"Геннадий Невельской" будет работать под российским флагом, портом его приписки станет Санкт-Петербург. Дедвейт судна составляет 3 тыс. тонн. Это первое из четырех судов, которые строятся по заказу "Совкомфлота" для работы в рамках проекта "Сахалин-2". Остальные три – это дежурные спасательные суда, которые отличаются меньшим дедвейтом (2 тыс. тонн), но при этом обладают расширенным набором возможностей и могут разместить на борту больше персонала для обслуживания морских платформ.
Соглашение между "Совкомфлотом" и "Сахалин Энерджи", подписанное в 2014 году, предусматривает 20-летнюю эксплуатацию всех четырех судов в рамках проекта. Они предназначены для круглогодичной доставки расходных материалов на три добывающие платформы компании "Сахалин Энерджи" в Охотском море и несения постоянного дежурства у морских платформ. В случае чрезвычайной ситуации суда должны обеспечить весь комплекс мероприятий по защите окружающей среды и безопасности персонала платформ.
Техническое наблюдение за строительством всех четырех судов осуществляет ФАУ "Российский морской регистр судоходства" (РС), который присвоил судну ледовый класс Icebreaker6.
Участие в торжественной церемонии имянаречения судна приняли генеральный директор, председатель Правления ПАО "Совкомфлот" Сергей Франк и директор по производству "Сахалин Энерджи" Оле Мыклестад. Также на церемонии присутствовал Владимир Евенко, главный инженер-директор департамента классификации РС.
В роли крестной матери нового судна выступила Екатерина Соколова – кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Научно-образовательного центра морских международных исследований МГУ им. Г.И. Невельского (Владивосток).
"История успешного взаимовыгодного сотрудничества "Совкомфлота" и "Сахалин Энерджи" насчитывает уже более 10 лет, и мы с гордостью видим, что с каждым годом оно продолжает развиваться, приобретает новый масштаб. Сегодня обслуживанием проекта "Сахалин-2" занимаются уже 8 судов "Совкомфлота", скоро их число вырастет до 12. Эта позитивная динамика отражает стратегические приоритеты нашей компании, в числе которых – постоянное расширение участия "Совкомфлота" в долгосрочных проектах по добыче нефти и газа, особенно в сложных климатических условиях. Одновременно с этим, появление в составе флота компании "Геннадия Невельского" также позволит "Совкомфлоту" укрепить глобальное лидерство в сегменте ледокольных судов снабжения", – отметил Сергей Франк.
"Сегодня это лучшее судно в своем классе. Оно построено в соответствии с российскими и мировыми стандартами безопасности судоходства и способно работать в самых сложных климатических условиях. Я горжусь, что в ближайшие двадцать лет это судно под управлением российского экипажа будет осуществлять круглогодичную доставку материалов на нефтегазодобывающие платформы проекта "Сахалин-2". Следует отметить, что многофункциональное судно может быть использовано при ликвидации чрезвычайных ситуаций, и это еще больше укрепляет наши позиции в сфере безопасности", – отметил Оле Мыклестад.
"Богатый исторический опыт взаимодействия России и Финляндии в деле строительства судов для плавания в арктических и субарктических широтах является хорошей основой для современных проектов сотрудничества в этой области. Символично, что транспорт "Байкал", на котором Геннадий Невельской совершил Амурскую экспедицию, был построен в 1848 году именно в Хельсинки", – добавил Сергей Франк.
На церемонию имянаречения были приглашены представители Морского государственного университета (МГУ) им. Г.И. Невельского – одного из главных морских вузов России, также носящего имя прославенного исследователя. Ими стали доктор наук Владимир Веревкин, профессор кафедры электрооборудования и автоматики судов электромеханического факультета (ЭМФ), и Евгений Бутяев, курсант 5-го курса ЭМФ.
В ходе церемонии также было зачитано приветствие, направленное Александром Кукель-Краевским, праправнуком адмирала Невельского. "Символично и имя, которое дает начало жизни этому ледокольному судну. Ведь каких-то полторы сотни лет назад, отказавшись от спокойной, сытой и высококарьерной жизни, капитан-лейтенант Г.И. Невельской со своей командой в нечеловеческих условиях дикого края, ценой лишений, а порой и самой жизни совершили великий подвиг, исследовав и, по сути, создав условия для развития Дальнего Востока. Можно сказать, дали жизнь этому региону", – отмечается в этом послании.
На сегодняшний день в рамках проекта "Сахалин-2" под управлением "Совкомфлота" работают три судна снабжения (SCF Endeavour, SCF Endurance и SCF Enterprise), а также три нефтеналивных челночных танкера типоразмера "Афрамакс" (Zaliv Aniva, Sakhalin Island и Governor Farkhutdinov) и – в партнерстве с японской компанией NYK – два танкера-газовоза СПГ (Grand Aniva и Grand Elena). Все суда работают на условиях долгосрочных тайм-чартерных договоров с компанией "Сахалин Энерджи".