Система набора смешанная, навесная.
Рубка расположена на крыше надстройки, имеет круговой обзор. В пассажирском салоне, расположенном сразу за ней, установлены ряды пассажирских сидений. В заднем отделе средней части пассажирского салона расположен санузел и место для экипажа. Сразу за ними расположено машинное отделение. Вход в МО осуществляется через дверь. Площадка на тенте используется для посадки-высадки пассажиров на высокие причальные сооружения. С нее ведет спуск в МО через люк по трапу. Переборка МО оснащена мощной термозвукоизоляцией.
Таблица 1
Посадка-высадка пассажиров, в том числе на необорудованный берег, осуществляется с расположенных в носовом пролете бортовых площадок, которые одновременно являются защитным ограждением носового крыльевого устройства. Здесь же располагаются швартовные устройства.
В машинном отделении установлен один V-образный, 12-цилиндровый, двигатель М-401 с номинальной частотой вращения коленчатого вала 1600 об./мин., работающий через угловой редуктор на гребной винт.
Теплоход укомплектован радионавигацией и спасательными устройствами по нормам, предусмотренными Правилами Российского Речного Регистра. Состав экипажа 2 человека. СПК отличается высокими характеристиками обитаемости.
Стоит рассмотреть особенности архитектуры и компоновки пассажирского СПК проекта 17091 "Полесье", а также некоторые особенности его эксплуатации.
Формообразование надводной части корпуса и надстройки характеризуется динамизмом внешнего облика в сочетании с некоторым упрощением формы, обусловленными технологическими особенностями обработки легких сплавов, примененных для надводной части корпуса и надстройки. СПК "Полесье" позволяет высаживать пассажиров на необорудованный берег. Кроме того, его компоновка предусматривает наличие площадки, в кормовой части тентовой палубы, предназначенной для посадки-высадки пассажиров на высокие дебаркадеры, что обусловливает повышенную толщину настила палубы (крыши надстройки) в этом районе, а также мест для крепления стоек леерного ограждения. Следовательно там возникают сосредоточенные знакопеременные нагрузки.
Кроме того, в кормовой части пассажирского СПК проекта 17091 "Полесье" расположено машинное отделение. В этом районе на надстройке расположены воздухозаборники, выхлопные трубы главного двигателя и другие устройства. Район машинного отделения характеризуется повышенными шумами, вибрациями и другими динамическими нагрузками, а также излучением тепловой энергии от главного двигателя, его выхлопных трубопроводов и других агрегатов машинного отделения.
Более чем тридцатилетний опыт эксплуатации пассажирских СПК типа "Полесье" подтвердил его высокие положительные качества. СПК типа "Полесье" обеспечили скоростные и комфортные пассажирские перевозки на малых реках разрядов "Р" и "Л" на местных и пригородных линиях. С помощью СПК типа "Полесье" существенно расширилась география скоростных линий, ранее обслуживаемых СПК "Ракета-М" и "Беларусь".
Основные достоинства судов на подводных крыльях типа "Полесье", подтвержденные опытом эксплуатации, — это сочетание высокой скорости, достаточной пассажировместимости и высокого комфорта, а также способности двигаться в условиях мелководья и извилистых фарватеров. СПК проекта 17091, до настоящего времени находящиеся в эксплуатации на территории России, демонстрируют высокие характеристики долговечности.
В процессе эксплуатации установлено, что "Полесье" обеспечивает приемлемые экономические результаты не только на линиях в виде регулярных, четко обозначенных продолжительных маршрутов, но и в условиях коротких линий с достаточно большим количеством остановочных пунктов, составляя при этом полноценную конкуренцию автомобильному транспорту. Наиболее ярко преимущества этих СПК проявляются там, где водному транспорту нет альтернативы.
В годы серийной постройки большое количество СПК "Полесье" было построено на экспорт не только в страны СЭВ, но и в страны Западной Европы. В настоящее время они были и есть на реке Амур (точнее у китайцев на реке Сунгари), на реке Лене и ее притоках, в Белоруссии, на Украине, немного в центральных бассейнах. За последние двадцать лет на вторичном рынке Греция и Китай скупили на постсоветском пространстве подавляющее большинство судов на подводных крыльях, в том числе, и "Полесье".
Когда в начале 2010-х годов в Сети стали появляться сообщения о проектируемом СПК проекта 23180 "Валдай-45", они вызвали неподдельный интерес судостроительной общественности к этому судну. Проект разработан в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники – 2016" по теме "Крыло-РМ", примерно в 2010 году. В качестве головного исполнителя темы на сайте ФЦП РГМТ-2016 значится ОАО "НПП Радар ммс". После суммирования всей имеющейся на тот момент информацию, получались следующие проектные характеристики судна. Пассажирское судно на подводных крыльях "Валдай 45Р" (проект) предназначено для речных скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по малым рекам и водохранилищам разряда "Р" протяженностью до 400 км. Предполагаемый район эксплуатации — судоходные реки разряда "Р". Класс судна Российского Морского Регистра Судоходства. Предполагается возможность движения СПК "Валдай 45Р" в крыльевом режиме при высоте волны до 0,7 м и ветре до 2 баллов. При высоте волн до 1,2 м и ветре до 3 баллов — обеспечено безопасное плавание в водоизмещающем режиме.
Утверждалось, что суда на подводных крыльях типа "Валдай 45Р" будут иметь обтекаемый корпус из полимерных композиционных материалов, объединенный с надстройкой по схеме "монокок", машинное отделение, расположенное в кормовой части корпуса, полуутопленную в надстройку ходовую рубку в носовой части, пассажирский салон, расположенный в средней части корпуса. В качестве движителя применен один полупогруженный многолопастной гребной винт, имеющий большое дисковое отношение.
Рубка расположена на крыше надстройки, имеет круговой обзор. В пассажирском салоне, расположенном сразу за ней, установлены ряды пассажирских сидений. В заднем отделе средней части пассажирского салона расположен санузел и место для экипажа. Сразу за ними расположено машинное отделение. Вход в МО осуществляется через дверь. Площадка на тенте используется для посадки-высадки пассажиров на высокие причальные сооружения. С нее ведет спуск в МО через люк по трапу. Переборка МО оснащена мощной термозвукоизоляцией.
Посадка-высадка пассажиров, в том числе на необорудованный берег, осуществляется с расположенных в носовом пролете бортовых площадок, которые одновременно являются защитным ограждением носового крыльевого устройства. Здесь же располагаются швартовные устройства. Ожидается, что СПК "Валдай 45Р" будут отличаться высокими характеристиками обитаемости.
Гидродинамический комплекс судна включает обводы корпуса, крыльевое устройство и движитель в виде одного гребного винта, расположенного ниже кормового подводного крыла. Форма носа теплохода клинообразная, с сильно наклоненным форштевнем, корма транцевая, днище имеет килеватость. При сопряжении днища с корпусом образуется острая скула. На днище расположен один редан клиновидный в районе выхода гребного вала. Крыльевое устройство состоит из носового и кормового крыльевого устройств. Профиль крыла плоско-выпуклый с заостренной входящей кромкой. Носовые крылья V-образные в плане. Крылья крепятся к корпусу стойками. У носового крыла две из них расположены по бортам и две в ДП. Для кормового крыла в дополнение к бортовым стойкам в качестве промежуточных опор использован кронштейн гребного вала. Стойки крыльев выполнены разъемными. Нижняя часть стоек приварена к плоскости крыла, а верхняя крепится болтами к корпусу. Соединение стоек на фланцах – болтовое. На бортовых стойках носового крыла расположены щитки-закрылки, служащие для улучшения остойчивости в момент выхода на крылья. При необходимости угол установки закрылков может быть изменен.
Таблица 2
В машинном отделении установлен один V-образный, 12-цилиндровый двигатель D2842LE410 MAN с номинальной частотой вращения коленчатого вала 2100 об./мин., работающий через угловой редуктор на гребной винт.
Теплоход "Валдай 45Р" должен быть укомплектован радионавигацией и спасательными устройствами по нормам, предусмотренными Правилами Российского Морского Регистра Судоходства. Состав экипажа 2 человека. Подавляющее большинство информации приводилось на сайтах АО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е.Алексеева" (г. Нижний Новгород) и судостроительного завода "Вымпел" (г. Рыбинск), где предполагалось строить данное судно.
Конечно, при сравнении проектов 17091 (табл. 1) и проекта 23180 "Валдай-45Р" (табл. 2) было видно, что это одно и то же судно. Но больше всего интриговало декларируемое использование в конструкции СПК композитов для корпуса (а в некоторых материалах утверждалось, что и крыльевых устройств). Более того, эта информация получила подтверждение. На сайте ФЦП "Развитие гражданской морской техники — 2016" появились итоги реализации темы ОКР "Корпус-Композит", выполненной Средне-Невским судостроительным заводом. Цитирую информацию, которую желающие могут найти на сайте РГМТ-2016:
"2.2.1. Комплекс работ "Корпус-гибрид" ОКР "Корпус-Композит" — "Разработка технологии создания корпуса речного пассажирского судна на подводных крыльях, в том числе носовое крыльевое устройство из композитных материалов с организацией серийного производства". Головной исполнитель – ОАО "СНСЗ". Основные полученные практические результаты:
Разработанная технология создания корпуса речного пассажирского судна на подводных крыльях, в том числе носовое крыльевое устройство из композитных материалов, с организацией серийного производства и изготовленный с ее использованием корпус судна и носовое крыльевое устройство должны обеспечивать следующие технические характеристики по назначению:
По сравнению с проектом 23180 "Валдай 45Р" улучшены следующие показатели:
Было известно, что для проектирования СНСЗ были привлечены специалисты мирового уровня из-за рубежа. На выставках представители СНСЗ стали распространять листовки, на которых были изображения нового СПК (правда, почему-то с другим названием), но содержащие уже известные проектные характеристики. Судно проектировалось с другим, чем первоначально предполагалось, двигателем (но чего не бывает при необходимости импортозамещения).
Правда, несколько смущал внешний вид. Но это была модель, а к тому моменту в Сети циркулировало несколько изображений проектных проработок "Валдай-45Р".
Сказать, что судостроительная общественность была заинтригована, значит, ничего не сказать. Тем более, как было понятно из сайта РГМТ-2016, были изготовлены опытные образцы корпуса и крыльев, разработана РКД и технологическая документация. Не понятно было только, причем тут судостроительный завод "Вымпел", на сайте которого был опубликован официальный внешний вид СПК проекта 21380 "Валдай-45Р", потому что до этого он строил суда из легких сплавов. Но, в скором времени, когда СЗ "Вымпел" стал рекламировать свои катера из композитов (правда, из стеклопластика, а не из композита на базе углеродного волокна), все встало на свои места. И находилось там до весны 2017 года, когда СМИ стали регулярно сообщать о строительстве нового судна не в Санкт-Петербурге на СНСЗ, не в Рыбинске на СЗ "Вымпел", а на еще недавно заброшенной площадке бывшего Чкаловского филиала ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, видимо, переданной к тому времени АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева. Ситуация выглядела, мягко говоря, странной. Но в мире нет ничего невозможного. Большая производственная загрузка СЗ "Вымпел" и смена одного из крупных собственников предприятия могли повлечь за собой изменение планов по внедрению нового проекта, тем более, что ни говори, непрофильной для этого предприятия продукции – СПК из композитов. СНСЗ, загруженный своей основной продукцией, тоже мог изменить свои первоначальные намерения, отправив изготовленные элементы СПК водным путем в Чкаловск (в советские времена так и делали). Оставалось ждать презентации нового судна проектантом и строителем судна в одном лице — ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева".
При рассмотрении фотографий со спуска, которых много в Сети, у меня складывается впечатление (и, думаю, специалисты со мной согласятся), что материал корпуса и подводных крыльев СПК проекта 21380 "Валдай-45Р" не похож на композит на основе углеродного волокна. Он вообще не похож на композит. Корпус, похоже, изготовлен из легких сплавов, а подводные крылья — традиционно из нержавеющей стали.
Тогда какие выводы?
Во-первых, спроектировано и построено СПК по своим проектным характеристикам идентичное СПК проекта 17091 "Полесье" 1983 года, только имеющее пассажировместимость 45 чел., вместо 53 чел. у судна-прототипа. Я уже не говорю о том, что на СПК этого проекта, эксплуатирующихся в Республике Беларусь и на Украине, судовладельцы разбирают каюту и за счет этого увеличивают пассажировместимость судна до 60 чел. Кстати, отечественные Правила Российского Речного Регистра это допускают. То есть, СПК "Валдай-45Р" могло иметь пассажировместимость на 30 % больше, чем она есть. Во-вторых, сколько это судно строилось? Неизвестно. Но сообщения в прессе о закладке этого судна стали появляться зимой 2014-2015 годов. То есть судно строилось около трех лет. Это долго и, следовательно, дорого. В-третьих, получается, что проектантом оказались не востребованы технологии и опытные образцы, разработанные и изготовленные СНСЗ, и он пошел своим путем. Государственные деньги, а также усилия специалистов и рабочих СНСЗ оказались потрачены впустую. Короче – гора родила мышь!
Поздравлять ли ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" с данным проектом и головным судном? Я бы воздержался. Если конечной целью было возобновление производства СПК проекта 17091 "Полесье" в России, то зачем действовать так сложно? Судно удачное и востребованное (только не в России, мы все свои суда из Сибири успешно продаем в Китай, где они потом работают много лет). Можно еще предположить, что как калькодержатель ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" обладает авторскими правами на проект 17091, и он, скорее всего, хранится у него в архиве…
Непонятно, зачем строить СПК проекта 21380 "Валдай-45Р" в деревне Кузнецово, если есть тот же СЗ "Вымпел", который только что спустил СПК "Комета-120М" и собирается строить еще двадцать единиц судов этого проекта. Думаю, нашлось бы в его цехах место и для СПК проекта 21380 "Валдай-45Р", тем более, что оно теперь из легких сплавов.
И последнее. Отправлять опытный образец СПК, построенный после перерыва в четверть века в производстве судов этого типа, без опытной эксплуатации сразу в коммерческую эксплуатацию — это как-то странно. Может не получиться. Решение об отправке судов в бассейн нижней реки Оби тоже кажется, мягко говоря, странным — в этом бассейне СПК проекта 17091 "Полесье" никогда не работали, так как условия для их эксплуатации там неподходящие. Эти суда были и есть в России на Амуре, на Лене, немного их в центральных бассейнах. На нижней Оби СПК проекта 17091 "Полесье" не было. Конструкторы ЦКБ по СПК не могут этого не знать.
У меня складывается впечатление, что новые скоростные пассажирские суда, строящиеся последние годы в России, уходят на отдаленные окраины страны и там исчезают, не подавая признаков жизни. С 2015 года нет сообщений об эксплуатации двух А145 "Рэм Вяхирев" и "Виктор Черномырдин" на Ямале. Их не было в текущих расписаниях "Северречфлота" в прошедшую навигацию. Два судна проекта А217 (они условно скоростные, их скорость 25 км/час, в то время как скоростными считаются суда, имеющие скорость от 30 км/час и выше), построенные тем же Зеленодольским судостроительным заводом имени Горького, уже которую навигацию ржавеют в Архангельске и не эксплуатируются. Это в то время как, например, в Москве и в Санкт-Петербурге судоходные компании скупили и пустили в эксплуатацию уже все теплоходы проекта Р51Р "Москва", которые были в продаже в Европейской части России. Теперь они покупают и гонят в Москву с моря пассажирские суда типа "Александр Грин". А СПК "Валдай-45Р" пойдут в тундру…
Проектные характеристики и эксплуатационные особенности пассажирских судов на подводных крыльях, а также описания материалов, из которых эти суда изготовлены, почерпнуты из научно-технических отчетов по НИР, выполненной МГТУ им. Н.Э. Баумана по шифру "Сибирь" по государственному контракту № 13411.1007499.09.082 от 18.11.2013 г. с Министерством Промышленности и Торговли России по технологическому направлению № 3 "Концептуальные проекты морской техники" ("Новый облик") Федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы, мероприятие № 3.3.2 "Скоростные пассажирские суда", а также по ПНИ, выполненному МГТУ им. Н.Э. Баумана по теме "Разработка конструктивных и технологических решений надстройки из полимерных композиционных материалов для скоростного пассажирского судна на подводных крыльях с повышенными технико-экономическими характеристиками" по соглашению о предоставлении субсидии № 14.577.21.0103 с Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы", которыми автор руководил.
Материалы по теме:
Флот, вставший на крыло (первая часть серии публикаций Михаила Францева об СПК)
Но тем не менее 28 сентября на территории научно-производственного комплекса ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" в деревне Кузнецово Чкаловского района Нижегородской области (для тех, кто не совсем в курсе, это опытно-экспериментальная база Р.Е. Алексеева на реке Троце, которая впоследствии, в течение нескольких десятилетий называлась Чкаловским филиалом ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова) спустили на воду современное судно на подводных крыльях (далее СПК) проекта 23180 "Валдай 45Р".
Первому судну дали имя "Ростислав Алексеев" — в честь создателя советских судов на подводных крыльях, легендарных "Ракет" и "Метеоров".
Сообщено, что заложено второе судно этого проекта. Также сообщено, что после Чемпионата мира по футболу 2018 г. оба судна направятся к своему заказчику в Ханты-Мансийский автономный округ.
Первое, что радует, – это имя нового судна. Несмотря на то, что в Сормове на постаменте стоит, а в Санкт-Петербурге по Неве ходит СПК проекта 342Э, носящее имя великого конструктора, автор статьи считает, что много в таком вопросе не бывает. Память Р.Е. Алексеева и его вклад в отечественное судостроение достойны увековечения и в более крупных судах.
Попробуем разобраться, что же такое спустили на воду 28 сентября 2017 года в Горьковском водохранилище.
СПК проекта 1709 "Беларусь", как уже говорилось в предыдущей статье, выпускалось Гомельским ССРЗ более семнадцати лет, пока ему на смену не пришло СПК второго поколения. На его проектных характеристиках и конструкции стоит остановиться подробнее.
Пассажирское судно на подводных крыльях проекта 17091 "Полесье" / Фото предоставлено Михаилом Францевым |
Пассажирское судно на подводных крыльях "Полесье" проекта 17091 предназначено для речных скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по малым рекам и водохранилищам разряда "Р" протяженностью до 400 км. Оно создано для замены на линиях СПК типа "Ракета-М" и "Беларусь". В его конструкции учтен опыт эксплуатации СПК "Ракета", "Беларусь" и "Метеор", и по отношению к ним оно является судном на подводных крыльях следующего поколения.
Строилось с 1983 по 2008 год по проекту 17091 на класс "Р" Российского Речного Регистра. Завод-строитель: Гомельский судостроительный завод. Всего построено более 100 единиц СПК типа "Полесье" за годы производства. К сожалению, в настоящее время производство СПК "Полесье" на Гомельском судостроительном заводе свернуто. Сам завод прекратил существование как судостроительный комплекс полностью утратив технологический уровень.
Суда на подводных крыльях типа "Полесье" имеют цельнометаллический обтекаемый корпус, объединенный с надстройкой по схеме "монокок", машинное отделение, расположенное в кормовой части корпуса, полуутопленную в надстройку ходовую рубку в носовой части, пассажирский салон, расположенный в средней части корпуса. В качестве движителя применен один полупогруженный многолопастной гребной винт, имеющий большое дисковое отношение.
Корпус СПК "Полесье" выполнен цельнометаллическим, заодно с надстройкой. При конструировании корпуса теплохода "Полесье" в полной мере учтен технологический опыт совершенствования конструкции корпуса и надстройки СПК "Восход". Корпус и надстройка СПК "Полесье" выполнены из сварной конструкции, изготовленной из алюминиевого сплава 1561М. Некоторые подкрепляющие элементы корпуса выполнены из стали ВСт3сп. Система набора корпуса теплохода смешанная, навесная. Шпация на корпусе и надстройке имеет размер 500 мм. На всех судах серии в конструкции корпуса и надстройки широко применены прессованные панели из сплава 1561. Корпус разделен шестью водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, шесть из которых являются отсеками плавучести. Корпус и надстройка по наружной обшивке сварные, с приклепанным поперечным набором. Наряду со сваркой при изготовлении корпуса применялись клеено-клепанные соединения. Фундаментные балки под главные двигатели выполнены комбинированными: сварными и клепаными. В местах соединения с крыльевым устройством корпус имеет соответствующие подкрепления. Надстройка включена в состав эквивалентного бруса и участвует в общем изгибе. Система набора смешанная, навесная.
Рубка расположена на крыше надстройки, имеет круговой обзор. В пассажирском салоне, расположенном сразу за ней, установлены ряды пассажирских сидений. В заднем отделе средней части пассажирского салона расположен санузел и место для экипажа. Сразу за ними расположено машинное отделение. Вход в МО осуществляется через дверь. Площадка на тенте используется для посадки-высадки пассажиров на высокие причальные сооружения. С нее ведет спуск в МО через люк по трапу. Переборка МО оснащена мощной термозвукоизоляцией.
Таблица 1
Технические характеристики судна на подводных крыльях "Полесье" проекта 17091 | |
Тип судна | Судно на подводных крыльях |
Год постройки головного судна | 1983 |
Название головного судна | "Полесье" |
Место постройки | Гомельский судостроительный завод |
Класс Речного Регистра | "Р" |
Максимальное водоизмещение, т | 20,5 |
Длина габаритная, м | 21,2 |
Ширина габаритная, м | 5,0 |
Высота корпуса, м | 3,2 |
Осадка на плаву/на крыльях, м | 1,0/0,4 |
Мощность главных двигателей, л.с | 1000/1100 |
Скорость хода в стоячей воде на подводных крыльях, км/ч | 65 |
Максимальная скорость хода, км/ч | 70 |
Пассажировместимость, чел. | 53 транзитные перевозки 65 пригородные перевозки) |
Посадка-высадка пассажиров, в том числе на необорудованный берег, осуществляется с расположенных в носовом пролете бортовых площадок, которые одновременно являются защитным ограждением носового крыльевого устройства. Здесь же располагаются швартовные устройства.
В машинном отделении установлен один V-образный, 12-цилиндровый, двигатель М-401 с номинальной частотой вращения коленчатого вала 1600 об./мин., работающий через угловой редуктор на гребной винт.
Теплоход укомплектован радионавигацией и спасательными устройствами по нормам, предусмотренными Правилами Российского Речного Регистра. Состав экипажа 2 человека. СПК отличается высокими характеристиками обитаемости.
Стоит рассмотреть особенности архитектуры и компоновки пассажирского СПК проекта 17091 "Полесье", а также некоторые особенности его эксплуатации.
Общее расположение пассажирского судна на подводных крыльях проекта 17091 "Полесье" / Фото предоставлено Михаилом Францевым |
Формообразование надводной части корпуса и надстройки характеризуется динамизмом внешнего облика в сочетании с некоторым упрощением формы, обусловленными технологическими особенностями обработки легких сплавов, примененных для надводной части корпуса и надстройки. СПК "Полесье" позволяет высаживать пассажиров на необорудованный берег. Кроме того, его компоновка предусматривает наличие площадки, в кормовой части тентовой палубы, предназначенной для посадки-высадки пассажиров на высокие дебаркадеры, что обусловливает повышенную толщину настила палубы (крыши надстройки) в этом районе, а также мест для крепления стоек леерного ограждения. Следовательно там возникают сосредоточенные знакопеременные нагрузки.
Кроме того, в кормовой части пассажирского СПК проекта 17091 "Полесье" расположено машинное отделение. В этом районе на надстройке расположены воздухозаборники, выхлопные трубы главного двигателя и другие устройства. Район машинного отделения характеризуется повышенными шумами, вибрациями и другими динамическими нагрузками, а также излучением тепловой энергии от главного двигателя, его выхлопных трубопроводов и других агрегатов машинного отделения.
Более чем тридцатилетний опыт эксплуатации пассажирских СПК типа "Полесье" подтвердил его высокие положительные качества. СПК типа "Полесье" обеспечили скоростные и комфортные пассажирские перевозки на малых реках разрядов "Р" и "Л" на местных и пригородных линиях. С помощью СПК типа "Полесье" существенно расширилась география скоростных линий, ранее обслуживаемых СПК "Ракета-М" и "Беларусь".
Основные достоинства судов на подводных крыльях типа "Полесье", подтвержденные опытом эксплуатации, — это сочетание высокой скорости, достаточной пассажировместимости и высокого комфорта, а также способности двигаться в условиях мелководья и извилистых фарватеров. СПК проекта 17091, до настоящего времени находящиеся в эксплуатации на территории России, демонстрируют высокие характеристики долговечности.
В процессе эксплуатации установлено, что "Полесье" обеспечивает приемлемые экономические результаты не только на линиях в виде регулярных, четко обозначенных продолжительных маршрутов, но и в условиях коротких линий с достаточно большим количеством остановочных пунктов, составляя при этом полноценную конкуренцию автомобильному транспорту. Наиболее ярко преимущества этих СПК проявляются там, где водному транспорту нет альтернативы.
В годы серийной постройки большое количество СПК "Полесье" было построено на экспорт не только в страны СЭВ, но и в страны Западной Европы. В настоящее время они были и есть на реке Амур (точнее у китайцев на реке Сунгари), на реке Лене и ее притоках, в Белоруссии, на Украине, немного в центральных бассейнах. За последние двадцать лет на вторичном рынке Греция и Китай скупили на постсоветском пространстве подавляющее большинство судов на подводных крыльях, в том числе, и "Полесье".
Пассажирское СПК проекта 17091 "Полесье" на ходу / Фото предоставлено Михаилом Францевым |
Когда в начале 2010-х годов в Сети стали появляться сообщения о проектируемом СПК проекта 23180 "Валдай-45", они вызвали неподдельный интерес судостроительной общественности к этому судну. Проект разработан в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники – 2016" по теме "Крыло-РМ", примерно в 2010 году. В качестве головного исполнителя темы на сайте ФЦП РГМТ-2016 значится ОАО "НПП Радар ммс". После суммирования всей имеющейся на тот момент информацию, получались следующие проектные характеристики судна. Пассажирское судно на подводных крыльях "Валдай 45Р" (проект) предназначено для речных скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по малым рекам и водохранилищам разряда "Р" протяженностью до 400 км. Предполагаемый район эксплуатации — судоходные реки разряда "Р". Класс судна Российского Морского Регистра Судоходства. Предполагается возможность движения СПК "Валдай 45Р" в крыльевом режиме при высоте волны до 0,7 м и ветре до 2 баллов. При высоте волн до 1,2 м и ветре до 3 баллов — обеспечено безопасное плавание в водоизмещающем режиме.
Утверждалось, что суда на подводных крыльях типа "Валдай 45Р" будут иметь обтекаемый корпус из полимерных композиционных материалов, объединенный с надстройкой по схеме "монокок", машинное отделение, расположенное в кормовой части корпуса, полуутопленную в надстройку ходовую рубку в носовой части, пассажирский салон, расположенный в средней части корпуса. В качестве движителя применен один полупогруженный многолопастной гребной винт, имеющий большое дисковое отношение.
Рубка расположена на крыше надстройки, имеет круговой обзор. В пассажирском салоне, расположенном сразу за ней, установлены ряды пассажирских сидений. В заднем отделе средней части пассажирского салона расположен санузел и место для экипажа. Сразу за ними расположено машинное отделение. Вход в МО осуществляется через дверь. Площадка на тенте используется для посадки-высадки пассажиров на высокие причальные сооружения. С нее ведет спуск в МО через люк по трапу. Переборка МО оснащена мощной термозвукоизоляцией.
Посадка-высадка пассажиров, в том числе на необорудованный берег, осуществляется с расположенных в носовом пролете бортовых площадок, которые одновременно являются защитным ограждением носового крыльевого устройства. Здесь же располагаются швартовные устройства. Ожидается, что СПК "Валдай 45Р" будут отличаться высокими характеристиками обитаемости.
Гидродинамический комплекс судна включает обводы корпуса, крыльевое устройство и движитель в виде одного гребного винта, расположенного ниже кормового подводного крыла. Форма носа теплохода клинообразная, с сильно наклоненным форштевнем, корма транцевая, днище имеет килеватость. При сопряжении днища с корпусом образуется острая скула. На днище расположен один редан клиновидный в районе выхода гребного вала. Крыльевое устройство состоит из носового и кормового крыльевого устройств. Профиль крыла плоско-выпуклый с заостренной входящей кромкой. Носовые крылья V-образные в плане. Крылья крепятся к корпусу стойками. У носового крыла две из них расположены по бортам и две в ДП. Для кормового крыла в дополнение к бортовым стойкам в качестве промежуточных опор использован кронштейн гребного вала. Стойки крыльев выполнены разъемными. Нижняя часть стоек приварена к плоскости крыла, а верхняя крепится болтами к корпусу. Соединение стоек на фланцах – болтовое. На бортовых стойках носового крыла расположены щитки-закрылки, служащие для улучшения остойчивости в момент выхода на крылья. При необходимости угол установки закрылков может быть изменен.
Таблица 2
Технические характеристики судна на подводных крыльях "Валдай 45Р" (проект) | |
Длина габаритная, м | 21,3 |
Ширина габаритная, м | 5,2 |
Высота габаритная (от уровня воды) при ходе на крыльях, м | 6,3 |
Осадка габаритная на плаву, м | 1,1 |
Водоизмещение полное, т: | 21,4 |
Водоизмещении порожнем, т | 15,9 |
Скорость хода, км/час | 65,0 |
Мореходность, высота волны, м | 1,2 |
Пассажировместимость | 45 |
Мощность главных двигателей D2842LE410 "MAN", кВт | 809 |
Дальность хода в полном водоизмещении по запасам топлива, км | 400 |
Автономность плавания (продолжительность одного рейса), час | 8 |
В машинном отделении установлен один V-образный, 12-цилиндровый двигатель D2842LE410 MAN с номинальной частотой вращения коленчатого вала 2100 об./мин., работающий через угловой редуктор на гребной винт.
Теплоход "Валдай 45Р" должен быть укомплектован радионавигацией и спасательными устройствами по нормам, предусмотренными Правилами Российского Морского Регистра Судоходства. Состав экипажа 2 человека. Подавляющее большинство информации приводилось на сайтах АО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е.Алексеева" (г. Нижний Новгород) и судостроительного завода "Вымпел" (г. Рыбинск), где предполагалось строить данное судно.
Общее расположение пассажирского судна на подводных крыльях проекта "Валдай-45Р" / Фото предоставлено Михаилом Францевым |
Конечно, при сравнении проектов 17091 (табл. 1) и проекта 23180 "Валдай-45Р" (табл. 2) было видно, что это одно и то же судно. Но больше всего интриговало декларируемое использование в конструкции СПК композитов для корпуса (а в некоторых материалах утверждалось, что и крыльевых устройств). Более того, эта информация получила подтверждение. На сайте ФЦП "Развитие гражданской морской техники — 2016" появились итоги реализации темы ОКР "Корпус-Композит", выполненной Средне-Невским судостроительным заводом. Цитирую информацию, которую желающие могут найти на сайте РГМТ-2016:
"2.2.1. Комплекс работ "Корпус-гибрид" ОКР "Корпус-Композит" — "Разработка технологии создания корпуса речного пассажирского судна на подводных крыльях, в том числе носовое крыльевое устройство из композитных материалов с организацией серийного производства". Головной исполнитель – ОАО "СНСЗ". Основные полученные практические результаты:
- Изготовлены опытные образцы секций корпуса и носового крыльевого устройства судна на подводных крыльях с применением углеродных армирующих материалов и с использованием вновь разработанной технологии вакуумной инфузии.
- С учетом полученных результатов прочностных испытаний опытных образцов разработана рабочая конструкторская и технологическая документация для изготовления натурных образцов корпуса и носового крыльевого устройства.
- Изготовлены натурные образцы корпуса и носового крыльевого устройства.
- Разработана рабочая конструкторская документация для серийного изготовления судна на подводных крыльях проекта 23180К.
- Разработаны технологическая инструкции на изготовление корпуса и носового крыльевого устройства методом вакуумной инфузии.
Разработанная технология создания корпуса речного пассажирского судна на подводных крыльях, в том числе носовое крыльевое устройство из композитных материалов, с организацией серийного производства и изготовленный с ее использованием корпус судна и носовое крыльевое устройство должны обеспечивать следующие технические характеристики по назначению:
- Скорость хода — около 60 км/час.
- Длина корпуса — около 21 м.
- Ширина корпуса — около 3,6 м.
По сравнению с проектом 23180 "Валдай 45Р" улучшены следующие показатели:
- улучшена экономическая эффективность постройки и эксплуатации судна;
- улучшены динамические характеристики судна;
- увеличена дальность плавания на 10%, увеличен межремонтный интервал;
- улучшены условия обитаемости на борту.
Было известно, что для проектирования СНСЗ были привлечены специалисты мирового уровня из-за рубежа. На выставках представители СНСЗ стали распространять листовки, на которых были изображения нового СПК (правда, почему-то с другим названием), но содержащие уже известные проектные характеристики. Судно проектировалось с другим, чем первоначально предполагалось, двигателем (но чего не бывает при необходимости импортозамещения).
Правда, несколько смущал внешний вид. Но это была модель, а к тому моменту в Сети циркулировало несколько изображений проектных проработок "Валдай-45Р".
Проект пассажирского судна на подводных крыльях "Валдай-45Р" (общий вид) / Фото предоставлено Михаилом Францевым |
Сказать, что судостроительная общественность была заинтригована, значит, ничего не сказать. Тем более, как было понятно из сайта РГМТ-2016, были изготовлены опытные образцы корпуса и крыльев, разработана РКД и технологическая документация. Не понятно было только, причем тут судостроительный завод "Вымпел", на сайте которого был опубликован официальный внешний вид СПК проекта 21380 "Валдай-45Р", потому что до этого он строил суда из легких сплавов. Но, в скором времени, когда СЗ "Вымпел" стал рекламировать свои катера из композитов (правда, из стеклопластика, а не из композита на базе углеродного волокна), все встало на свои места. И находилось там до весны 2017 года, когда СМИ стали регулярно сообщать о строительстве нового судна не в Санкт-Петербурге на СНСЗ, не в Рыбинске на СЗ "Вымпел", а на еще недавно заброшенной площадке бывшего Чкаловского филиала ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, видимо, переданной к тому времени АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева. Ситуация выглядела, мягко говоря, странной. Но в мире нет ничего невозможного. Большая производственная загрузка СЗ "Вымпел" и смена одного из крупных собственников предприятия могли повлечь за собой изменение планов по внедрению нового проекта, тем более, что ни говори, непрофильной для этого предприятия продукции – СПК из композитов. СНСЗ, загруженный своей основной продукцией, тоже мог изменить свои первоначальные намерения, отправив изготовленные элементы СПК водным путем в Чкаловск (в советские времена так и делали). Оставалось ждать презентации нового судна проектантом и строителем судна в одном лице — ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева".
При рассмотрении фотографий со спуска, которых много в Сети, у меня складывается впечатление (и, думаю, специалисты со мной согласятся), что материал корпуса и подводных крыльев СПК проекта 21380 "Валдай-45Р" не похож на композит на основе углеродного волокна. Он вообще не похож на композит. Корпус, похоже, изготовлен из легких сплавов, а подводные крылья — традиционно из нержавеющей стали.
Подготовка к спуску СПК "Валдай-45Р" / Фото предоставлено Михаилом Францевым |
Тогда какие выводы?
Во-первых, спроектировано и построено СПК по своим проектным характеристикам идентичное СПК проекта 17091 "Полесье" 1983 года, только имеющее пассажировместимость 45 чел., вместо 53 чел. у судна-прототипа. Я уже не говорю о том, что на СПК этого проекта, эксплуатирующихся в Республике Беларусь и на Украине, судовладельцы разбирают каюту и за счет этого увеличивают пассажировместимость судна до 60 чел. Кстати, отечественные Правила Российского Речного Регистра это допускают. То есть, СПК "Валдай-45Р" могло иметь пассажировместимость на 30 % больше, чем она есть. Во-вторых, сколько это судно строилось? Неизвестно. Но сообщения в прессе о закладке этого судна стали появляться зимой 2014-2015 годов. То есть судно строилось около трех лет. Это долго и, следовательно, дорого. В-третьих, получается, что проектантом оказались не востребованы технологии и опытные образцы, разработанные и изготовленные СНСЗ, и он пошел своим путем. Государственные деньги, а также усилия специалистов и рабочих СНСЗ оказались потрачены впустую. Короче – гора родила мышь!
Поздравлять ли ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" с данным проектом и головным судном? Я бы воздержался. Если конечной целью было возобновление производства СПК проекта 17091 "Полесье" в России, то зачем действовать так сложно? Судно удачное и востребованное (только не в России, мы все свои суда из Сибири успешно продаем в Китай, где они потом работают много лет). Можно еще предположить, что как калькодержатель ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" обладает авторскими правами на проект 17091, и он, скорее всего, хранится у него в архиве…
Непонятно, зачем строить СПК проекта 21380 "Валдай-45Р" в деревне Кузнецово, если есть тот же СЗ "Вымпел", который только что спустил СПК "Комета-120М" и собирается строить еще двадцать единиц судов этого проекта. Думаю, нашлось бы в его цехах место и для СПК проекта 21380 "Валдай-45Р", тем более, что оно теперь из легких сплавов.
И последнее. Отправлять опытный образец СПК, построенный после перерыва в четверть века в производстве судов этого типа, без опытной эксплуатации сразу в коммерческую эксплуатацию — это как-то странно. Может не получиться. Решение об отправке судов в бассейн нижней реки Оби тоже кажется, мягко говоря, странным — в этом бассейне СПК проекта 17091 "Полесье" никогда не работали, так как условия для их эксплуатации там неподходящие. Эти суда были и есть в России на Амуре, на Лене, немного их в центральных бассейнах. На нижней Оби СПК проекта 17091 "Полесье" не было. Конструкторы ЦКБ по СПК не могут этого не знать.
У меня складывается впечатление, что новые скоростные пассажирские суда, строящиеся последние годы в России, уходят на отдаленные окраины страны и там исчезают, не подавая признаков жизни. С 2015 года нет сообщений об эксплуатации двух А145 "Рэм Вяхирев" и "Виктор Черномырдин" на Ямале. Их не было в текущих расписаниях "Северречфлота" в прошедшую навигацию. Два судна проекта А217 (они условно скоростные, их скорость 25 км/час, в то время как скоростными считаются суда, имеющие скорость от 30 км/час и выше), построенные тем же Зеленодольским судостроительным заводом имени Горького, уже которую навигацию ржавеют в Архангельске и не эксплуатируются. Это в то время как, например, в Москве и в Санкт-Петербурге судоходные компании скупили и пустили в эксплуатацию уже все теплоходы проекта Р51Р "Москва", которые были в продаже в Европейской части России. Теперь они покупают и гонят в Москву с моря пассажирские суда типа "Александр Грин". А СПК "Валдай-45Р" пойдут в тундру…
Пассажирское СПК проекта 23180 "Валдай-45Р" (официальный внешний вид) / Фото предоставлено Михаилом Францевым |
Проектные характеристики и эксплуатационные особенности пассажирских судов на подводных крыльях, а также описания материалов, из которых эти суда изготовлены, почерпнуты из научно-технических отчетов по НИР, выполненной МГТУ им. Н.Э. Баумана по шифру "Сибирь" по государственному контракту № 13411.1007499.09.082 от 18.11.2013 г. с Министерством Промышленности и Торговли России по технологическому направлению № 3 "Концептуальные проекты морской техники" ("Новый облик") Федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы, мероприятие № 3.3.2 "Скоростные пассажирские суда", а также по ПНИ, выполненному МГТУ им. Н.Э. Баумана по теме "Разработка конструктивных и технологических решений надстройки из полимерных композиционных материалов для скоростного пассажирского судна на подводных крыльях с повышенными технико-экономическими характеристиками" по соглашению о предоставлении субсидии № 14.577.21.0103 с Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы", которыми автор руководил.
Михаил Францев,
инженер-кораблестроитель, кандидат технических наук
инженер-кораблестроитель, кандидат технических наук
Материалы по теме:
Флот, вставший на крыло (первая часть серии публикаций Михаила Францева об СПК)