В феврале 2015 года 82 судоремонтный завод в поселке Росляково Мурманской области сменил собственника – контрольный пакет акций перешел от Объединенной судостроительной корпорации к АО "НК "Роснефть". В связи со сменой собственника, в СМИ все чаще стала проходить информация о том, что предприятие в ближайшие годы поменяет профиль работы: станет центром арктического судостроения для нужд нефтяного гиганта.
Напомним, сейчас в активе 82 СРЗ самый большой плавучий док в регионе грузоподъёмностью 80 тысяч тонн, который может принять в ремонт флагманы Северного флота авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" и крейсер "Петр Великий".
О перспективах развития, диверсификации производства, новых направлениях деятельности мы поговорили с генеральным директором 82 СРЗ Валерием Алексеевым.
– Расскажите немного об истории завода. С чего все начиналось, как шло развитие предприятия?
– Начиная с 30-х годов прошлого века судьба поселка Росляково неразрывно связана с историей становления и развития Северного флота. Образование в 1933 году Северной военной флотилии требовало наличия надежной судоремонтной базы, что и привело к созданию судоремонтных мастерских. Все оборудование размещалось в деревянном срубе: три токарных станка и один сверлильный. Позже появились две плавучие мастерские и три баржи. Судоремонтные мастерские ремонтировали буксиры, катера, деревянные суда ПСК, СКР и до 30% объема работ выполняли по отдельным заказам (в том числе кузнечные и медницкие). Первый начальник СРМ военинженер 2 ранга И.П. Корзов, выпускник военно-морского инженерного училища им. Дзержинского в Ленинграде в 1928 году.
В 1938 году техническим отделом Северного флота судоремонтным мастерским передан плавучий док грузоподъемностью 2,5 тысячи тонн, а в 1940 году плавучая мастерская ПМ-104, построенная в 1939 году Ленинградским "Петрозаводом".
Суда в доке 82 СРЗ
С июня 1941 года предприятие находилось в составе действующей армии. Частые налеты вражеской авиации и бомбежки акватории Кольского залива заставили командование Северного флота принять решение о переводе мастерских в безопасное место. В начале 1942 года мастерские с ПМ -104 перебазированы в район поселка Дровяное, а плавучий док под скалистый берег поселка Абрам -Мыс.
В годы Великой Отечественной войны рабочие судоремонтных мастерских, несмотря на суровые погодные условия, постоянные бомбежки, недостаток продовольствия, нехватку материалов и инструментов, показывают образцы самоотверженного труда, выполняя задания командования по ремонту сложных боевых кораблей. Были отремонтированы эсминцы "Урицкий", "Карл Либкнехт", "Куйбышев", сторожевые корабли "Смерч", "Гроза", "Ураган", а также несколько конвойных кораблей союзников. Был освоен ремонт подводных лодок типа "Малютка", миноносцев. По заданию командования Северного флота рабочими и специалистами мастерских был построен металлический катер с броневой башней для боевых операций на озерах Кольского полуострова. В составе судоремонтных мастерских в 1943 году создана станция подводного судоремонта (руководитель инженер-капитан А.А. Мурадян). Силами личного состава станции выполнялся подводный ремонт кораблей и судов без постановки их в док.
В 1946 году мастерским дополнительно переданы плавмастерская ПМ-106 и трофейный плавучий док ПД-1, который в свое время был построен для ремонта немецких тяжелых крейсеров типа "Принц Евгений". На тот момент это был крупнейший док на территории СССР. Перегонка ПД-1 из Кенигсберга в Росляково была сложнейшей операцией, в которой участвовали и заводчане - докмейстер Цыпнятов П.Г., электрики Зарайский А.А., Защелкин В.Г., Кранц Я.И.
Генеральный директор 82 СРЗ Валерий Алексеев / Корабел.ру
1 мая 1947 года официальная дата создания Росляковского судоремонтного завода ВМФ. Судоремонтные мастерские № 1079 переименованы в судоремонтный завод 82 с подчинением техническому отделу Северного флота. Направление деятельности завода во многом определяется наличием мощного дока ПД-1. Судоремонтники работают с настроением и мужественно переносят невзгоды. Восстанавливаются изрядно изношенные во время войны корпуса и механизмы кораблей и судов флота. Наращиваются производственные мощности, развиваются цеха, строятся новые здания, улучшается организация производства, непрерывно готовятся кадры, улучшаются условия труда и быта рабочих.
Первенец атомных ледоколов "Ленин", крупные плавбазы, боевые корабли всех рангов, все стратегические подводные лодки Северного флота – это далеко не полный перечень объектов, ремонтировавшихся в ПД-1. Трудился ПД-1 до 2007 года. Из-за большого возраста и ветхости его пришлось передать для разделки на металлолом.
Наибольшего развития 82 СРЗ достиг в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, когда заводчане ежегодно выполняли комплексные ремонты на 15-16 кораблях плюс еще 50-70 кораблей проходили доковые ремонты. На предприятии трудилось более трех с половиной тысяч человек, в поселке ежегодно строилось по два многоквартирных дома для заводчан.
С начала 90-х финансирование оборонной промышленности резко сократилось. В 1996 году объем производства составил менее 10% от уровня 1991 года.
В конце 2001 года на 82-ом СРЗ проведена во всех смыслах уникальная, не имеющая мировых аналогов доковая операция по постановке в ПД-50 комплекса из баржи "Гигант" и закрепленной под её днищем, атомной подводной лодки "Курск", поднятой со дна моря. Баржу ввели в док, опустили лодку на стапель, после чего "Гигант" был выведен из дока, а "Курск" остался в нем. Сложность постановки и минимальные зазоры по размерам, повторяюсь уникальны, и не в последнюю очередь заслуга в том, что эта операция прошла успешно принадлежит экипажу дока, его специалистам.
И после постановки, заводчанам досталась очень тяжелая и с технической стороны и в моральном плане работа по расчистке носовых отсеков лодки от перемешанных и спрессованных металлоконструкций, остатков торпед и, самое тяжелое, останков экипажа. Шаг за шагом, железка за железкой, исключительно вручную были очищены носовые отсеки, выгружены ракеты, заварены все донно -забортные отверстия. Говоря техническим языком, лодка была законвертована. Из ПД-50 она была перемещена в подведенный вплотную плавучий док "Паллада" и ушла в Снежногорск на СРЗ "Нерпа", где и была утилизирована.
Работа с винто-рулевым комплексом, 82 судоремонтный завод
Ситуация начала меняться только к середине десятых, на завод снова вернулись боевые корабли.
В 2014-2015гг. заводом были выполнены работы по программе восстановления и ввода в эксплуатацию АЛВ "Севморпуть", а также успешно проведен доковый осмотр новейших атомных подводных лодок пр.955 "Борей".
В феврале 2015 года правительство распорядилось передать завод, который на тот момент входил в ОСК в пользу ЗАО "РН-Транс" (подразделение АО "НК "Роснефть) в целях создания береговой базы снабжения для шельфовых проектов НК "Роснефть" в Мурманской области.
– Что-то изменилось в политике и в работе завода после смены собственника?
– Наш завод создавался для нужд ВМФ и традиционно был одним из главных предприятий в зоне базирования Северного флота, которое проводило ремонты по восстановлению технической готовности кораблей и подводных лодок СФ. Причем, самых больших кораблей, которые технологически нигде больше отремонтировать нельзя.
Эту специализацию мы сохранили до сих пор. И каких-то резких изменений в работе предприятия, в связи со сменой собственника, не произошло.
Единственный момент, что в планах "Роснефти" значится более активное развитие на 82 СРЗ направления судоремонта как гражданского, так и военного и организация судостроительной площадки. Конечно, объективная экономическая ситуация, которая сейчас сложилась в стране может сдвинуть реализацию этих планов вправо, но намерения такие есть. Сейчас, в частности идет активная подготовка к оценке инвестиций.
Атомный крейсер "Петр Великий" в доке 82 СРЗ
– Что представляет из себя 82 СРЗ сейчас?
– Сейчас 82 СРЗ занимает территорию в 99,8 гектаров и акваторию в 1,41 квадратных километров, на которых расположены следующие виды производств: корпусно-доковое, сварочное, деревообрабатывающее, механообрабатывающее, слесарно-сборочно-монтажное, трубопроводное, электротехническое, кузнечно-штамповочное, инструментальное, участок термической обработки, участок по нанесению гальванопокрытий, центральная заводская лаборатория, собственное КБ. Штат сотрудников составляет 570 человек.
Причальная стенка длиной 325 метров оборудована необходимыми грузоподъемными средствами, подходы к ней не требуют лоцманской проводки.
Особая гордость и главная отличительная особенность завода – это плавдок "ПД-50". Построенный в 1980 году на заводе в Гетеборге, док длиной более 300 метров, грузоподъемностью 80 тыс. тонн, с площадью стапель-палубы 23 тыс.кв.м, который позволяет принимать в ремонт наши флагманы "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", "Петр Великий".
Сейчас возможности предприятия позволяют проводить практически любые виды докового ремонта от покрасочных работ до работ с винто-рулевой группой, редукторами, главными машинами и т. д.
Командование СФ прекрасно знает наши возможности, ценят качество работы, исполнение сроков. Это тоже наши отличительные стороны.
– Какая доля гражданских заказов сейчас есть у предприятия?
– Гражданских заказов у нас пока немного, доля в общем объеме не превышает 25%. Но это не потому, что нет заявок, а из-за сложности планирования. У военных все ремонты расписаны загодя, исходя из чего мы составляем и свой график. Конечно, бывают аварийные внеплановые ремонты, но такие случаи очень редкие.
Гражданский заказчик подобные планы предоставить не может. Как правило, он связывается с нами и говорит, что ему нужно поставить судно в док через неделю. Наши предложения перенести срок на неделю-две в ту или иную сторону согласовываются с трудом. Здесь необходимо отметить, что даже если у нас в доке есть свободное место, не всегда мы можем поставить гражданское судно рядом с военным, из соображений безопасности.
Атомный крейсер "Петр Великий" в доке 82 СРЗ
– Сказывается ли урезание бюджета, выделяемого на нужды ВМФ, на работу предприятия?
– Сказывается. Корабли не молодеют, затрат на восстановление требуют больше. Накладывает свой отпечаток и то, что 82 СРЗ не является головным исполнителем по восстановлению боеготовности кораблей флота, все заказы проходят через ЦС "Звездочка". Это неизбежно сказывается на оперативности прохождения документов. Однако, несмотря на все, объемы работ у нас из года в год растут. Выручка 2015 года превысила 2012 год в три раза.
Частично оттого, что удается брать на себя объемы, которые раньше отдавались другим контрагентам, частично, оттого, что по разным причинам приходят неплановые заказы, от которых мы никогда не отказываемся независимо от загрузки.
– Как решаете кадровую проблему, где готовите персонал?
– Собственного заводского ПТУ у завода нет, но есть лицей в Росляково, который еще с советских времен готовил кадры рабочих специальностей. 82 СРЗ был для него производственной базой для проведения практики.
Сегодня такой массовой подготовки рабочих нет, но связь с лицеем мы поддерживаем, проводим практику, устраиваем на работу, исходя их наших потребностей.
Средний возраст по предприятию у нас около 43 лет, хотя работников предпенсионного и пенсионного возраста тоже хватает.
Рабочий процесс, 82 СРЗ
Вообще молодежи на предприятие приходит много. Кто-то устроившись на рабочий номер затем идет учиться в техникумы, институты, возвращаются к нам уже технологами, мастерами. И естественно, мы только приветствуем такое движение, стараемся поддерживать ребят материально.
Могу сказать без лишней гордости, что в нынешних экономических условиях работать на 82 СРЗ престижно. Да, у нас не супер-высокие зарплаты – цифры средние по региону. Но они реальные, заработанные своим собственным трудом, и выплачивается зарплата своевременно.
– Каков средний заработок по предприятию?
– Средний заработок по заводу составляет 45 тыс.руб, если брать отдельно рабочих, то это 54 тысячи. Но это средние показатели, в зависимости от загрузки, опыта, сложности работ. Кто-то получает меньше, а кто-то существенно больше.
– Как строите отношения с местными властями? Мнение завода учитывается при принятии каких-либо решений?
– Конечно, сегодня после того, как Росляково влился в состав Мурманска, термин "градообразующее предприятие" мало применимо к 82 СРЗ. Но контакты с местной властью сохранились. Мы всегда плотно взаимодействовали, работаем вместе и сейчас. Когда есть потребность мы в силу наших возможностей поселку помогаем. По мере возможности помогаем материалами на ремонтные работы в поселке, сейчас готовимся к ремонту уличной сцены местного ДК.
"Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" в доке 82 СРЗ
– Какие основные векторы развития предприятия вы видите, на ближайшую перспективу?
– В советское время на 82 СРЗ была запланирована реконструкция производственных мощностей. По планам на территории предприятия должны были построить сухой док размерами 460м х 120м, который бы позволил принимать в ремонт корабли и гражданские суда существенно больших размерений, нежели сейчас. Кроме того, все производственные мощности должны были объединить под одной крышей в блоке цехов, строительство которого уже было начато. Был удален скальный массив и была подготовлена площадка для строительства сухого дока. В середине восьмидесятых годов проект был заморожен.
На сегодняшний день проработки развития завода включают два ключевых направления – это дальнейшее развитие судоремонта и судостроения с целью существенного увеличения объемов и номенклатуры выполняемых работ и – организация на площадке завода базы снабжения шельфовых проектов. Причем оба эти направления имеют ряд точек тесного соприкосновения и должны дополнить друг друга.
Коллектив 82 СРЗ сохранил лучшие трудовые традиции и продолжает выполнять задачи по обеспечению боеготовности кораблей и судов ВМФ России.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+