История изучения Северного Ледовитого а знает несколько случаев а судов, с которых производились научные наблюдения. Все они, за единственным исключением, оказались затёртыми во льдах случайно из-за невозможности выйти из них вследствие тяжёлой ледовой обстановки. Наиболее известен дрейф а судов с гидрографической экспедицией в составе «Садко», «Георгий Седов» и «Малыгин» в 1937 – 1938 гг., а затем «Георгия Седова» до 1940 г. Общая продолжительность дрейфа 812 дней.
Единственным примером запланированного дрейфа является дрейф «Фрама» с экспедицией Р. Амундсена Он состоялся в 1893 – 1896 гг. и продолжался 878 дней.
«Фрам» был деревянной парусно-моторной трёхмачтовой шхуной специальной постройки длиной 39 м, шириной без «ледовой обшивки» 11м, с трюмом высот 5,25 м; осадкой при неполной нагрузке - 3,75 м, водоизмещением 800 т.
Скорость на чистой воде 6—7 узлов.
Он имел паровую машину мощностью 162 кВт и динамо- машину для освещения, которая могла приводиться от главного двигателя, ветряком и вручную. Винт и руль во льдах поднимались в колодец.
Состав экспедиции 13 человек, из которых, 7 человек составляли судовую команду. Из них только двое участвовали в наблюдениях.
Начиная с 1937 г., когда на лёд в районе Северного полюса была высажена экспедиция под руководством И.Д. Папанина, началось планомерное исследование Северного Ледовитого океана с дрейфующих станций «СП». Проживание на станциях проходило с низкой комфортабельностью и сопровождалось большой опасностью для жизни. Вот какую телеграмму дал на материк И.Д.Папанин 2 февраля 1938 г в последний период работы экспедиции:
«В районе станции продолжает разламывать обломки полей, протяжением не более 70 метров. Трещины от 1 до 5 метров, разводья до 50. Льдины взаимно перемещаются, до горизонта, лед 9 баллов, в пределах видимости посадка самолета невозможна. Живем в шелковой палатке на льдине 50 на 30 метров. Вторую мачту антенны ставим на время связи на другую льдину. С нами трехмесячный запас, аппаратура, результаты. Привет от всех. Папанин».
А вот запись А.Н.Чилингарова, руководителя дрейфующей станции «Северный полюс-19», которая в отличие от экспедиции И.Д.Папанина была размещена на ледяном острове:
«В двадцати метрах от каюты, параллельно нашей „главной улице", зияет широкая трещина. Она прошла совсем рядом со складом продовольствия, отрезав от нас запасы горючего, газа, палатку с хозяйственным оборудованием. В наиболее угрожающем положении - склад с продовольствием. Просто чудо, что вся эта гора ящиков и мешков осталась на краю и не свалилась в пропасть».
Обеспечение комфортабельности проживания членов экспедиции и их безопасности является требованием времени. Таким условиям может удовлетворить только дрейфующее судно.
Основная идея его разработки заключалась в создании платформы, предназначенной для работы в Арктике научной экспедиции при минимальной по численности судовой команды. Такая платформа позволяет обеспечить:
- комфортное и безопасное проживание состава экспедиции,
- соблюдения требований защиты окружающей среды при работе экспедиции;
- расширение видов исследовательских работ, например, за счёт запуска метеорологических ракет и проведения сейсмофизических работ.
Снижение стоимости строительства и эксплуатации ДНИП достигается проектированием его в виде понтона с возможностью самостоятельного плавания на короткое расстояние на минимальной скорости на чистой воде. Практически это будет несамоходное судно, что позволит уменьшить до минимума состав судовой команды. Платформа может доставляться в район начала дрейфа летом под проводкой ледокола, на буксире или в автономном плавании в зависимости от ледовой обстановки. Она остаётся в пассивном дрейфе до момента выхода из ледового массива. В разреженных льдах на кромке поле в конце дрейфа она при необходимости может двигаться самостоятельно до встречи с судном сопровождения. Конкретные режимы плавания выработаются в процессе эксплуатации.
ДНИП имеет следующие основные характеристики.
Водоизмещение, т 5550
Главные размерения:
- длина по КВЛ, м 54,0
- ширина по КВЛ, м 20,2
- осадка по КВЛ, м 7,0
- высота борта, м 10,6
Дедвейт 2196
Мощность ДЭУ, кВ 3х900
Скорость хода на чистой воде, узл. ок. 6
ДНИП будет иметь удлинённый бак, верхнюю и вторую палубы, платформу ниже второй палубы и второй ярус надстройки, на котором находится ходовой мостик.
Жилой район верхней палубы кроме кают, расположенных по бортам, вмещает столовую - салон на 44 посадочных места, камбуз с хлебопекарней, и курительный салон. К жилому району ВП с кормы примыкает полноразмерный волейбольный зал.
Носовая часть нижней палубы отведена под жилые помещения и лаборатории, в средней части расположена амбулатория с изолятором. Кормовая часть занята каютами и лабораториями.
Работы с опускной аппаратурой и другой техникой могут выполняться через колодец, выходящий в лабораторию в кормовой части ВП. На крыше лаборатории имеется люк для работы судовым краном с крупным оборудованием.
Платформа отведена под спортивно - оздоровительный комплекс и помещения вспомогательных механизмов и устройств общесудового назначения.
Спортивно – оздоровительный комплекс включает:
-
тренажёрный зал;
-
плавательный бассейн длиной 12,5 м с тремя дорожками;
-
сауна с душем и контрастным бассейном;
-
туалет.
На крыше верхнего яруса устроена ВПП для вертолёта.
Члены экспедиции размещены в одноместных каютах с санузлом. Начальник экспедиции и капитан имеют блок – каюты, включающие кабинет, салон, спальню и санузел с ванной.
Предлагаемая платформа имеет двухотсечную непотопляемость и двойной борт на всём протяжении с междубортным пространством шириной 1 м. Поэтому представляется, что ему может быть назначен класс КЕ ЛУ8 2 А1. Это может быть предметом специального рассмотрения при проектировании.
Предусмотрены три дизель - генератора для питания гребного электродвигателя и судовых потребителей на ходу. В дрейфе будут работать два генератора.
В состав установки входят также - утилизационный котёл, установленный на коллекторе выхлопных труб, и вспомогательный паровой котёл, опреснительная установка.
Схема общего расположения представлена на рисунке.
Форма обводов выбиралась из условия минимальной стоимости и максимального уменьшения сил ледового давления на корпус. Принята форма в виде понтона, угол развала борта равен 200, угла наклона штевней – 400 к вертикали.
Форма обводов выбиралась из условия минимальной стоимости и максимального уменьшения сил ледового давления на корпус. Принята форма в виде понтона, угол развала борта равен 200, угла наклона штевней – 400 к вертикали.
Большое значение для обоснования создания ДНИП имеет его строительная стоимость. Точная её величина может быть определена заводом – строителем, если он захочет её назвать в условия, когда в соответствии с правилами рыночных отношений приобретение любого продукта происходит по договорной цене. Предварительно строительная стоимость судна определена по имеющейся у автора мировой и отечественной статистике. Она равна ок. 900 млн. рублей с запасом ок.30%.
В целом предлагается практически непотопляемое судно, обеспечивающее выполнение исследований в Северном Ледовитом океане в расширенном объёме, безопасно и с комфортабельными условиями проживания членов экспедиции при минимальных расходах на строительство и эксплуатацию. Словом это будет санаторий с возможностью заниматься любимым делом. На ней будет плавательный бассейн, спортзал, сауна. Любой научный работник об этом может только мечтать. Как бы не пришлось брать с членов экспедиции деньга за работу на ДНИП.
Климашевский С.Н. и Лихоманов В. А.
Климашевский С.Н. и Лихоманов В. А.