Нужны ледоколы, опорные зоны и полномочия для "Росатома"

В начале декабря в Санкт-Петербурге зима была только на календаре. Редкий снег выпадал и сразу таял, температура днем держалась выше нуля. Зато в город пришла Арктика. Точнее, двухдневный Международный форум "Арктика: настоящее и будущее" — ежегодная выставка и конференция по вопросам состояния и развития арктических территорий России, проводящаяся в Северной столице.
Корабел.ру

Форум, как обычно, превратился в масштабное событие, широко освещаемое СМИ. О размахе его говорит одно только количество зарегистрированных участников — 1600 делегатов. В числе "випов" — министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр энергетики Александр Новак, губернаторы арктических регионов, главы судоходных компаний, представители судостроительной отрасли, делегаты от бизнеса и науки. Отдельной строкой отметим присутствие вице-премьера Дмитрия Рогозина, под руководством которого в рамках форума прошло заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики.

И, конечно, в очередной раз участником, практически лицом форума, стал известный российский полярник, спецпредставитель президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. Возглавляемая им Межрегиональная общественная организация "Ассоциация полярников" собственно и является главным организатором мероприятия.

Вкратце обрисуем, как проходил этот форум и чем он запомнился участникам.
 
Корабел.ру


Восемь зон, одна в уме

Первый день открылся пленарным заседанием на тему опорных зон развития в арктических регионах России. Напомним, что "опорные зоны" — ключевой термин новой отечественной стратегии развития Арктики. С ее принятием весь обширный регион поделят на восемь географических сегментов, каждый из которых будет рассматриваться как отдельный масштабный проект. В рамках этих сегментов предполагается организовать плотное взаимодействие между государством и бизнесом, формировать промышленные кластеры, создавать научно-производственные цепочки. Проще говоря, на смену отраслевому принципу развития Арктики приходит географический.

Как пояснил в ходе своего выступления на форуме заместитель директора регионального развития Министерства экономического развития РФ Дмитрий Веригин, проект закона об опорных зонах сейчас разрабатывается в недрах его ведомства. Всего таких зон, как уже было сказано, создается восемь: Кольская, Архангельская, Ненецкая, Ямало-Ненецкая, Воркутинская, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская. Каждая из них была презентована на пленарном заседании первого дня форума губернатором соответствующего региона. Разве что Ямало-Ненецкий округ и Архангельская область были представлены на уровне вице-губернаторов.

Есть некоторая вероятность, что к перечисленным опорным зонам прибавится девятая — Карельская. С докладом о перспективах ее создания на форуме выступил глава Республики Карелия Артур Парфенчиков. Аргументируя это предложение, он назвал свой регион "Воротами в Арктику"

— Сегодня карельская арктическая зона — средоточие пересечения железнодорожного, автотранспорта. И не только в российском направлении, но и в направлении Евросоюза. Это и Беломорско-Балтийский канал, который в случае его постепенной реконструкции может стать еще более важным направлением связи Арктики с российским и международным южным направлением, — заявил Артур Парфенчиков.
 
Корабел.ру

Воротами самой Карелии в Арктику при этом, по задумке властей республики, должен стать Беломорский глубоководный порт, проект которого был выдвинут несколько лет назад, но пока не реализован из-за нехватки финансирования.

Своего рода итог обсуждению перспектив развития российского Севера на "пленарке" подвел член комитета Госдумы по энергетике Виктор Зубарев.

— Российское присутствие в Арктике нуждается в механизмах, институтах развития и адекватной управленческой модели. Сейчас идет активная дискуссия относительно управляющего органа Северного морского пути. Что касается параметра опорных зон, считаю важным на государственном уровне ставить вопрос о создании интегратора в этих арктических территориях, — отметил чиновник.


Время Рогозина

Второй день форума открыло совещание на тему "Время Арктики: социально-экономическое развитие полярного региона". Общий смысл всех выступлений сводился к тому, что за добычей ресурсов и строительством военных баз нельзя забывать, что эта территория вообще-то, в первую очередь, место, где живут люди. Причем часть населения там является коренным, и не учитывать этот фактор просто нельзя. Такую тональность последующим докладам задал выступавший одним из первых вице-премьер Дмитрий Рогозин.

— Мы верим, что наступает время серьезных изменений, перемен. По крайней мере сегодня Арктика — это точка особого понимания. Цель этих перемен — не освоение природных ресурсов и не милитаризация Арктики. Наша цель — сохранить присутствие человека в Арктике, выстроить для человека видимые долгосрочные жизненные перспективы. Наши арктические территории мы воспринимаем как территории для жизни, несмотря на то что жизнь в Арктике сложная и требует новых технологий, которые бы обеспечили комфортное пребывание граждан в Арктической зоне.
 
Корабел.ру

По его словам, определенные успехи в развитии отечественной Арктики уже достигнуты, но есть еще немало нерешенных вопросов как в нормативно-правовой базе, так и в социальной сфере. Существуют и заметные экологические проблемы.

В то же время важно, что в регион пошли серьезные деньги. По данным Дмитрия Рогозина, финансирование госпрограммы развития Заполярья на 2015 — 2025 годы составляет 190 млрд рублей. Бюджетные средства, пояснил он, распределяются по трем векторам. Часть из них будет выделена на развитие опорных зон, еще часть потратят на развитие Северного морского пути, в частности, и арктического судоходства в целом. Третий финансовый поток обеспечит приобретение современного оборудования и внедрение новых технологий.

— Помимо этих средств государство сегодня уже вкладывает средства в строительство новых ледоколов, в развитие арктической транспортной и энергетической инфраструктуры, а также в очистку и рекультивацию арктических территорий, — сказал Рогозин.

В качестве примера были приведены новейшие ледоколы проекта 22220. "Арктику" планируется ввести в эксплуатацию уже в 2019 году, еще два серийных ледокола этого проекта войдут в строй до 2021 году. Кроме того, была упомянута плавучая атомная электростанция — уникальный проект, который должен заработать в 2019 году, обеспечивая энергией Чукотку.
 
Корабел.ру

После завершения пленарного заседания Дмитрий Рогозин осмотрел экспозицию форума — стенды Минпромторга, компании "Газпром", "МРТС", Объединенной судостроительной корпорации, Крыловского ГНЦ и других участников "Арктики-2017". На стенде Роскартографии ему сделали подарок — "Национальный атлас Арктики", который вышел из печати всего десять дней назад. Это фундаментальное картографическое и научно-справочное издание, аналогов которому в мире нет.

Наиболее полный атлас, которым пользовались специалисты до сих пор, вышел еще в 1985 году. За эти годы появилось немало уточнений, которые необходимо было внести. К тому же, прежний атлас по сути был просто картографическим сводом. Новое же издание обрело характер энциклопедии — на его страницах масса актуальной справочной информации о географических, экологических, экономических, историко-этнографических, демографических, культурологических и социальных характеристиках и особенностях Российской Арктики.


"Росатом" всея Севморпути

Подарок вице-премьеру явно понравился, он даже счел нужным упомянуть его, открывая состоявшееся в рамках форума заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики:

— Безусловно, нужно поблагодарить коллектив авторов за хорошую работу. Фактически это первый комплексный свод научно-справочной информации по арктической зоне за последние 30 лет.
 
Корабел.ру

После этой преамбулы Дмитрий Рогозин еще раз прошелся по необходимости строительства мощных ледоколов типа "Лидер", без которых невозможна реализация амбициозных планов по добыче углеводородов на северном шельфе. Продолжая тему арктического судоходства, он отметил, что вопрос развития Северного морского пути требует предоставления существенных полномочий корпорации "Росатом".

О том, что имеется в виду, уже более конкретно рассказал заместитель министра экономики Савва Шипов:

— В компетенции госкорпорации "Росатом" будут входить функции в сфере судоходства, развития портовой инфраструктуры, безопасности мореплавания, а также обеспечения необходимых сервисов в рамках одного инфраструктурного оператора и оказания государственных услуг полностью морской деятельности. Кроме того госкорпорация "Росатом" может выступать координатором и участником со стороны государства при реализации комплексных инвестиционных проектов в Арктике и обеспечить привлечение инвестиций, в том числе иностранных. Для этого Минэкономразвития России также считает целесообразным дополнительно наделить госкорпорацию "Росатом" полномочиями и функциями по развитию территорий, прилегающих к морским портам, расположенным на побережье акватории Севморпути, а также по осуществлению гидрометеорологического обеспечения, мониторинга и контроля безопасности в акватории Севморпути и на прилегающих территориях.

Контуры зоны ответственности "Росатома" будут проработаны до конца года. Одновременно будут представлены предложения по нормативно-правовому обеспечению деятельности нового куратора Северного морского пути.

Надо сказать, что перспективам Северного морского пути на форуме была посвящена отдельная сессия с довольно интересными докладами. Но об этом мы расскажем чуть позже в отдельном материале. Следите за публикациями на "Корабел.ру"!
 
Корабел.ру

P.S. Форум "Арктика: настоящее и будущее" продлился два дня. Вернее, три — но третий день целиком был посвящен культурной программе для приезжих делегатов. И символично, что именно в этот последний день форума в Петербург, наконец, пришла настоящая зима — без дождей и слякоти, с белым пушистым снегом, идущим в течение суток.
 

Материалы по теме:
Конец полярной ночи? (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2016 года)
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
Еще ледоколы, больше ледоколов! (о строительстве новых ледоколов)



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости