На сегодняшний день в эксплуатации в Администрациях бассейнов внутренних водных путей находится 37 промерных судов. Из них 35 судов проекта Р-159 (1979 — 1988 годов строительства) и два судна проекта 3066 (1975 и 1978 годов строительства). Средний возраст речного промерного флота России составляет на данный момент более 30 лет.
За последние 27 лет для государственных нужд не было построено ни одного промерного (промерно-изыскательского) судна для внутренних водных путей с классом Российского Речного Регистра. Технические параметры промерных судов, находящихся в эксплуатации, соответствуют развитию технической мысли и требованиям, которые были актуальны на момент их проектирования и не учитывают результаты научно-технической революции, произошедшей в гидрографии в начале 2000-х годов. На эксплуатируемых судах установлено промерное оборудование на базе однолучевых эхолотов с механическими самописцами. Скорость этих судов порядка 12 кмчас, автономность плавания – 4 часа. Все указанные суда имеют класс РРР - "X Р 1,2", что не позволяет в полной мере покрыть районы ответственности ряда Администраций бассейнов внутренних водных путей. С уверенностью можно сказать, что данные суда не только устарели физически и морально, а вообще не соответствуют сегодняшним задачам по обеспечению безопасности судоходства на внутренних водных путях России.
В результате анализа потребностей в современном флоте для выполнения гидрографических изысканий была определена актуальность подобных судов как класса "X Р 1,2", так и класса "X О2,0".
В 2014 году ФГУП "Речводпуть" провело конкурс на проектирование новых промерных судов для ВВП. Право на проектирование промерного судна класса "X Р 1,2" в итоге завоевало ООО "ГЦКБ Речфлота" (Нижний Новгород), а на проектирование промерного судна класса "X О2,0" — ОАО "РЦПКБ "Стапель" (Ростов-на-Дону).
|
"Ростовское ЦПКБ "Стапель", ОАО |
На сегодня проект RDB 66.33 на класс "X О2,0 (лёд20)А" РРР конструкторского бюро "Стапель" уже готов. Ростовчане представили судно для проведения гидрографических изысканий, предназначенное для замены выслуживших нормативный срок, морально и физически устаревших промерных (промерно-изыскательских) судов, на данный момент эксплуатирующихся на внутренних водных путях в районах, соответствующих разряду "X О2,0" Российского Речного Регистра.
Отметим 10 основных потребительских свойств судна:
1. Наличие автоматизированного промерно-изыскательского комплекса на базе многолучевого эхолота ЕМ2040 Compact Dual Head Dual Swath позволяет как значительно увеличить объемы промеров, выполняемых одной промерной партией в навигационный период, так и существенно улучшить качество изысканий. Данный комплекс способен решать весь спектр задач, стоящих перед современным промерным судном на ближайшие десятилетия, включая не только выполнение промерно-изыскательских работ, но и картографирование (создания электронных карт).
2. Автоматизированный промерно-изыскательский комплекс позволяет промерной партии в рейсе в дополнение к гидрографическим изысканиям, еще и обрабатывать их результаты сразу "в поле".
3. Район плавания судна расширен по сравнению с действующими судами.
4. Класс автоматизации "А" существенно увеличивает комфортность эксплуатации судна и позволяет сократить экипаж.
5. Скорость практически удвоена (22 кмчас) по сравнению с эксплуатирующимися судами (12 кмчас), что дает возможность существенно уменьшить время перехода между участками выполнения работ.
6. Наличие подруливающего устройства существенно увеличивает маневренность судна при работе в сложных условиях и позволяет не потерять управляемость при работе на малых скоростях, увеличивая качество промеров;
7. Обеспен повышенный уровень комфортность нахождения на борту как экипажа, так и промерной партии. Судно располагает прачечной, полноценным камбузом, удобными одно-, двух- и четырех- местными каютами, кладовыми для инструментов и оборудования, душевой, просторной рубкой управления, совмещенной с рабочей зоной промерной партии.
8. Двухголовочный многолучевой промерного комплекса позволяет охватывать ширину судового хода, в зависимости от глубины, одним-двумя проходами. Это значительно увеличит производительность промерной партии при одновременном уменьшении расходования моторесурса оборудования и судна.
9. Небольшая осадка судна, наличие промерного катера и переносного однолучевого эхолота дают возможность производить промерные работы практически в любой точке акватории.
10. Автономность в пять суток и высокий уровень комфорта на судне обеспечивает длительное непрерывное выполнение рабочих заданий.
Учитывая проблемы с глубинами на ВВП восточной и южной частях страны и количество находящихся в эксплуатации промерных судов, необходимо уже сейчас начать строительство промерно-изыскательских судов для ВВП Российской Федерации.
Характеристики судна пр. RDB 66.33
Длина между перпендикулярами 21,3 м
Ширина габаритная 4,53 м
Высота борта 2,2 м
Высота габаритная 13,25 м
Осадка по грузовую марку 0,85 м
Класс Российского Речного Регистра X О2,0(лёд20)А
Экипаж и изыскательский персонал 7 чел
Главный двигатель, модель ДРА295/1800-РД5343
Подруливающее устройство, модель ROMAGNOLI BTX 350 CC
Скорость 22,0 кмч
Промерно-изыскательский комплекс на базе многолучевого эхолота ЕМ2040 Compact Dual Head Dual Swath
Автономность плавания 5 суток