Национальный центр лазерных систем и комплексов "Астрофизика" совместно с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом Санкт-Петербурга проведет испытания лазерной установки, предназначенной для использования на ледоколах. Разработчики полагают, что новая технология позволит повысить ледовый класс судов, благодаря чему ледоколы смогут проходить в зонах с большей толщиной льда.
Конечной целью проекта является создание лазерной установки мощностью 200 киловатт. Предполагается, что такой лазер позволит ледоколам проводить суда даже в тех зонах, где толщина льда достигает четырех метров. При этом скорость проводки составит до трех узлов (5,6 километра в час). Лазеры установят на ледоколы, используемые для проводки судовых караванов по Северному морскому пути.
Пока что ученые работают с моделью послабее – мощность прототипа, который с успехом прошел лабораторные испытания, на сегодняшний день составляет всего 30 киловатт. По словам заместителя начальника специализированного конструкторского бюро двойных технологий "Астрофизики" Юрия Сорокина, даже этот лазер быстро и уверенно разрезает лед толщиной один метр с расстояния шесть метров.
Однако, в реальных условиях возможности прототипа могут оказаться недостаточными. Например, при резке льда на сильном морозе будет образовываться кипящая вода. Она замерзает быстрее воды нормальной температуры и по мере резке может быстро "склеивать" разрез. Однако полные возможности лазера в 30 киловатт станут известны лишь в ноябре 2017 года после проведения испытаний в реальных условиях.
– Судьба Севморпути в значительной степени зависит от эффективной организации доставки по нему грузов. Появление новых технологий, способных облегчить этот процесс, поможет арктическому судоходству с успехом развиваться и дальше, привлекая к себе внимание все новых российских судовладельцев, – считают в Российском профсоюзе моряков. – Некоторые судоходные компании уже на своем примере доказали возможность и экономическую целесообразность использования Северного морского пути в качестве транспортного коридора для крупнотоннажных судов: программа освоения Севморпути крупнотоннажными судами компании "Совкомфлота" началась в 2010 году, а ее первые транзитные рейсы вошли в мировую историю судоходства. Однако с новыми возможностями грузопоток, проходящий в арктических широтах, может быть значительно увеличен.
Пока что ученые работают с моделью послабее – мощность прототипа, который с успехом прошел лабораторные испытания, на сегодняшний день составляет всего 30 киловатт. По словам заместителя начальника специализированного конструкторского бюро двойных технологий "Астрофизики" Юрия Сорокина, даже этот лазер быстро и уверенно разрезает лед толщиной один метр с расстояния шесть метров.
Однако, в реальных условиях возможности прототипа могут оказаться недостаточными. Например, при резке льда на сильном морозе будет образовываться кипящая вода. Она замерзает быстрее воды нормальной температуры и по мере резке может быстро "склеивать" разрез. Однако полные возможности лазера в 30 киловатт станут известны лишь в ноябре 2017 года после проведения испытаний в реальных условиях.
– Судьба Севморпути в значительной степени зависит от эффективной организации доставки по нему грузов. Появление новых технологий, способных облегчить этот процесс, поможет арктическому судоходству с успехом развиваться и дальше, привлекая к себе внимание все новых российских судовладельцев, – считают в Российском профсоюзе моряков. – Некоторые судоходные компании уже на своем примере доказали возможность и экономическую целесообразность использования Северного морского пути в качестве транспортного коридора для крупнотоннажных судов: программа освоения Севморпути крупнотоннажными судами компании "Совкомфлота" началась в 2010 году, а ее первые транзитные рейсы вошли в мировую историю судоходства. Однако с новыми возможностями грузопоток, проходящий в арктических широтах, может быть значительно увеличен.
Источник: Российский профессиональный союз моряков