Импортозамещение должно быть умным
Проанализировав рынок, АО "Концерн "НПО "Аврора" в инициативном порядке запустило опытно-конструкторские работы по созданию авторулевых, мониторов, навигационного и радиооборудования, судовых дверей наружного контура.
Сегодня важным направлением работ на предприятии является создание линейки новых контроллеров ввода-вывода гражданского назначения "Авро-ПЛК", по своим характеристикам не уступающих зарубежным аналогам, например, Schneider Electric.
![Фото: НПО](https://www.korabel.ru/filemanager/IMAGES/0/168/168611.jpg)
Интегрированные системы управления техническими средствами производства АО "Концерн "НПО "Аврора" функционируют на многих гражданских судах, теперь предприятие готово предложить ИСУТС на отечественной элементной базе и с отечественным программным обеспечением. Из новинок – электронная картографическая навигационная информационная система ЭКНИС, которая, после доработки под требования РС в части киберзащищенности, будет доступна заказчикам. В НПО "Аврора" также готовы предложить последнюю версию системы динамического позиционирования. Со слов представителей компании, пользуются спросом системы машинного телеграфа и пульты управления судном, новые кресла судоводителя. Кроме того, "Аврора" предлагает установить интеллектуальные ГРЩ собственного производства, комплект вторичных распределительных щитов, и, конечно же, комплект навигационного и радиооборудования.
Стоит отметить, что НПО "Аврора" имеет значительный референс-лист поставок изделий на гражданские суда различных классов и назначений. Кстати, к санкциям тут уже успели адаптироваться: нашли новые логистические решения для обеспечения поставок ушедших с российского рынка производителей и провели переработку конструкторской документации в части замены недоступных к закупкам комплектующих на их аналоги.
"У санкций есть и положительный эффект: ушедшие зарубежные компании освободили многие ниши для отечественных производителей. Такая ситуация продлится недолго, ведь иностранный бизнес будет искать возможности вернуться на российский рынок. Поэтому задача отечественных производителей в ближайшие 2-3 года – показать заказчику, что наша продукция ничуть не уступает, а порою и превосходит по качеству зарубежные аналоги. В этом смысле "Аврора" готова предложить широкую продуктовую линейку самого разного судового оборудования", – заместитель генерального директора АО "Концерн "НПО "Аврора" Игорь Бондаренко.
Непосредственно о мостиковой системе
Рассмотрим более подробно мостиковые системы производства АО "Концерн НПО "Аврора".
Мостиковые системы обеспечивают размещение в едином конструктиве и взаимоувязанное функционирование средств вычислительной техники, органов управления и средств индикации, предназначенных для обеспечения безопасности кораблевождения и маневрирования, осуществления связи на море, управления жизнедеятельностью экипажа. Основными функциональными элементами базового модуля систем являются секции электронной картографической навигационно-информационной системы (ЭКНИС) и Conning-дисплея.
![Фото: НПО](https://www.korabel.ru/filemanager/IMAGES/0/168/168613.jpg)
Подробно о том, как устроена мостиковая система НПО "Аврора"
Секция ЭКНИС обеспечивает навигационную безопасность плавания путём предоставления возможности загрузки электронных навигационных карт и их корректур, выполнения предварительной и исполнительной прокладки маршрута, решения дополнительных задач с помощью электронных навигационных инструментов. Сопряжение с курсоуказателем, лагом, эхолотом, аппаратурой спутниковых навигационных систем, НРЛС и АИС обеспечивает непрерывное знание своего места в море с требуемой вероятностью невыхода за пределы полосы движения, отображение на фоне электронной навигационной карты первичной и вторичной радиолокационной информации, информации о целевой обстановке, решение задач по предотвращению столкновений.
Секция с Conning-дисплеем обеспечивает комплексное представление судоводителю информации о координатах и навигационных параметрах судна, метеоусловиях, динамических характеристиках движения, состоянии пропульсивно-движительного комплекса и сопрягаемых с ИМС систем.
В угловых секциях могут размещаться средства радиосвязи, судовой телефонной и громкоговорящей связи, другие средства по решению заказчика.
![Фото: НПО](https://www.korabel.ru/filemanager/IMAGES/0/168/168614.jpg)
В секции авторулевого встроены приборы системы управления курсом и траекторией движения для различных судов "Азурит". С помощью этого оборудования обеспечивается ручное и автоматическое удержание судна на заданной траектории относительно грунта при различных эксплуатационных условиях и скорости судна от минимальной, обеспечивающей управляемость, до 30 уз., и скорости поворота судна не более чем на 10º/с. Алгоритмы системы позволяют осуществлять автоматическое управление движением судна к заданной путевой точке или по заданной последовательности путевых точек, автоматический манёвр судна по переходу от одного прямолинейного участка заданной траектории к другому с учётом заданного радиуса поворота, заданной скорости поворота и манёвренности судна. Сопряжение системы с навигационными приборами и системами позволяет передавать в авторулевой маршрут непосредственно из ЭКНИС и осуществлять маневрирование или удержание на курсе с минимальным количеством перекладок руля с учётом текущих метеоусловий.
В секции ДП встроены приборы управления и средства индикации системы автоматизированного управления движением и динамическим позиционированием (ДП) для различных судов "Апатит". В зависимости от символа класса судна, класса автоматизации, а также наличия технических средств движения судна система может поставляться в модификациях DYNPOS-0 (джойстиковая система, ДП-0), DYNPOS-1 (ДП-1), DYNPOS-2 (ДП-2) или DYNPOS-3 (ДП-3) в соответствии с требованиями классификационных сообществ, и обеспечивает сопряжение с широким набором регуляторов пропульсивно-движительного комплекса: кормовых винторулевых колонок, главных электродвигателей, винтов регулируемого шага, рулевых машин, выдвижной поворотной колонкой, туннельных носовых и кормовых подруливающих устройств. Система обеспечивает автоматическое удержание судна в точке в режимах, а также автоматизированный переход судна между точками позиционирования.
![Фото: НПО](https://www.korabel.ru/filemanager/IMAGES/0/168/168609.jpg)
В секции ИСУ ТС размещён комплект аппаратуры операторской станции интегрированной системы управления техническими средствами судна "Залив". ИСУ ТС обеспечивает дистанционное и автоматизированное управление техническими средствами ГЭУ, ЕЭЭС и ОСС, включая аварийную защиту механизмов и установок, сигнализацию о достижении контролируемыми параметрами предельных значений, обобщённую аварийно-предупредительную сигнализацию в постах управления, каютах, служебных и общественных помещениях и групповую аварийно-предупредительную сигнализацию с выводом на светозвуковые колонки.
Мостиковая система НПО "Аврора" – реально полностью российская?
Так все и есть. Системы изготавливаются в конструктивах разработки и производства АО "Концерн "НПО "Аврора". Одним из исполнений по желанию заказчика может быть конструктив, выполненный из алюминия с накладными декоративными элементами, в том числе с имитацией натуральной кожи и/или элементами с покрытием "иммерсионная печать". Все типы покрытий негорючие, соответствуют требованиям Морского Регистра и могут быть выполнены в любых цветовых сочетаниях по желанию заказчика в пределах RAL. Возможность изменения габаритных размеров секций и модульный принцип комплектования конструктива обеспечивают возможность компоновки различных вариантов конфигурации конструкции.
![Фото: НПО](https://www.korabel.ru/filemanager/IMAGES/0/168/168612.jpg)
В системах преимущественно используется встраиваемое оборудование производства концернов, входящих в АО "Корпорация морского приборостроения". При этом, что важно отметить, мостиковая система может быть установлена на суда различных классов, назначения, водоизмещения, районов плавания.
"Обновки" мостиковой системы НПО "Аврора"
В настоящее время предприятие завершает разработку и изготовление программируемого логического контроллера "Авро-ПЛК. Перспективный контроллер собственного изготовления обеспечит поддержку кольцевой архитектуры построения сети, поддержку работы по двум независимым каналам Ethernet, интерфейсу RS-485 с поддержкой Modbus RTU и адаптирован практически ко всем техническим решениям, используемым в уже существующих и перспективных судовых сетевых решениях. Завершить разработку контроллеров планируется в середине 2023 года. На данный момент ведутся испытания модулей и сертификация РС.
![Мостиковая система НПО "Аврора" / Фото: Корабел.ру](https://www.korabel.ru/filemanager/IMAGES/0/149/149371.jpg)