С распадом Советского Союза России досталось 329 научно-исследовательских судов (НИС) построенных в 1970-1980-е годы, из которых на сегодняшний день сохранилось по разным источникам, от 70 до 80 единиц. Учитывая современные геополитические реалии (стратегические интересы России в Арктике, освоение морской шельфовой зоны с целью добычи полезных ископаемых и углеводородного топлива, активное развитие нашего флота по добыче морских биоресусов) развитие научно-исследовательского флота является приоритетной задачей государственного масштаба.
Обладание таким флотом позволит прирастать территориями континентального шельфа и соответственно ресурсами – а значит и экономической мощью. Современный научно-исследовательский флот состоит не только из НИС, он также включает в себя спасательные суда, глубоководные аппараты, суда обеспечения и аварийно-спасательные суда, а также многие другие объекты морской техники различных типов, классов и назначений.
В настоящее время ООО "НПЦ "СЭС" в тесном сотрудничестве с ведущими отечественными КБ и судостроительными заводами активно участвует в возрождении российского научно-исследовательского флота. Ключевым параметром для судов и глубоководных аппаратов исследовательского флота являются высокие маневренные качества, необходимости экономичного хода и возможность динамического позиционирования. Всем этим требованиям отвечает система электродвижения (СЭД), которая позволяет добиться плавного регулирования мощности и частоты вращения винтов во всём диапазоне мощностей гребного электродвигателя, обеспечить необходимые динамические характеристики и качественный реверс.
ООО "НПЦ "СЭС", обладая многолетним опытом в создании таких систем, активно оснащает ими современные научно-исследовательские суда. Так, мы создали СЭД для: океанографического исследовательского судна "Янтарь", серии из трёх опытовых судов проекта 11982 (спроектированы "ЦМКБ "Алмаз", построено ПСЗ "Янтарь" и СЗ "Пелла"). Важно отметить что и "Янтарь", и суда проекта 11982 – это многофункциональная морская техника, которые осуществляют не только глубоководные исследования, но и являются также носителями глубоководных аппаратов и спасателями. В связи с этим данные суда оснащены не просто системами электродвижения, а едиными электроэнергетическими системами (ЕЭЭС), которые являются вершиной технологического развития судовых электроэнергетических систем и пропульсивных электрических комплексов.
ЕЭЭС объединяет в себе судовую электростанцию и пропульсивный комплекс, позволяя осуществлять электропитание гребной установки и судовых потребителей (устройств и механизмов) от одного единого источника питания. Единая электроэнергетическая система вбирает в себя все достоинства пропульсивной электрической установки. Помимо этого, благодаря единому источнику питания, появляется возможность в режиме реального времени гибко распределять электроэнергию в соответствии с необходимыми потребностями между пропульсивной установкой и другими судовыми устройствами и механизмами, а также осуществлять оптимальное регулирование мощности и экономить электроэнергию, а, следовательно, и топливо.
Также нельзя не упомянуть и о такой тематике как глубоководные аппараты. Глубоководные аппараты должны сочетать в себе высокий уровень герметичности и высокую манёвренность. Работая в этой области "НПЦ "СЭС" создал уникальные конструктивно-монтажные узлы (токовводы, соединители, кабельные перемычки, вводы для воздуха высокого давления и цепей управления) для глубоководных обитаемых аппаратов "Консул" и "Русь", заложенных в интересах Федерального агентства по Недропользованию с целью осуществления геологоразведочных работ. Благодаря применению в конструкции данных изделий различных специальных герметизирующих материалов и вставок были обеспечены высокие показатели гидроизоляции и надёжное функционирование электрооборудования глубоководных аппаратов в условиях высокого давления многокилометровых морских глубин. А за счёт специально разработанной технологии электромонтажа удалось обеспечить ввод электрических цепей в забортное пространство для передачи электроэнергии из энергоотсека в обитаемую зону, и вынос электрических трасс общего назначения за прочный корпус.
Гребной электропривод "Консула", созданный "НПЦ "СЭС" и состоящий из 6 гребных электродвигателей, 6 преобразователей частоты и системы управления обеспечивает глубоководному аппарату возможность движения в шести степенях направлениях (вперёд-назад; вправо-влево и вверх-вниз). А сотрудничество специалистов нашего предприятия и НПО "Аврора", позволило создать уникальную систему управления гребным электроприводом, что в итоге обеспечило экипажу возможность задавать команды по движению и стабилизации "Консула" в любой заданной точке для осуществлении всех основных видов работ на глубинах до 6000 метров (установку технических объектов на дне, доставку на грунт и подъём оборудования массой до 200 кг, подводные технические работы, аварийно-спасательные работы). Также стоит отметить, что в 2011 на испытаниях в Атлантике, "Консул" погрузился на рекордную для отечественных аппаратов глубину – 6270 метров.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, не смотря на загруженность нашего предприятия заказами, выполняемыми в интересах различных организаций, руководство "НПЦ СЭС" всегда осознавало всю масштабность и важность задачи по освоению акваторий омываемых Россию морей и океанов. И в рамках данной работы мы нацелены на выполнение этой важной государственной задачи, поставляя точно в заданные сроки наукоёмкую продукцию высокого качества.