– Константин Николаевич, чем вы занимаетесь?
– Я заведующий кафедрой "Судостроение и энергетические комплексы морской техники" .
Наша кафедра входит в состав Института морских технологий, энергетики и транспорта, который, в свою очередь, входит в Астраханский государственный технический университет. Как университет, мы имеем несколько филиалов: в Подмосковье, Краснодарском крае, а также в Узбекистане.
– Каких специалистов готовите?
– На кафедре мы готовим судостроителей по направлению "Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры" – бакалавриат, магистратура, а также имеется возможность продолжения обучения в аспирантуре. На других кафедрах Института готовим судомехаников, электромехаников. В целом, так как АГТУ находится в ведении Федерального агентства по рыболовству, у нас все-таки больше рыбохозяйственный профиль.
– Какой факультет пользуется наибольшей популярностью у абитуриентов?
– Нельзя выделить какой-то один факультет (институт). У нас по всем институтам осуществляется большой набор. Наши специалисты востребованы в отрасли и выпускники по большей части остаются в Астрахани и регионе. Конкурс на наши направления и специальности достаточно высокий, проходной балл ЕГЭ тоже соответственно. На кафедре мы готовим кадры в первую очередь для Астраханской области, т.к. в регионе большое количество судостроительных и судоремонтных предприятий.
– Как после выпуска вы отслеживаете профессиональную судьбу своих выпускников?
– Мы ежегодно собираем такую информацию по заводам, от самих выпускников и отправляем ее Федеральное агентство по рыболовству.
– Расскажите о себе, где вы учились?
– В 1995 году я окончил АГТУ по специальности инженер-судомеханик.
– Вы работали на судах?
– Работал, да, но недолго, имею диплом механика третьего разряда. Нынешние студенты сейчас также могут получить диплом, кто учится на соответствующей специальности. Изменения появились только в плавательном цензе, раньше он был меньше: 8-10 месяцев, а сейчас больше: 12-14 месяцев. По окончании университета ребята получают рабочий диплом с учетом плавательного ценза.
– А почему ушли со флота?
– У нас были очень хорошие практики на судах, начиная с 1991 года, после второго курса мы даже в Африке были. В 1993 году я работал на "Волганефти" в должности матрос-моторист. А ушел я потому, что мне предложили работать в университете.
– Почему на ваш взгляд существует дефицит кадров, если по вашим словам все места в университете ежегодно заняты?
– Если говорить о дефиците, то надо отметить, что в отрасли существует дефицит конкретно высококвалифицированных кадров. А текучка связана с тем, что на разных заводах страны разные зарплаты, а лучшие кадры всегда идут туда, где больше платят.
– Ну то есть какого-то комплексного решения проблемы дефицита кадров нет Например, построить новые университеты, открыть дополнительные факультеты по подготовке?
– Так называемый дефицит кадров в каждом случае – это дефицит определенных знаний и умений, прежде всего, в практической подготовке. Здесь речь больше идет о совершенствовании именно лабораторного оборудования, чтобы оно было более новым, и именно тем, которое используется либо на современных судах, либо на судостроительных заводах. А у каждого института свои возможности по расширению. В АГТУ, у нас на кафедре есть профильные лаборатории по судостроению. Кроме того при поддержке "Судостроительного завода "Лотос"", в университете сейчас ведется создание и оснащение лабораторий по подготовке специалистов в области судовых трубопроводов.
Если говорить про цепочку ВУЗ-завод, то цель АГТУ подсказывать какие-то технологии, основанные на научном подходе и предлагать их заводу. Конечно, с учетом изучения имеющегося практического опыта. Например, у нас есть студенты, которые проходят практику на "Звездочке", других ведущих предприятиях России; и, конечно, если мы говорим о привлечении кадров на завод, то в первую очередь все решает зарплата как результат производительности труда. Совместными усилиями нужно создавать условия, а именно, на мой взгляд, снижать трудоемкость и сокращать сроки строительства судов.
– Как вы можете оценить сегодняшний уровень образования в вузах?
– Один из показателей – уровень лабораторного оснащения. У нас в АГТУ ежегодно проходит конкурс лабораторий под эгидой ректора, и лучшие проекты оснащаются новым оборудованием. Могу отметить, что идет постепенное и планомерное развитие университета. Пугает всегда неизвестность, а у нас в этой части все цели известны. В свое время мы реализовывали Президентскую программу повышения квалификации инженерных кадров "Современные методы проектирования и производства трубопроводов сложных технологических комплексов" на примере судостроения. В настоящее время имеется возможность получить дополнительное образование по соответствующей программе.
– Как у вас дела обстоят с преподавательским составом?
– Преподавательский состав у нас сильный, но, конечно, потребность усиливать его еще более высококвалифицированными, профессиональными кадрами есть. Так, например, с сентября 2023 года в АГТУ работает на полставки генеральный директор местного конструкторского бюро "Флотпроект" Андрей Озерных. Андрей Владимирович преподает студентам те моменты, которые точно интересны студентам. Рассказывает про реализованные проекты и те, которые реализуются сейчас. Это делается и для того, чтобы выпускные квалификационные работы были не архивные, а актуальные. Все те проблемы с сокращением ставок, конечно, тоже существуют, но это связано с переводом значительного количества часов обучения на самостоятельную работу в онлайн. Хотя, на мой взгляд, техническим специальностям нужно учить все-таки очно.