Российский профессиональный союз моряков информирует о том, что четыре года прошло с тех пор, как члены экипажей печально известных судов "SS Veles" и "SS Ross" (оба – под флагом Тувалу) обратились в Следственный комитет за защитой своих прав.
Сейчас они ждут вынесения справедливого приговора обвиняемым в использовании рабского труда. Всего потерпевшими признаны 17 человек. Для них это дело тянется не с даты передачи материалов в суд, а гораздо дольше, для некоторых – с 2011 года, когда они впервые попали на судно к современным рабовладельцам. Пережив издевательства на борту, моряки обратились в правоохранительные органы в надежде, что обидчиков накажут по всей строгости закона. Однако их дело застряло где-то между инстанциями: суд, прокуратура и следственный комитет "отфутболивают" друг другу материалы, а проигравшими в такой "игре" в итоге оказываются моряки, прошедшие ужасы современного рабства.
Об этой истории мы уже рассказывали в материалах "SS Veles" и "SS Ross" смертельно опасны для моряков" ("МВП" №3, 2012 год), "Рассмотрение дела о рабском труде моряков снова отложено" ("МПВ" №2, 2016 год). Решившись вновь поднять эту тему, мы столкнулись с тем, что, по сути, никаких реальных подвижек в деле за это время не произошло. Конечно, оно не пылилось все эти годы на полке, но переходило из одного суда в другой, затем от прокурора к следователю. В итоге до сих пор никакого решения так и не вынесено, а значит – пока царит безнаказанность. Сколько ещё это продлится – неизвестно. Согласно ст. 78 УК РФ, освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности для особо тяжкого преступления (а в нашем случае речь идёт именно о таком) составляет 15 лет со дня его совершения. Если вести отсчёт с 2011 года, прошла почти половина отведённого времени. Между тем, подозреваемые – Глеб Клоков, Владимир Бобров, Илья Бузин и Василий Стасив были освобождены из-под стражи ещё в 2013 году и с тех пор им избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Преступный сговор
Согласно информации Следственного комитета, Клоков и Бобров обвиняются в совершении двух эпизодов преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 127.2 УК РФ (использование рабского труда), Бузин и Стасив – в совершении одного эпизода преступления. Это беспрецедентный случай: на момент начала расследования аналогичных ему в стране не было.
В процессе расследования стало известно, что в 2011 году Глеб Клоков и Владимир Бобров зарегистрировали на территории Британских Виргинских островов компанию "Damelo Group, Inc.", под прикрытием которой приобрели право использовать судно "SS Ross" под удобным флагом Тувалу.
Во Владивостоке Глеб Клоков от имени оффшорной компании сформировал команду судна, подписал полугодовые контракты с моряками. На должность капитана он назначил своего знакомого Илью Бузина, а Василия Стасива поставил матросом. Им отводилась особая роль: контролировать поведение членов экипажа, принуждать их к исполнению трудовых обязанностей и любыми средствами пресекать попытки обратиться за защитой своих прав. Моряки попали в "капкан" сразу же, как ступили на борт: капитан собрал и хранил у себя их документы, поэтому никто не мог покинуть судно. Условия были ужасные: отсутствовало необходимое питание, воду выдавали несколько раз в сутки, каюты не были оборудованы системой вентиляции и охлаждения, не говоря уже о том, что морякам не выплачивалась зарплата. Чтобы ещё сильнее сломить их волю, Илья Бузин составлял фиктивные акты о нарушении членами экипажа трудовой дисциплины и порчи судового имущества. С недовольными разбирались жёстко. По словам второго помощника капитана на судне "SS Ross" Сергея Светоносова, Илья Бузин избил его за то, что тот посмел жаловаться, затем запер моряка в каюте. Свидетелем избиения Светоносова стал механик Константин Удилов, погибший при таинственных обстоятельствах на борту "SS Ross" 17 января 2012 года. Как мы писали ранее, жена Удилова считает, что её мужа убили.
На судне погиб ещё один член экипажа – 63-летний Владимир Краевой. Он получил травму и скончался в рейсе, поскольку ему было отказано в получении квалифицированной медицинской помощи и возможности обратиться к врачу в порту.
По аналогичной схеме Клоков и Бобров организовали использование рабского труда моряков на фактически принадлежащем им "SS Veles". В 2011 году с этого судна без вести пропал один из членов экипажа – Эдуард Бордаченко. Случилось это после того, как он обратился в Российский профсоюз моряков (РПСМ) за помощью. Несмотря на этот эпизод, "рабовладельцы" продолжили безвозмездно использовать труд моряков. Весной 2013 года вернувшиеся на родину моряки судна "SS Veles" обратились за защитой своих прав в Следственный комитет. За год до этого, в мае 2012-го Дальневосточная транспортная прокуратура по итогам проверки жалоб моряков возбудила уголовные дела по использованию рабского труда, в том числе, повлекшего за собой смерть человека.
Этапы рассмотрения дела
Следствие продолжалось до весны 2015 года, пока дело с утверждённым обвинительным заключением не было передано во Фрунзенский районный суд Владивостока для рассмотрения по существу. Предварительное слушание назначили на 5 июня 2015 года. Однако защита фигурантов уголовного дела, которые свою вину не признавали и не признают, ходатайствовала о возвращении дела прокурору. Адвокаты заявили, что предъявленные обвинения "неконкретные и неопределенные". В итоге предварительное слушание перенесли на 22 июля, но когда оно состоялось, в процесс вошли два представителя потерпевшей стороны, которые попросили время, чтобы ознакомиться с материалами. Слушание вновь было отложено, причём это повторялось ещё несколько раз. Когда всё, казалось бы, устаканилось, 21 ноября 2015 года защита обвиняемых заявила ходатайство об отводе судьи – поскольку засомневалась в её беспристрастности. Суд ходатайство удовлетворил. Но и на этом эпопея не завершилась – 13 января 2016 года судья Фрунзенского суда постановила перенаправить дело по подсудности в районный суд Владивостока по месту проживания потерпевших. В феврале 2016 года суд определил подсудность уголовного дела Первомайскому районному суду. И вот он-то 22 марта 2016 года принял Постановление о возвращении уголовного дела в прокуратуру для устранения препятствий его рассмотрения судом.
После этого освещение хода дела в СМИ прекратилось. Согласно процессуальным нормам, прокуратура должна была снова направить дело в Дальневосточное следственное управление на транспорте (СУТ СК) для проведения дополнительного следствия. Мы направили запрос в ведомство, чтобы разобраться, почему "подвисло" дело. Однако полученный ответ ситуацию не прояснил.
"В соответствии с запросом сообщаю, что расследование уголовного дела по обвинению Боброва В. А., Клокова Г. Л., Бузина И. Н. и Стасива В. В. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 127.2 УК РФ, завершено направлением уголовного дела прокурору с обвинительным заключением. Заместителем Приморского транспортного прокурора уголовное дело в порядке ст. 221 УПК РФ возвращено для производства дополнительного следствия. Решение о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия обжаловано вышестоящему прокурору, которым в удовлетворении ходатайства следствия отказано. В связи с этим, в настоящее время решается вопрос о возобновлении предварительного следствия", – таков ответ Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ.
Из ответа СК складывается впечатление, что правоохранительные органы если не пытаются переложить друг на друга заботу об этом деле, то – осознанно или нет – затягивают следствие.
– Немудрено, что следствие допустило несколько ляпов, учитывая продолжительность этого дела, – говорит председатель профкома первичной профсоюзной организации моряков Владивостока РПСМ Пётр Осичанский, который представлял сторону потерпевших моряков. – Адвокатам подсудимых это только наруку: затянуть судебное следствие, попытаться сменить тяжёлую статью о рабском труде на более лёгкую, а там, получив даже реальный срок, сразу же выйти на свободу, хотя обвиняемые и так фактически на свободе.
Об этой истории мы уже рассказывали в материалах "SS Veles" и "SS Ross" смертельно опасны для моряков" ("МВП" №3, 2012 год), "Рассмотрение дела о рабском труде моряков снова отложено" ("МПВ" №2, 2016 год). Решившись вновь поднять эту тему, мы столкнулись с тем, что, по сути, никаких реальных подвижек в деле за это время не произошло. Конечно, оно не пылилось все эти годы на полке, но переходило из одного суда в другой, затем от прокурора к следователю. В итоге до сих пор никакого решения так и не вынесено, а значит – пока царит безнаказанность. Сколько ещё это продлится – неизвестно. Согласно ст. 78 УК РФ, освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности для особо тяжкого преступления (а в нашем случае речь идёт именно о таком) составляет 15 лет со дня его совершения. Если вести отсчёт с 2011 года, прошла почти половина отведённого времени. Между тем, подозреваемые – Глеб Клоков, Владимир Бобров, Илья Бузин и Василий Стасив были освобождены из-под стражи ещё в 2013 году и с тех пор им избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Преступный сговор
Согласно информации Следственного комитета, Клоков и Бобров обвиняются в совершении двух эпизодов преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 127.2 УК РФ (использование рабского труда), Бузин и Стасив – в совершении одного эпизода преступления. Это беспрецедентный случай: на момент начала расследования аналогичных ему в стране не было.
В процессе расследования стало известно, что в 2011 году Глеб Клоков и Владимир Бобров зарегистрировали на территории Британских Виргинских островов компанию "Damelo Group, Inc.", под прикрытием которой приобрели право использовать судно "SS Ross" под удобным флагом Тувалу.
Во Владивостоке Глеб Клоков от имени оффшорной компании сформировал команду судна, подписал полугодовые контракты с моряками. На должность капитана он назначил своего знакомого Илью Бузина, а Василия Стасива поставил матросом. Им отводилась особая роль: контролировать поведение членов экипажа, принуждать их к исполнению трудовых обязанностей и любыми средствами пресекать попытки обратиться за защитой своих прав. Моряки попали в "капкан" сразу же, как ступили на борт: капитан собрал и хранил у себя их документы, поэтому никто не мог покинуть судно. Условия были ужасные: отсутствовало необходимое питание, воду выдавали несколько раз в сутки, каюты не были оборудованы системой вентиляции и охлаждения, не говоря уже о том, что морякам не выплачивалась зарплата. Чтобы ещё сильнее сломить их волю, Илья Бузин составлял фиктивные акты о нарушении членами экипажа трудовой дисциплины и порчи судового имущества. С недовольными разбирались жёстко. По словам второго помощника капитана на судне "SS Ross" Сергея Светоносова, Илья Бузин избил его за то, что тот посмел жаловаться, затем запер моряка в каюте. Свидетелем избиения Светоносова стал механик Константин Удилов, погибший при таинственных обстоятельствах на борту "SS Ross" 17 января 2012 года. Как мы писали ранее, жена Удилова считает, что её мужа убили.
На судне погиб ещё один член экипажа – 63-летний Владимир Краевой. Он получил травму и скончался в рейсе, поскольку ему было отказано в получении квалифицированной медицинской помощи и возможности обратиться к врачу в порту.
По аналогичной схеме Клоков и Бобров организовали использование рабского труда моряков на фактически принадлежащем им "SS Veles". В 2011 году с этого судна без вести пропал один из членов экипажа – Эдуард Бордаченко. Случилось это после того, как он обратился в Российский профсоюз моряков (РПСМ) за помощью. Несмотря на этот эпизод, "рабовладельцы" продолжили безвозмездно использовать труд моряков. Весной 2013 года вернувшиеся на родину моряки судна "SS Veles" обратились за защитой своих прав в Следственный комитет. За год до этого, в мае 2012-го Дальневосточная транспортная прокуратура по итогам проверки жалоб моряков возбудила уголовные дела по использованию рабского труда, в том числе, повлекшего за собой смерть человека.
Этапы рассмотрения дела
Следствие продолжалось до весны 2015 года, пока дело с утверждённым обвинительным заключением не было передано во Фрунзенский районный суд Владивостока для рассмотрения по существу. Предварительное слушание назначили на 5 июня 2015 года. Однако защита фигурантов уголовного дела, которые свою вину не признавали и не признают, ходатайствовала о возвращении дела прокурору. Адвокаты заявили, что предъявленные обвинения "неконкретные и неопределенные". В итоге предварительное слушание перенесли на 22 июля, но когда оно состоялось, в процесс вошли два представителя потерпевшей стороны, которые попросили время, чтобы ознакомиться с материалами. Слушание вновь было отложено, причём это повторялось ещё несколько раз. Когда всё, казалось бы, устаканилось, 21 ноября 2015 года защита обвиняемых заявила ходатайство об отводе судьи – поскольку засомневалась в её беспристрастности. Суд ходатайство удовлетворил. Но и на этом эпопея не завершилась – 13 января 2016 года судья Фрунзенского суда постановила перенаправить дело по подсудности в районный суд Владивостока по месту проживания потерпевших. В феврале 2016 года суд определил подсудность уголовного дела Первомайскому районному суду. И вот он-то 22 марта 2016 года принял Постановление о возвращении уголовного дела в прокуратуру для устранения препятствий его рассмотрения судом.
После этого освещение хода дела в СМИ прекратилось. Согласно процессуальным нормам, прокуратура должна была снова направить дело в Дальневосточное следственное управление на транспорте (СУТ СК) для проведения дополнительного следствия. Мы направили запрос в ведомство, чтобы разобраться, почему "подвисло" дело. Однако полученный ответ ситуацию не прояснил.
"В соответствии с запросом сообщаю, что расследование уголовного дела по обвинению Боброва В. А., Клокова Г. Л., Бузина И. Н. и Стасива В. В. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 127.2 УК РФ, завершено направлением уголовного дела прокурору с обвинительным заключением. Заместителем Приморского транспортного прокурора уголовное дело в порядке ст. 221 УПК РФ возвращено для производства дополнительного следствия. Решение о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия обжаловано вышестоящему прокурору, которым в удовлетворении ходатайства следствия отказано. В связи с этим, в настоящее время решается вопрос о возобновлении предварительного следствия", – таков ответ Дальневосточного следственного управления на транспорте СК РФ.
Из ответа СК складывается впечатление, что правоохранительные органы если не пытаются переложить друг на друга заботу об этом деле, то – осознанно или нет – затягивают следствие.
– Немудрено, что следствие допустило несколько ляпов, учитывая продолжительность этого дела, – говорит председатель профкома первичной профсоюзной организации моряков Владивостока РПСМ Пётр Осичанский, который представлял сторону потерпевших моряков. – Адвокатам подсудимых это только наруку: затянуть судебное следствие, попытаться сменить тяжёлую статью о рабском труде на более лёгкую, а там, получив даже реальный срок, сразу же выйти на свободу, хотя обвиняемые и так фактически на свободе.