– Сергей Михайлович, краболов спроектирован вами, как говорится, от и до, или у вас были помощники?
– Над проектом судна мы работаем в кооперации с нашими ближайшими партнерами, компанией ООО "Форсс Марин". Рабочая документация готова пока только в объеме закладной секции, а ПДСП мы должны завершить до конца года.
– Какие задачи поставлены судовладельцем? Вы проектируете краболов-живовоз, верно?
– Да, верно, это судно живовоз. В отличие, например, от краболова "Русь", надзор за строительством которого мы вели, суда проекта GM 5.03 будут иметь еще и морозильный трюм на 140 тонн. Таково желание заказчика, у которого в настоящее время работает несколько судов, и он планирует доставку мороженой продукции на берег. Также увеличена возможность размещения экипажа, чтобы судно могло доставлять часть экипажей на другие суда.
– В описании указан тип судна "промысловый ярусолов, краболов". Подразумевается, что судно может использоваться не только для вылова краба?
– Не могу сказать о каком описании идет речь. GM 5.03 – это обычный краболов, который будет ловить коническими или пирамидальными ловушками краба и доставлять его в живом виде на берег. Ничего другого не предусматривается. В качестве далекого прототипа судно имеет японскую шхуну, которая крайне популярна на Дальнем Востоке. И часто их переоборудуют под краболовные суда или ярусоловы. Есть и опыт нового строительства и в том, и в другом варианте.
Краболов проекта GM 5.03 |
Длина судна 64,5 м, ширина 10,6 м, высота борта на миделе 4,6 м, дедвейт 694 т, полное водоизмещение 1700 т, тип судна - краболовное, проектный символ класса РС: КМ⍟ Ice2 (hull; machinery) (REF) Fishing Vessel |
– По проекту GM 5.03 будут строится два судна. Они будут и выглядеть одинаково, и оборудованы одинаково? Ситуация с судовым комплектующим оборудованием хорошо известна...
– Да, мы знаем ситуацию с комплектующими. Мы работаем по списку оборудования, так называемому, мейкер-листу. В марте-апреля предварительный список оборудования уже был готов. По условиям контракта, судовое оборудование закупает заказчик - компания "Амуррыбпром", а мы выполняем техническое сопровождение этого проекта. Будем вести технический надзор, в том числе финансовый аудит во время строительства. И, соответственно, мы оказываем содействие заказчику в выборе оборудования. Судно должно соответствовать требованиям 719-го постановления и значительная часть оборудования должна быть российского производства. Всё оборудование покупается сейчас заказчиком сразу на два судна, оно будет одинаковым для них.
– Ваша компания выступает не только в качестве проектанта, вы также консультируете судовладельцев при выборе верфи, проводите экспертизу судостроительных контактов?
– Да, конечно. Многие заказчики знают нас как компанию, которая организует процесс нового строительства, начиная с выбора прототипа судна (в большинстве случаев суда не изобретают с нуля, чаще проекты берут начало от какого-то уже существующего судна-прототипа) до проектирования, выбора верфи и ведения технического надзора за строящимся судном. Выбор судостроительного предприятия и предварительный расчет стоимости судна по нормативам ЦТСС мы готовы выполнить на основании трудоемкости. В данном случае мы действовали таким же образом. Заказчик обратился к нам, мы предложили пять верфей, способных, на наш взгляд, построить серию из двух судов, и посетили их вместе с представителями заказчика. Это были и верфи ОСК, и частные предприятия. В результате заказчик сделал свой выбор в пользу Находкинского судоремонтного завода.
Что касается оценки окончательной стоимости постройки, да, это мы будем вести эту работу в ходе строительства, заказчик заключил с нами отдельный договор.
– Вы упомянули 719-е постановление, определяющее объем российского оборудования на судне. С каким-то СКО уже определились?
– Не стал бы пока называть конкретных поставщиков, в настоящее время заказчик находится в активной стадии по подписанию контрактов. Вносится аванс, согласуются графики платежей. На основании контрактов поставщики дают нам информацию по оборудованию, а мы используем ее при проектировании. Ожидаем, что в ближайшее время: к концу октября – середине ноября основной список оборудования будет скомплектован. Безусловно, значительная часть оборудования будет российского производства, поскольку судно должно быть сертифицировано по требованиям 719-го постановления.
– Расскажите о своей команде проектантов.
– У нас компания небольшая, несколько конструкторов, мы в основном выполняем концепт-проекты и часть ПДСП. По большей части работаем с рыбопромысловыми компаниями Мурманска, Дальнего Востока. Сейчас в Новой Ладоге строится траулер "Солигорск" по нашему дизайн-проекту, ПДСК и РКД выпускал МИЦ. Также мы ведем технический надзор за его строительством. К сожалению, сейчас строительство идет достаточно тяжело по финансовым причинам, но траулер мы считаем достаточно перспективным для Баренцева моря. В нашем портфеле есть достаточное количество концепт-проектов. Все без исключения выполнялись по заказам рыбопромысловых компаний Мурманского региона и Дальнего Востока. Большая часть проектов делалась под 633-е постановление, то есть под инвестквоты. Все без исключения проекты получили положительную оценку заказчика. По тем или иным причинам до строительства они не дошли. ПДСП и РКД по кооперации выполняет компания "Форсс Марин".
– Какова будет стоимость новых краболовов "Уссурийск" и "Углегорск"?
– Я уже говорил, что мы занимаемся почти всем – от выбора прототипа, до проектирования, и технического сопровождения. Мы даже можем организовать выполнение части работ при строительстве дополнительными бригадами квалифицированных рабочих, если завод по каким-то причинам отстает от графика. Как правило, мы участвуем в формировании и в отстаивании справедливой цены для заказчика, но финансовые услуги мы не оказываем. Заказчик использует привлеченные средства, у него есть договор с банком, но сумму и условия контракта обсуждать бы не хотел, это не наш вопрос.