В мероприятиях приняли участие заместитель министра транспорта РФ, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) Виктор Олерский, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Алексей Кондратенко, председатель Комитета Государственной Думы РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичев, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, президент Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков, генеральный директор, председатель правления ПАО "Совкомфлот" Сергей Франк.
Официальным днем создания Новороссийского морского пароходства считается 20 января 1967 года. За короткий срок "Новошип" стал одним из лидеров страны по размеру флота и объему перевозок. Образование специализированного танкерного пароходства позволило упрочить позиции страны в мировом судоходстве, сохранить и развить отечественный танкерный флот и создать в Черноморском бассейне мощную морскую инфраструктуру. Залогом успеха "Новошипа" стала уникальная профессиональная школа, которую пароходство сформировало в Новороссийске. Масштаб деятельности и значимости компании по праву принес Новороссийску звание "танкерной столицы" страны.
В 2007 году президент России Владимир Путин подписал указ о консолидации государственных активов в области транспортировки углеводородов, согласно которому "Новошип" вошел в состав группы "Совкомфлот". При этом Новороссийское пароходство сохранило юридическую самостоятельность и продолжило уплачивать налоги в бюджет Краснодарского края. Сегодня "Новошип" является одним из ключевых активов группы СКФ. Созданная на его базе компания "СКФ Менеджмент Сервисиз (Новороссийск)" отвечает за техническую эксплуатацию значительной части конвенционального танкерного флота группы в полном соответствии с жесткими требованиями крупнейших фрахтователей, в числе которых ведущие нефтегазовые компании мира.
С момента своего основания "Новошип" играл и продолжает играть ключевую роль в жизни города и региона. Создание и рост предприятия дали мощный импульс для развития Новороссийска: инфраструктуру города пополняли жилые микрорайоны, гостиницы, детские сады, объекты здравоохранения, было построено Новороссийское высшее инженерное морское училище (ныне Государственный морской университет им. Ф.Ф. Ушакова). Компания по-прежнему является надежным работодателем, предоставляя рабочие места более чем двум тысячам российских моряков.
Президент России Владимир Путин направил в адрес ПАО "Новошип" поздравительную телеграмму. Он отметил, что сегодня ПАО "Новошип" "по праву считается одним из флагманов российского и мирового танкерного флота", и подчеркнул, что здесь работают высококлассные специалисты, которые чтят историю и многолетние традиции предприятия, активно внедряют передовые технологии. "Уверен, что со свойственным вам профессионализмом вы и впредь будете достойно решать актуальные задачи, трудиться на перспективу, поднимать авторитет отечественного бизнеса", – говорится в телеграмме.
В своей приветственной речи глава группы "Совкомфлот" Сергей Франк отметил:
"Новороссийское морское пароходство строилось на фундаменте вековых традиций эксплуатации танкеров в Черноморском бассейне. С тех пор, как в 1885 году российский танкер "Свет" отправился в рейс по Черному морю, за кормой остались сотни тысяч морских миль, сменилось несколько поколений моряков, и каждое предыдущее передавало своим последователям свои знания, свою любовь к морскому делу. Мы гордимся тем, что этот накопленный опыт продолжает работать на благо отечественной транспортной отрасли. В результате консолидации активов "Совкомфлота" и "Новошипа" возникла крупнейшая судоходная компания России, один из мировых лидеров по морской транспортировке углеводородов. Объединение компаний было крайне своевременным и позволило успешно преодолеть одну из наиболее затяжных рецессий в новейшей истории танкерного бизнеса. Войдя в состав группы компаний "Совкомфлот", "Новошип" дал мощный импульс развитию всего предприятия. Руководство группы СКФ выражает благодарность всему коллективу "Новошипа", и, в первую очередь, уважаемым ветеранам пароходства за многолетний труд в море и на берегу на благо российского морского флота. Сегодня перед группой СКФ стоят серьезные стратегические цели, и опыт эксплуатации конвенционального танкерного флота, накопленный в Новороссийске, танкерной столице России, поможет достичь их с максимальной эффективностью".
Заместитель министра транспорта РФ, руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в своей речи подчеркнул:
"Стратегия развития Новороссийского морского пароходства всегда базировалась на принципах качественного судоходства и высокой социальной ответственности. У штурвала компании во все времена стояли выдающиеся руководители, способные вдохновлять и сплачивать коллектив. И в современной истории компании эта традиция не прерывается. В составе группы компаний "Совкомфлот" – мирового лидера в области морской транспортировки энергоносителей – "Новошип" перешел на новый этап развития. Последние годы были непростыми для всего фрахтового рынка, и танкерная отрасль не стала исключением. Несмотря на это "Новошипу" и группе компаний "Совкомфлот" в целом удалось сохранить позитивную динамику и реализовать целый ряд перспективных проектов. Все это стало возможным благодаря слаженной, самоотверженной работе высококвалифицированных специалистов флота и береговых работников, составляющих уникальный коллектив единомышленников".
В рамках торжественных мероприятий большая группа работников и ветеранов компании "Новошип" – всего около 90 человек – была отмечена ведомственными, региональными и корпоративными наградами и благодарностями. В частности, директор департамента экономики ПАО "Новошип" Жанна Спасова была награждена знаком "Почетный работник транспорта России". Почетная грамота Министерства транспорта РФ была вручена Алексею Хайдукову, управляющему директору "СКФ Менеджмент Сервисиз (Новороссийск)". Николай Текучев, донкерман танкера "НС Конкорд", и Евгений Вилян, электромеханик танкера "Тауэр Бридж", были награждены памятным знаком "10 лет Росморречфлоту", а старший помощник капитана танкера "Кубань" Эдуард Апиянц получил благодарственное письмо Росморречфлота. Николай Демченко, капитан танкера "Эльбрус", был награжден благодарностью ПАО "Совкомфлот". Четверо сотрудников из числа капитанов и старших механиков – Алексей Балахнин, Александр Лаптев, Николай Сенокосенко и Сергей Селезнев – были представлены к нагрудным знакам отличия "За безаварийную работу на морском транспорте".
В рамках торжественных мероприятий в Новороссийске также была организована церемония памятного гашения художественного маркированного конверта, который выпустило к юбилею "Новошипа" ФГУП Издатцентр "Марка". Оформление конверта включает в себя логотип "Новошипа" и изображение танкера "НС Конкорд". С 16 января 2017 года этот конверт доступен для отправки корреспонденции во всех отделениях связи РФ.
Виктор Олерский вручает почетную грамоту Минтранса РФ Алексею Хайдукову, управляющему директору "СКФ Менеджмент Сервисиз (Новороссийск)"
Виктор Олерский вручает памятный знак Николаю Текучеву, донкерману танкера "НС Конкорд"
Виктор Олерский вручает благодарственное письмо Росморречфлота Эдуарду Апиянцу, старшему помощнику капитана танкера "Кубань"
Сергей Франк награждает Николая Демченко, капитана танкера "Эльбрус"
Юрий Цветков, президент ПАО "Новошип", и Елена Бабак, директор Управления федеральной почтовой связи Краснодарского края – филиала ФГУП "Почта России", на церемонии памятного гашения специальных конвертов
Пресс-служба ПАО "Совкомфлот"
Группа компаний "Совкомфлот" (Группа СКФ) – крупнейшая судоходная компания России, одна из ведущих в мире компаний по морской транспортировке углеводородов, а также обслуживанию шельфовой разведки и добычи нефти и газа. Собственный и зафрахтованный флот включает 145 судов общим дедвейтом свыше 13 млн тонн. Треть судов обладает высоким ледовым классом.
"Совкомфлот" участвует в обслуживании крупных нефтегазовых проектов в России и мире: "Сахалин-1", "Сахалин-2", "Варандей", "Приразломное", "Новый Порт", "Ямал СПГ", Tangguh (Индонезия), Peregrino (Бразилия). Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге, представительства расположены в Москве, Новороссийске, Мурманске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Лондоне, Лимасоле и Дубае.
История Новороссийского морского пароходства
Датой начала перевозок нефти отечественными судами на Черном море можно считать 1885 год – именно тогда был введен в эксплуатацию первый парусный танкер "Свет" грузоподъемностью 1,7 тыс. тонн, заказанный в Швеции фирмой "Товарищество братьев Нобель". В 1890 году "Свет" совершил три загранрейса: два из Филадельфии в Роттердам и один из Нью-Йорка в Италию. Вскоре на воду был спущен еще один танкер – "Луч" грузоподъемностью 1,6 тыс. тонн. Это положило начало российскому танкерному флоту на Черном море.
В годы Первой мировой и Гражданской войн торговый флот Черноморского бассейна понес значительные потери. Его восстановление началось в 1922 году, и в течение первой пятилетки его размер удалось значительно увеличить. В 1932 году ЦИК СССР принял решение о создании нового пароходства на Черном море – "Совтанкера". В годы Великой отечественной войны капитаны и экипажи его судов проявляли подлинный героизм при перевозке грузов для фронта, участвовали в легендарных арктических конвоях. Сегодня моряки "Новошипа" по праву считают себя наследниками этой традиции черноморского мужества.
В результате послевоенных реорганизаций "Совтанкер" вошел в состав Черноморского морского пароходства. Затем расширение внешнеэкономических связей СССР потребовало еще одной реорганизации морской отрасли. Начало было положено 20 апреля 1964 года, когда в Новороссийск из Одессы перевели Управление нефтеналивного флота Черноморского морского пароходства (ЧМП). В кратчайшие сроки требовалось наладить работу предприятия, обеспечить его квалифицированными кадрами, консолидировать организации морского профиля в регионе. С этой задачей блестяще справился Орест Александрович Сычеников – его талант, трудолюбие и настойчивость позволили быстро превратить молодое пароходство в лидера страны и по размерам флота, и по объему перевозок.
Официальным днем рождения "Новошипа" считается 20 января 1967 года, когда Министр морского флота СССР Виктор Бакаев издал указ "О выделении из состава ЧМП Управления нефтеналивного флота и о создании на его базе Новороссийского морского пароходства". К этому моменту в Новороссийске уже было завершено строительство специализированной нефтегавани Шесхарис, связанной мощным нефтепроводом с месторождениями Западной Сибири. Вскоре за городом прочно закрепился неофициальный титул "танкерной столицы" страны.
В 1971 году, всего через четыре года после своего основания пароходство было награждено орденом Октябрьской Революции. В последующие годы предприятие сохранило заданный темп развития. Укреплялся авторитет советского танкерного флота на международном рынке транспортных услуг, шло активное освоение специализированного крупнотоннажного флота. В частности, НМП первым в стране освоило супертанкера типа "Крым" грузоподъемностью 150 тыс. тонн – гордость отечественного судостроения. В 1980-е годы НМП начало эксплуатацию сухогрузных судов. Новороссийские экипажи работали во время Карибского кризиса, выполняли рейсы в охваченный войной Вьетнам, с честью проводили спасательные операции на море, успешно противостояли пиратским нападениям. За всю историю пароходства более 370 раз сотрудники пароходства награждались орденами и медалями. Примечательно, что "Новошип" – единственное в истории страны судоходное предприятие, экипажи двух судов которого удостаивались высоких государственных наград в полном составе.
Эта эпоха вписала в историю "Новошипа" имена целого поколения профессиональных моряков высочайшего класса. Среди них – Леонид Константинович Крыштын, бессменный на протяжении 30 лет главный инженер пароходства; начальник службы безопасности мореплавания, Герой соцтруда Геннадий Николаевич Федченко; прославленные флагманские капитаны Корней Кононович Третьяков, Александр Иванович Косилов, Петр Григорьевич Усачев.
В 1992 году Новороссийское морское пароходство было зарегистрировано как акционерное общество "Новошип". Несмотря на тяжелую ситуацию в экономике, компании удалось не только сохранить свои позиции на мировом рынке транспортных услуг, но и упрочить их по целому ряду направлений. В частности, была реализована масштабная программа обновления флота. С 1995 по 2000 годы было построено 24 современных судна суммарным дедвейтом 1,2 млн. тонн. Фактически удалось создать пароходство заново. Во многом этот успех связан с именем Леонида Ивановича Лозы, который был начальником Новороссийского пароходства в 1980-е и 1990-е годы. Именно его профессионализм и ответственность позволили сохранить предприятие, приумножить флот, наладить эффективную работу в условиях открытой конкуренции.
В 2007 году решением президента РФ Владимира Путина "Новошип" был консолидирован с другим ведущим судоходным предприятием страны – "Совкомфлотом" – и вошел в состав новой группы компаний.
Впоследствии "Новошип" принял активное участие в решении важнейшей государственной задачи – подготовке и проведении зимних Олимпийских игр 2014 года. В кратчайшие сроки компания осуществила масштабное строительство и реконструкцию объектов морской и береговой инфраструктуры порта Сочи. В итоге центральная часть Сочи преобразилась и стала излюбленным местом отдыха горожан и гостей курорта. Все построенные объекты получили высокую оценку руководства государства, специалистов, гостей Олимпиады, а морпорт Сочи теперь является одним из самых современных пассажирских портов на Черном море.