Земснаряд "Зефир" в месте сборки / Фото: Damen Shipyards Group |
Особенностью заказа стало проведение полного комплекса работ по кастомизации серийной модели для более эффективной работы в районах с низкими температурами и сложной ледовой обстановкой. Адаптация самого земснаряда и его специального оборудования к требованиям заказчика заняла порядка трех месяцев.
В результате, при длине в 33,15 м и общем весе в 115 тонн, судно получило более мощный палубный кран, а его собственно дноуглубительные возможности были увеличены с 12 до 14 метров. При сравнительно небольших размерах новый земснаряд располагает энергетической установкой мощностью в 941 кВт, что при почти полуметровом диаметре грунто-отсосного рукава обеспечивает ему производительность до 3 тыс. кубометров в час.
Удачная компоновка и модульная конструкция модели позволили осуществить оперативную переброску земснаряда к месту будущего использования. Так, с места постройки в Антверпен «Зефир» был в частично разобранном состоянии доставлен на грузовике, после чего далее (уже морем) – в Санкт-Петербург, откуда по железной дороге отправился в Салехард. Заключительный этап путешествия судно снова проделало на грузовике по тундре – непосредственно к сборочной площадки на берегу Обской губы.
Согласно информации производителя, в настоящее время на «Зефире» установлено все необходимое оборудование и судно полностью готово к эксплуатации по прямому назначению, как только сойдет лед. Ожидается, что основным назначением нового землесосного снаряда станет углубление фарватера и расширения судового хода как в устьевой зоне самой р. Обь, так и других малых рек данной акватории.
Как ранее отмечал Korabel.ru, дальнейшее развитие российской экономики уже более чем настоятельно требует наращивания как объемов дноуглубительных работ, так и темпов их выполнения. С учетом только наиболее масштабных проектов, запланированных к реализации в ближнесрочной перспективе, предполагается что общий объем дноуглубительных работ в России в 2022-26 гг превысит 90 млн. кубометров.
Эти показатели свидетельствуют о широких планах по модернизации национальной транспортной инфраструктуры в целом и повышению эффективности использования как внутренних/смешанных (река-море), так и морских транспортных путей, особенно в Арктической зоне, а также требуют оперативного обновления и пополнения отечественного дноуглубительного флота.