Новые и возрожденные верфи России: что, где и когда?

Еще лет десять назад приходилось с грустью констатировать – судостроительных заводов в России все меньше. Одни предприятия банкротились недобросовестными собственниками, другие просто опускали руки из-за нехватки заказов и тяжкого финансового бремени. Были и такие, кто, продолжая работу, по факту терял статус судостроительного предприятия, оставляя за собой только судоремонт.

Мы обо всем этом не раз писали, старались не проходить мимо таких событий и ситуаций. Подробности сейчас приводить не будем, чтобы лишний раз не травить душу. Вы и сами все это прекрасно помните.

Давайте лучше поговорим о том, что окрыляет. О наметившейся тенденции возрождения закрывшихся было верфей и о строительстве совершенно новых. Если вы думаете, что здесь пойдет речь о выросшем на Дальнем Востоке судостроительном комплексе "Звезда", который уже вовсю спускает на воду гигантские танкеры класса "Афрамакс", то вы правы. О нем непременно тоже расскажем. Но не только!
 

За последние пять лет накопился целый ряд примеров, которые вселяют оптимизм и надежду на лучшее будущее нашей судостроительной отрасли.


Онежский ССЗ, Карелия

Начнем с Онежского судостроительного-судоремонтного завода, расположенного в карельской столице – Петрозаводске. Это предприятие за последние годы довольно часто мелькает в новостях, причем со вполне позитивной повесткой. Но если заглянуть за горизонт минувшей пятилетки, то мы наткнемся на опустевшие цеха, остановленное производство, распущенный персонал и закрытые ворота.

Проще говоря, завода все равно что не было. И никто не знал, возродится ли он когда-нибудь к жизни, или разделит судьбу таких же обанкротившихся предприятий, от которых в итоге остаются только развалины.

Банкротство накрыло Онежский CCЗ в начале 2012 года. Не будем сейчас разбираться в юридических спорах, которые привели к такому печальному результату. Важно, что Петрозаводск внезапно лишился уже второго судостроительного предприятия на достаточно коротком отрезке времени – за три с небольшим года до того в городе ушел в небытие еще один завод, легендарный "Авангард". Казалось, над Карелией нависло проклятие, ее полностью стирали с судостроительной карты страны.

— Закрылся завод в одночасье, скажем так. Сегодня мы работаем, завтра уже нет. Как смогли, подготовили системы к консервации, начали в ускоренном режиме сливать трубопроводы. При этом ни электроэнергии, ни тепла уже не было, надвигалась зима. А когда завод окончательно закрылся, здесь осталось буквально человек шесть-семь следить за всем, охранять, — рассказывал нам позже заместитель директора по производству Вадим Фатов.

Но финал у этой истории оказался самым радужным. Государство решило помочь предприятию, выкупив его в конце 2014 года и передав в собственность "Росморпорту". В 2015 году были проведены восстановительные работы, и летом завод приступил к выполнению своего первого в обновленной истории заказа – строительству лоцмейстерского катера "Крутояр" по проекту 02780М.
 

Спуск на воду лоцмейстерского катера "Крутояр" / "Росморпорт", ФГУП


Сейчас, спустя пять лет, работа на заводе кипит. Для наглядности просто перечислим суда, сданные заказчику в прошлом году: две самоходные шаланды проекта HB600 – "Трудовая" и "Сильная", одну шаланду проекта HB900 – "Рабочая", а также обстановочное судно "Ладожский" проекта 3265.

Мало того, Онежский ССЗ успешно включиться в борьбу за довольно требовательного частного заказчика – за рыбаков. В этом году он начал строительство целой серии краболовов по проекту 5712LS (семь единиц) для дальневосточной группы компаний "Русский краб". Первое судно уже заложено, причем церемония прошла прямо в день столетнего юбилея республики Карелия – 6 июня 2020 года.


"Красные Баррикады", Астраханская область

Это одно из тех предприятий, на закрытие которых было особенно больно смотреть. Завод "Красные Баррикады" успешно развивался в советские годы, массово строил плавкраны. Именно на его счету знаменитая серия "рабочих лошадок" проекта 528Б. В 1970-е годы предприятие освоило выпуск плавучих буровых установок типа "Каспий" водоизмещением до 11 тысяч тонн. Всего их было построено десять единиц.

Но и после распада Советского Союза "Красные Баррикады" не растерялись. Пережив период хронического безденежья и долгов, общий практически для всей российской промышленности в девяностые годы, завод нащапал свою нишу и занялся выполнением заказов от нефтяных компаний на постройку различных конструкций.
 

Завода "Красные Баррикады" / Корабел.ру


К 2016 году, казалось, он подошел в наилучшей форме. Как раз был заключен контракт стоимостью в миллиард долларов с иранской компанией Tasdid на постройку морских буровых установок в Персидском заливе. Шла масштабная программа модернизации – объем инвестиций в развитие собственного производства приблизился к 23% от прибыли. Обновился станочный парк, слип, были закуплены новые краны, появился новый электромонтажный цех и еще ряд корпусов.

Рухнуло все практически в один момент, и, как обычно, причиной стали огромные долги. Дальше можно повторять все, что было сказано про Онежский CCЗ, – завод встал, заводчане забрали свои трудовые книжки и разъехались. Те, кто еще надеялся что-то спасти, начали обращаться по всем мыслимым инстанциям, однако ответ везде был отрицательным.

– Были обращения в ОСК, писали даже Владимиру Устинову, полномочному представителю президента России в Южном федеральном округе. Приходит один ответ: нет возможности помочь. Никто не заинтересован в судьбе предприятия. Со стороны ОСК заявляют, что на восстановление "Красных Баррикад" требуется 1,2 млрд рублей, но этих средств у корпорации нет, – говорил нам в 2018 году Виктор Николаев, руководитель пресс-службы завода.

И вновь история сделала резкий поворот – в мае 2019 года Объединенная судостроительная корпорация все-таки нашла возможность взять предприятие под свое крыло, вложила деньги, провела работы по расконсервированию площадки, включив предприятие в состав "Южного центра судостроения и судоремонта".
 

"Южный центр судостроения и судоремонта", АО


Красной датой в календаре возрожденной производственной площадки "ЮЦСС" "Красные Баррикады" теперь отмечено 24 декабря 2019 года – в этот день корабелы провели первую резку металла. Первую после реанимации предприятия, разумеется. Началось строительство двух несамоходных грузовых понтонов проекта ГРПН для российской судоходной компании.

Каких-то более существенных подробностей на этот счет ОСК пока не сообщает, но в любом случае работников "Красных Баррикад" и всех, кто переживал за этот завод, можно поздравить. Кстати, на сегодняшний день завод успел получить еще один важный заказ – на строительство блоков для ледостойкой платформы.


Жатайская судоверфь, Якутия

Рассказ о предыдущих заводах, если вы заметили, строился по одному шаблону: предприятие работало, потом обанкротилось, потом закрылось, а через пару лет было реанимировано. В случае с Жатайской судоверфью все по-другому. Это пример постройки нового завода конкретно под потребности региона.

Якутия огромна и крайне богата ресурсами. Там масса месторождений, разработка которых набирает обороты, а значит требует серьезной транспортной активности. А вот с логистикой есть немалые сложности, поскольку железная дорога, которая тянется с юга, не доходит даже до самого Якутска. Автотрассы – сами представляете какие.

Так что без речных перевозок региону не выжить. И Ленское объединенное речное пароходство трудится изо всех сил, отправляя суда с грузами вверх и вниз по Лене. Но проблема в том, что флот ЛОРПа достаточно возрастной и давно требует уже даже не модернизации, а замены. Так что острую потребность в своей верфи Якутия испытывает давно.

Строить кузницу речных теплоходов решили на базе Жатайского судостроительно-судоремонтного завода. Подчеркнем, что это не модернизация, не расширение существующего СРЗ, а именно создание новой верфи на старой площадке, которая все последние десятилетия занималась лишь судоремонтом.
 

Жатайская судоверфь / "ЛОРП", ОАО


Там вырос целый комплекс цехов (а часть старых цехов, наоборот, снесли), было закуплено и установлено современное оборудование, перестроен слип. В итоге получилось предприятие, способное осуществлять весь цикл сборки судна от закладки киля до насыщения основными механизмами.

Первый этап строительства Жатайской судоверфи должен завершиться в следующем году, и сразу после этого на стапеле будет заложено первое судно. А всего в год завод планирует строить до десяти судов. Заказы в первую очередь пойдут от ЛОРПа, но потом должны подтянуться и другие перевозчики. А в перспективе Жатай планирует замахнуться и на строительство рыболовных судов.


ССК "Звезда". Дальний Восток

Ну вот мы и добрались до самой знаменитой верфи в этом списке. Фактически она представляет собой один из крупнейших за последние годы проектов в отечественной промышленности. Раньше бы ее назвали всесоюзной стройкой. Трудно сейчас найти такого человека в стране, который, пусть даже краем уха, не слышал бы о судостроительном комплексе "Звезда". Вниманием новостников, вплоть до съемочной группы "Первого канала", этот новорожденный завод не обделен. И на то есть причина.

В России до начала работы ССК "Звезда" не было мощностей, подходящих для строительства супертанкеров и гигантских газовозов – по 200 с лишним метров в длину. При том, что потребность в таких судах растет с каждым годом – они нужны для того, чтобы обеспечивать вывоз углеводородов из мест их добычи в арктических широтах.

Стоит сразу заметить, что и в мире-то верфей, способных взяться за такие заказы, не так много. В основном такой флот строится на южнокорейских заводах. В том числе до недавнего времени там же, в Южной Корее, размещались и заказы российских сырьевых компаний на крупнотоннажники. Теперь эти контракты автоматически достаются дальневосточным корабелам. Не без административного нажима, кстати, в отдельных случаях, но это уже тема другой статьи.
 

Запуск завода можно датировать сентябрем 2017 года, когда по заказу "Роснефти" там было заложено судно снабжения "Александр Невский" проекта IBSV 10022. А уже в декабре того же года был дан старт строительству головного танкера типа "Афрамакс", получившего название "Владимир Мономах". Его спуск на воду состоялся в мае 2020-го. К этому времени корабелы успели заложить на "Звезде" еще четыре танкера того же проекта. Всего же верфь по контракту с "Роснефтью" должна построить десять единиц таких судов. Плюс еще пару для "Совкомфлота".

А вообще, портфель заказов нового предприятия к сегодняшнему дню насчитывает уже многие десятки судов.

Важно, что помимо пополнения флота добывающих компаний, завод "Звезда" предоставляет новые возможности для реализации знаковых проектов. Так, на днях там началось строительство без преувеличения долгожданного сверхмощного 120-мегаваттного ледокола проекта "Лидер". Он уже получил патриотичное название "Россия".

Материалы по теме:
Мастера эпохи возрождения (о перезапуске Онежского ССЗ)
Что осталось от "Красных баррикад" (о посещении закрывшегося завода в 2018 г.)
Северный износ (о планах по строительству Жатайской судоверфи)
Скоро заработает! Последние вести с Жатайской судоверфи (интервью с гендиректором завода)
ССК "Звезда" сегодня. Как развивается завод, где будут строить морских гигантов (о строительстве ССК "Звезда")

 

"Онежский судостроительно-судоремонтный завод", АО
Петрозаводск
+7 (921) 010-54-41, +7 (814) 2330-321
"Южный центр судостроения и судоремонта", АО
Нариманов
+7(851)222-00-10
"Судостроительный комплекс "Звезда", ООО
Большой Камень
+7(42335) 4-11-75, +7 (42335) 4-00-00
"Русский Краб", ГК
Владивосток
+7 914 680 03 62, +7 914 700-26-17, +7 984 190-10-26, +7 914 680-01-52
"Красные Баррикады", ОАО
+7(8512)61-20-10
"Совкомфлот", ПАО Санкт-Петербург
8 (812) 385-94-10
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59
"Нефтяная компания "Роснефть", ПАО Москва
+7 (499) 517-88-99
"Жатайская судоверфь", АО Жатай
+7 (924) 860-60-40



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Алексеев Игорь
13.07.2020, 15:03
Прекрасные фотографии.
--1+
#Блудов Владимир
13.07.2020, 21:03
Все это хорошо ну а когда мы прочитаем о том что: Заложена серия атомных ракетных крейсеров типа " Петр Великий", атомных авианосцев типа "Шторм" авианосцев П.В.О. и сопровождения типа "Адмирал Кузнецов", эсминцев типа "Лидер", У.Д.К в достаточном количестве для всех флотов нашей РОДИНЫ или это все пустая болтовня и одни только обещания.По сей день Мантуров не может купить крейсер "Украина" да лучше бабулю с базара послать туда она быстрее договорится с покупкой чем этот пустобрех. " Им(то есть ему) денюжки надо............... и так далее.Килька и крабо  флот нужнее чем обороноспособность нашей страны.
-0+
#Морозов Вадим Александрович
14.07.2020, 14:14
есть такая поговорка " не всех ...... война перебила" ,о населении страны и его жизненом уровне надо думать , а не игрушки бесполезные для военных строить , ни один атомный крейсер .ни один авианесущий крейсер толком и не послужил , лодок подводных понастроили при СССР ,денег бухнули и получили разваленную экономику , а за ней и страна развалилась , не можем строить и эксплуатировать большие корабли и нечего пыжиться , пусть пока тренируются на небольших и относительно дешевых , а там видно будет .
Свежие новости