Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Новейший ледокол "Андрей Вилькицкий" посетил Санкт-Петербург

19 декабря жители Северной столицы могли наблюдать нового гостя - современный ледокол проекта IBSV01 (или Aker Arc 130A) пришвартовался на Английской набережной. А 20 декабря состоялась официальная презентация судна, которого назвали "танцующим". Что за ледокол, как проходило мероприятие и почему "Андрея Вилькицкого" назвали именно так - читайте в нашем репортаже.
Не только "танцующий"

На самом деле "Газпром нефти" следует отдать должное - ей удалось в канун Нового года сделать праздник не только самим себе, но и жителям Петербурга. Тем, кто "в теме", сразу становится понятно, что не только "Андрей Вилькицкий" способен "танцевать". Ведь головной ледокол проекта "Александр Санников", который "Газпром нефть" принимала в эксплуатацию еще летом, имеет ровно такие же характеристики и особенности.
 
Ледокол "Андрей Вилькицкий" на Английской набережной Санкт-Петербурга / Корабел.ру

Разумеется, подобный маркетинговый ход создал довольно приятный информационный фон вокруг, казалось бы, рядового события - простой экскурсии. Ледокол стоял в доступности всего сутки, и компания-заказчик выжала максимум из этого.

Почему "танцующий"? Потому что ледокол оснащен системой управления динамическим позиционированием, что дает судну возможность поворачиваться на 360 градусов, буквально стоя на месте, а также двигаться во льдах задним и боковым ходом.
 
Ледокол "Андрей Вилькицкий" на Английской набережной Санкт-Петербурга / Корабел.ру

На самом деле, ледоколы этого проекта на сегодняшний день являются еще и самыми мощными неатомными ледоколами в России - мощность подобных судов составляет 22 МВт. 

Более того, "Андрей Вилькицкий" не просто ледокол - это многофункциональное судно обеспечения. Как отметили представители "Газпром нефти", в теплое время года во время работы на терминале "Ворота Арктики" судно будет выполнять функции буксира для танкеров флота судовладельца. 
 
Ледокол "Андрей Вилькицкий" на Английской набережной Санкт-Петербурга / Корабел.ру

Основные характеристики судов проекта IBSV01:
  • класс — Icebreaker 8;
  • мощность — 22 МВт;
  • длина — 121,7 м;
  • ширина — 26,0 м;
  • осадка — 8,2 м;
  • дедвейт — 3 400 т;
  • скорость — 16 узлов;
  • автономность — 30 суток;
  • экипаж — 21 человек.
 
Чем уникален

В целом, нет смысла тратить сотни слов на рассказ о судне - о том, как устроен ледокол проекта IBSV01 можно узнать из наших прошлых материалов - репортажа о спуске "Александра Санникова", а также статьи о нем. На "Андрее Вилькицком" тоже есть спортивный зал, есть сауна и бассейн. Однако есть несколько любопытных деталей, на которых стоит остановиться, даже если где-то мы и повторимся.

В рубке ледокола "Андрей Вилькицкий" есть несколько мостиков для управления судна - носовой, боковой и даже кормовой. Это позволяет экипажу выполнять ряд функций, что, собственно, и предполагает многоцелевое судно. Помимо этого, на нем установлено тепловизионное устройство - оно предусмотрено для оперативного и эффективного поиска моряков, кто оказался в воде не по своей воле.
 
Кормовой мостик ледокола "Андрей Вилькицкий" / Корабел.ру

Судно имеет три азимутальные колонки - две в корме и одна в носу. Именно за счет этого судно разрезает лед и фрезерует его, а также обеспечивает более чистый канал и чистую воду под ледоколом. 

К слову о чистоте - ледокол "Андрей Вилькицкий" имеет два катера-бонопостановщика, а также целый комплекс оборудования и устройств для ЛАРН.
 
Корма ледокола "Андрей Вилькицкий". В правой части фотографии - два катера-бонопостановщика / Корабел.ру

Ледокол имеет класс автоматизации AUT1. Это позволяет эксплуатацию механической установки без постоянного присутствия экипажа в машинном отделении и в центральном посту управления (ЦПУ).
 
ЦПУ ледокола "Андрей Вилькицкий" / Корабел.ру

Особая презентация

За несколько дней до официального мероприятия для СМИ пресс-служба "Газпром нефти" рассылала ряд писем, где детально рассказывалось о ходе грядущей презентации, плане судна, схемах проходов и подъездов к нему. А 19 декабря выслали даже видео с воздуха, как "Андрей Вилькицкий" пришвартовался к Английской набережной Санкт-Петербурга. И это действительно приятный факт - подобный подход к работе и событию от компании-заказчика.



По плану события, сначала журналистов группами водили по ледоколу, показывали капитанский мостик, каюты, палубу с технологическим оборудованием, ЦПУ, тренажерный зал, сауну с бассейном, госпиталь, вертолетную площадку. Затем был организован пресс-подход, в котором принимали участие руководитель дирекции крупных
проектов "Газпром нефти" Денис Сугаипов, капитан ледокола "Андрей Вилькицкий" Юрий Охромкин и праправнучка Андрея Вилькицкого и крестная матерь судна Ирина Тихомирова. 

"Арктика - это будущее отечественной не только газодобычи, но и нефтедобычи" 

Первым к представителям СМИ подошел представитель "Газпром нефти" Денис Сугаипов. По его словам, ледокол построен для Новопортовского месторождения терминала "Ворота Арктики", он решает несколько задач: первая и основная задача - прокладка каналов во льдах Обской губы для подхода танкеров к терминалу, вторая - буксировка танкеров, третья - возможные ликвидации различных аварий. Еще "Андрей Вилькицкий" является второй точкой управления терминалов в случае возникновения нештатных ситуаций.
 
Денис Сугаипов, руководитель дирекции крупных проектов "Газпром нефти" / Корабел.ру

В целом проект "Время Арктики" состоит из разработки крупного нефтяного месторождения Новопортовского с запасом более 250 млн тонн нефти и 320 млрд кубометров газа. Разработка месторождения началась в 2014 году, а в 2016 году состоялся запуск терминала "Ворота Арктики". Сугаипов говорит, что с этого момента "Газпром нефть" наращивает объем добычи углеводородов за счет бурения разных пластов, а в следующем году компания выходит на добычу в 8 млн тонн нефти.

Что касается логистики, то для перегрузки нефти с месторождения уже построено два ледокольных судна и шесть танкеров ледового класса, способных перегружать углеводороды и работать на Севморпути, в том числе на мелководье Обской губы. Конкретно за счет новых ледоколов "Газпром нефть" сможет высвободить один из ледоколов, который должен находиться на постоянном дежурстве в районе морской платформы "Приразломная". Суда проекта IBSV01 спроектированы специально под условия работы вокруг терминала, это значит, что значительно снижаются риски обеспечения и нештатных ситуаций за счет работы именно этих ледоколов.
 
На презентации ледокола "Андрей Вилькицкий" / Корабел.ру

Как рассказал журналистам Денис Сугаипов, ледокол "Александр Санников", который летом был передан "Газпром нефти", работает с акватории Обской губы, выполняет все необходимые задачи. Судно показало себя превосходно. Фактические показатели превысили проектные с точки зрения ледопроходимости. Так что второй ледокол на терминале будет как раз к месту.

Сам "Андрей Вилькицкий" прибудет к месту эксплуатации - терминалу "Ворота Арктики" - в конце января.

С "Мурманска" в Обскую губу

Затем слово дали капитану судна - Юрию Охромкину. Кстати, нам капитан знаком, мы с ним познакомились на ледоколе "Мурманск" проекта 21900М - можете почитать нашу статью о судне. Тогда Юрий Борисович нес вахту на нем.
 
Юрий Охромкин, капитан ледокола "Андрей Вилькицкий" / Корабел.ру

По словам капитана, ледокол "Андрей Вилькицкий" - просто превосходный! Работа на нем интересна как раз за счет его многофункциональности: "Ходовые испытания у нас длились 35 дней. За это время мы познакомились с ледоколом, работой оборудования. Теперь с этим нет никакой сложности!"

Как отметил Юрий Охромкин, по сравнению с прошлыми ледоколами, на которых он работал, "Андрей Вилькицкий" - шаг вперед в отрасли. Управление удобное, полная автоматизация, современное оборудование - все это характеризует судно.

Да и экипажу ледокол очень понравился: "На судне есть спортзал, сауна с бассейном, библиотека. Каждая каюта оборудована связью, телевидением. У нас все удобства!"

Большая ответственность и доверие

После капитана на вопросы отвечала праправнучка Андрея Вилькицкого Ирина Тихомирова. Кстати сказать, она  не связала свою жизнь с морем - работает методистом.
 
Ирина Тихомирова, праправнучка Андрея Вилькицкого, крестная мать судна / Корабел.ру

По ее мнению, назвать ледокол в честь Андрея Вилькицкого - идея прекрасная. Ведь именно Андрей Ипполитович в 1895 году обследовал устье реки Оби и Енисея и части Карского моря: "Это большая ответственность и доверие для меня! Однако горько осознавать, когда мы увековечиваем память Андрея Вилькицкого, когда на карте звездного неба есть маленькая планета, названная в его честь, в это время могила великого русского ученого, полярного исследовалия - памятник государственного значения - разрушается. Это прискорбно!"

Будущее расписано

17 декабря 2018 года Выборгский судостроительный завод, который строил два ледокола этого проекта, подписал акт приема-передачи судна "Андрей Вилькицкий". Сейчас ледокол ожидает перехода в Мурманск, где, по всей видимости, состоится церемония подъема флага. 
 
На презентации ледокола "Андрей Вилькицкий" / Корабел.ру

Однако будущее судна уже понятно - как и его брат "Александр Санников", оно будет работать на развитие российской Арктики. Судя по тому, что фактические показатели головного ледокола превысили проектные, флот "Газпром нефть" действительно пополнился важным помощником. Отсюда становится ясно, почему такой праздник организовала компания.

Материалы по теме:
Готовь "Санникова" летом (статья о ледоколе "Александр Санников")

Нарушитель ледокольных схем (о спуске на воду "Александра Санникова")
Ямал да удал (о порте Сабетта, проекте "Ямал СПГ" и танкере "Кристоф де Маржери")
Арктика ждет "Арктику" (о спуске на воду самого мощного в мире атомного ледокола "Арктика")
 
"Выборгский судостроительный завод", ПАО Выборг
+7(81378) 2-64-32
"Газпром Нефть", ПАО Санкт-Петербург
+7(812) 363-31-52, +7 (800) 700-31-52 Звонок по России бесплатный



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Филимонов Валерий Николаевич
22.12.2018, 13:03
Финское качество, оно даже в российском исполнении, выглядит солидно. На ледоколе отечественного нет от слова совсем. "Лего-сборку" судов из иностранных комплектующих и по иностранным проектам ОСК освоила довольно хорошо. Российская судостроительная промышленность стала очень сильно смахивать на китайскую, там тоже все иностранное, технологии, проекты, оснастка, изготавливаемая по лицензиям. Ну да им простительно - у них отродясь своего судостроения не было, а ОСК то чем гордится? - тем что угробили все свое и теперь собираем суденышки из того, что нам из забугорья дадут? Где заводы по выпуску судового оборудования? Где новости о том что согласован выпуск судовых дизелей для гражданских судов, хоты бы для тех-же аляповатых RSD59?
А за финские достижения в области судостроения, это да мы все безусловно рады.
Свежие новости
Гендиректор СПО "Арктика" поздравил Севмаш с юбилеем
13:15 , 21 Декабря 2024 / события
рекламаПодписка 2025