В 1972 году в городе Уральске образовался филиал Ленинградского ЦНИИ «Гидроприбор». Заниматься новая структура должна была созданием морской подводной техники, разработкой технологий ее использования. Возглавил филиал первый главный конструктор необитаемых подводных аппаратов Борис Александрович Сгибнев, а основу коллектива составили лучшие специалисты СКБ машиностроительного завода им. Ворошилова (ныне АО Уральский завод «Зенит»).
За 45 лет своей работы АО «НИИ «Гидроприбор» выполнил более 100 опытно-конструкторских работ, построил 20 подводных аппаратов. А с 1993 года открыл для себя новый профиль работы – занимается проектированием и строительством маломерного флота.
За 45 лет своей работы АО «НИИ «Гидроприбор» выполнил более 100 опытно-конструкторских работ, построил 20 подводных аппаратов. А с 1993 года открыл для себя новый профиль работы – занимается проектированием и строительством маломерного флота.
За 5 лет с 1972 года были построены производственный и лабораторный корпусы, институт получил необходимое оборудование для проведения научных исследований и изготовления опытных образцов. Свое первое изделие – дистанционно-управляемая телевизионная установка для подводных обследований и работ «КАТРАН-2» , предназначенная для осмотра затонувших подводных лодок и выполнения аварийно-спасательных работ на глубинах до 500 метров, институт выпустил уже в 1974 году.
После 1991 года институт был преобразован в АО «НИИ «Гидроприбор» и вошел в состав холдинга АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг».
В 1993 году Казахстан принял новую кораблестроительную программу, в которой была поставлена задача организации в стране собственных судостроительных мощностей. И институт начал проектировать и строить речные и морские катера, небольшие суда технического флота.
За неполных 24 года институт спроектировал и построил около 30 плавсредств, в том числе катер «Сагым», который развивает скорость до 60 узлов.
В 2016 году НИИ «Гидроприбор» построил ледокольно-буксировочный катер пр. 3092 «Кажымукан» по проекту петербургского Инженерного центра судостроения для работы в северной части Каспийского моря. При длине 22 м и ширине 7,5 метров он имеет небольшую осадку – 1,8 метра и водоизмещение 151 тонн. В качестве главной силовой установки на судне применены два двигателя фирмы Deutz, мощностью по 240 кВт каждый.
Результаты ледовых испытаний подтвердили способность катера преодолевать сплошной лед толщиной до 30 сантиметров и мелкобитый резреженный лед толщиной до 55 см.
Помимо судостроения, институт занимается разработками и по своему первоначальному профилю – робототехнике. Ведет проектирование мобильных робототехнических комплексов, планирует в рамках партнерства с ведущими зарубежными компаниями начать производство беспилотных катеров.
Кроме того, на базе НИИ «Гидроприбор» открыто производство мобильных водолазных комплексов. Для нефтегазовой отрасли институт создал необитаемые подводные аппараты «Омар» и «Медуза», которые способны выполнять поисковые и рабочие операции на глубинах соответственно до 200 и 500 метров.
Любое высокоинтеллектуальное производство невозможно без научного задела. Еще с советских времен на базе института были открыты научно-исследовательские и проектные подразделения с лабораторно-испытательной базой, свое опытное производство. И «Гидроприбор» продолжает их развивать, закупается новое оборудование, готовятся кадры. Предприятие участвует в подготовке специалистов из числа студентов инженерных специальностей казахстанских вузов. Сейчас общий штат предприятия – 170 человек из них 37 моложе 30 лет.
В своей работе АО «НИИ «Гидроприбор» сотрудничает в том числе с российскими и зарубежными предприятиями схожего профиля. В частности с ОАО «Инженерный центр судостроения» (Россия, г. Санкт-Петербург); Научно-исследовательским институтом специального машиностроения МГТУ им. Н.Э.Баумана (Россия); ECA ROBOTICS (Франция); ООО «Дайвтехносервис» (Россия).
Перспективы своего развития институт связывает прежде всего с реализацией инвестиционных проектов по расширению и обновлению производства малых катеров, робототехнических комплексов и оборудования для нефтегазовой отрасли.
Сегодня АО «НИИ «Гидроприбор» – это научно-производственный комплекс, который позволяет соединять в единый технологический цикл научные исследования, проектирование, изготовление опытных образцов, испытания и освоение производства.
После 1991 года институт был преобразован в АО «НИИ «Гидроприбор» и вошел в состав холдинга АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг».
В 1993 году Казахстан принял новую кораблестроительную программу, в которой была поставлена задача организации в стране собственных судостроительных мощностей. И институт начал проектировать и строить речные и морские катера, небольшие суда технического флота.
За неполных 24 года институт спроектировал и построил около 30 плавсредств, в том числе катер «Сагым», который развивает скорость до 60 узлов.
В 2016 году НИИ «Гидроприбор» построил ледокольно-буксировочный катер пр. 3092 «Кажымукан» по проекту петербургского Инженерного центра судостроения для работы в северной части Каспийского моря. При длине 22 м и ширине 7,5 метров он имеет небольшую осадку – 1,8 метра и водоизмещение 151 тонн. В качестве главной силовой установки на судне применены два двигателя фирмы Deutz, мощностью по 240 кВт каждый.
Результаты ледовых испытаний подтвердили способность катера преодолевать сплошной лед толщиной до 30 сантиметров и мелкобитый резреженный лед толщиной до 55 см.
Помимо судостроения, институт занимается разработками и по своему первоначальному профилю – робототехнике. Ведет проектирование мобильных робототехнических комплексов, планирует в рамках партнерства с ведущими зарубежными компаниями начать производство беспилотных катеров.
Кроме того, на базе НИИ «Гидроприбор» открыто производство мобильных водолазных комплексов. Для нефтегазовой отрасли институт создал необитаемые подводные аппараты «Омар» и «Медуза», которые способны выполнять поисковые и рабочие операции на глубинах соответственно до 200 и 500 метров.
"НИИ Гидроприбр", АО |
Любое высокоинтеллектуальное производство невозможно без научного задела. Еще с советских времен на базе института были открыты научно-исследовательские и проектные подразделения с лабораторно-испытательной базой, свое опытное производство. И «Гидроприбор» продолжает их развивать, закупается новое оборудование, готовятся кадры. Предприятие участвует в подготовке специалистов из числа студентов инженерных специальностей казахстанских вузов. Сейчас общий штат предприятия – 170 человек из них 37 моложе 30 лет.
В своей работе АО «НИИ «Гидроприбор» сотрудничает в том числе с российскими и зарубежными предприятиями схожего профиля. В частности с ОАО «Инженерный центр судостроения» (Россия, г. Санкт-Петербург); Научно-исследовательским институтом специального машиностроения МГТУ им. Н.Э.Баумана (Россия); ECA ROBOTICS (Франция); ООО «Дайвтехносервис» (Россия).
Перспективы своего развития институт связывает прежде всего с реализацией инвестиционных проектов по расширению и обновлению производства малых катеров, робототехнических комплексов и оборудования для нефтегазовой отрасли.
Сегодня АО «НИИ «Гидроприбор» – это научно-производственный комплекс, который позволяет соединять в единый технологический цикл научные исследования, проектирование, изготовление опытных образцов, испытания и освоение производства.