14-ю "НЕВУ" ждали два года - оптимальный срок, чтобы научиться новому, продемонстрировать собственный рост и развитие, удивить сообщество новинками и успеть соскучиться по коллегам, ставшими уважаемыми партнерами и друзьями.
22 сентября павильоны "Экспофорума" проводили более 600 участников с разных уголков не только России, но и мира. Прошла неделя, и следует подвести итоги самой масштабной отечественной выставки гражданского судостроения. И логичнее всего, сделать это с человеком, который стоял у истоков "НЕВЫ", который вложил немало усилий в создание такой привычной и такой уникальной площадки для бизнеса.
22 сентября павильоны "Экспофорума" проводили более 600 участников с разных уголков не только России, но и мира. Прошла неделя, и следует подвести итоги самой масштабной отечественной выставки гражданского судостроения. И логичнее всего, сделать это с человеком, который стоял у истоков "НЕВЫ", который вложил немало усилий в создание такой привычной и такой уникальной площадки для бизнеса.
- Александр Николаевич, по ощущениям и отзывам, 14-я "НЕВА" гораздо масштабнее той, что была в 2015 году. Расскажите, пожалуйста, о нынешней выставке. Сколько компаний в ней участвует?
- Ощущения гостей и участников не обманывают— это самая крупная и масштабная "НЕВА" за 27 лет существования. Она полностью занимает два павильона из трех на новом МКВЦ "Экспофорум". Общая площадь, занимаемая стендами Российских и Международных участников в выставочном комплексе, выросла на 13% по сравнению с 2015 годом. К примеру, в "Ленэкспо" с нынешним количеством заявок мы бы уже не поместились. Не случайно генеральный директор "ЭкспоФорум-Интернэшнл" Сергей Георгиевич Воронков, выступая на открытии "НЕВА-2017", отметил, что "… выставка "НЕВА" двигает и конгрессно-выставочную сферу – благодаря ей построен "Экспофорум". Уже сегодня выставка полностью занимает два павильона комплекса…".
Если же говорить об экспонентах, то всего представлено 609 стендов — это больше, чем предыдущая выставка, которая так же, в свою очередь, в Российском сегменте показала рост на 8%. Для сравнения, по данным итоговой брошюры за 2016 год на морской выставке "Euronaval" выступили 355 компаний из 28 стран на площади 15 000 кв.м по сравнению с 36 странами на площади 26 000 кв.м. на "НЕВА-2017". Безусловно, нельзя сравнить гражданское судостроение с военным, но приятно осознавать, что "НЕВА" в этом году существенно больше, чем другие события мировой морской отрасли. По количеству иностранных компаний 14-я "НЕВА" практически восстановила уровень 2013 года, который существовал до возникновения существующих напряжённостей в торгово-экономической сфере.
На сегодняшний день следует отметить динамику роста продаж билетов на выставку — выручка выросла на 30% по сравнению с 13-й "НЕВОЙ". По данным ряда участников, посещаемость их стенда в 2017 году увеличилась на 40% по сравнению с прошлым 2015 годом, причем "НЕВА" стала уверенно генерировать поток посетителей не только из самой судостроительной, но и из смежных с нею отраслей промышленности, удовлетворяющих нужды судостроения по самой широкой номенклатуре производимых товарных позиций.
- Ощущения гостей и участников не обманывают— это самая крупная и масштабная "НЕВА" за 27 лет существования. Она полностью занимает два павильона из трех на новом МКВЦ "Экспофорум". Общая площадь, занимаемая стендами Российских и Международных участников в выставочном комплексе, выросла на 13% по сравнению с 2015 годом. К примеру, в "Ленэкспо" с нынешним количеством заявок мы бы уже не поместились. Не случайно генеральный директор "ЭкспоФорум-Интернэшнл" Сергей Георгиевич Воронков, выступая на открытии "НЕВА-2017", отметил, что "… выставка "НЕВА" двигает и конгрессно-выставочную сферу – благодаря ей построен "Экспофорум". Уже сегодня выставка полностью занимает два павильона комплекса…".
Если же говорить об экспонентах, то всего представлено 609 стендов — это больше, чем предыдущая выставка, которая так же, в свою очередь, в Российском сегменте показала рост на 8%. Для сравнения, по данным итоговой брошюры за 2016 год на морской выставке "Euronaval" выступили 355 компаний из 28 стран на площади 15 000 кв.м по сравнению с 36 странами на площади 26 000 кв.м. на "НЕВА-2017". Безусловно, нельзя сравнить гражданское судостроение с военным, но приятно осознавать, что "НЕВА" в этом году существенно больше, чем другие события мировой морской отрасли. По количеству иностранных компаний 14-я "НЕВА" практически восстановила уровень 2013 года, который существовал до возникновения существующих напряжённостей в торгово-экономической сфере.
На сегодняшний день следует отметить динамику роста продаж билетов на выставку — выручка выросла на 30% по сравнению с 13-й "НЕВОЙ". По данным ряда участников, посещаемость их стенда в 2017 году увеличилась на 40% по сравнению с прошлым 2015 годом, причем "НЕВА" стала уверенно генерировать поток посетителей не только из самой судостроительной, но и из смежных с нею отраслей промышленности, удовлетворяющих нужды судостроения по самой широкой номенклатуре производимых товарных позиций.
- Вы затронули тему международного участия. В чем существенное отличие от прошлых выставок?
- На "НЕВЕ-2017" добавились новые национальные павильоны. К примеру, Исландский национальный павильон, представители которого никогда раньше не участвовали в составе групповой экспозиции в выставке. После долгого отсутствия на "НЕВУ" вернулся Норвежский павильон. Кроме того, новой тенденцией стала организация павильонов и участия международных фирм не только на национальном, но и на региональном уровне - достаточно упомянуть павильон Федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания, стенд Ассоциации экспортеров Стамбула или участие в деловой программе с отдельным мероприятием торговой делегации города Пусан (Южная Корея).
Стенд компании "Damen" / "НЕВА-2017" / Корабел.ру |
- А с чем связано участие новых стран и возвращение прошлых участников?
- Такую активность мы связываем с привлекательностью российского морского рынка, его платежеспособностью, перспективностью, наличием потенциала для создания производственных мощностей ввиду сложившейся за многие годы высокой технологической культуры и компетенций в области судостроения и наличия широкой гаммы кадров с необходимым фундаментальным базовым образованием. По оценкам международных экспертов, Россия находится в условиях глубоких перемен и существенной модернизации, и реструктуризации своего потенциала по судостроению, судоходству, деятельности портов и внутренних водных путей, предоставляя новые возможности участникам рынка. Актуальной является тематика обновления рыбопромыслового флота, специализированного и транспортного флота ледового класса, флота внутренних водных путей и "река-море" плавания, пассажирского флота, особенно- в круизном сегменте и секторе скоростных внутри- и межрегиональных перевозок пассажиров как с использованием традиционного и зарекомендовавшего себя "крыла", так и новых технологий по образцу представленной на "НЕВА-2017" группой "Маринет" концепции "Морской нож". При этом, нельзя не назвать ещё и такие фундаментальные факторы, как работу, проведенную в смысле привлечения иностранных участников нашими партнерами и соорганизаторами "НЕВА" с 1991 года - Dolphin Exhibitions, Ltd (Великобритания) и усилия МИД РФ, посольств и экономических представительств РФ за рубежом в рамках работы оргкомитета выставки.
- Как вы сами оцениваете сложившуюся ситуацию на выставке?
- Мы рады, что "НЕВА", наряду с характеристиками выставки "достижений", постепенно приобретает черты платформы практического формирования «облика будущего». Это нормальный бизнес-процесс, когда идёт дискуссия не только о теоретических концепциях, а стадия обсуждения дошла до вопросов цены судна, его окупаемости для конкретного судовладельца, сравнения привлекательности модернизации судна или покупки новой единицы или серии, инструментах обеспечения привлекательности покупки нового флота для эксплуатантов, включая механизмы лизинга, утилизационные гранты, квоты под киль и иные инструменты. Наши иностранные коллеги это понимают и подписывают большое количество соглашений по локализации своей продукции. Так, по итогам "НЕВА-2017" ОСК объявила о подписании шести стратегических соглашения с рядом ведущих международных фирм в области производства судового оборудования различного назначения из Германии, Австрии, Испании, Хорватии, Японии. Подобные же соглашения с иностранными участниками, как было объявлено, подписали предприятия судостроения Калининградской области, компания "Морская Техника", компания "Феррумленд", компании группы "Маринет" и т.д. Причем ряд соглашений касается не только локализации производства внутри России, но и поставок совместно разработанной и произведённой продукции на экспорт.
Стенд компании "Транзас" / "НЕВА-2017 / Корабел.ру |
Существует очевидный тренд: помимо локализованного производства компонентов, наши отечественные компании предлагают мировому рынку собственные инновационные решения. Так, стенд компании "Транзас" представляет совершенно гениальные прорывные идеи, вошедшие в концепцию THESIS по обеспечению взаимодействия и обмена данными между судном, службами управления движением судов, береговыми службами и операционными центрами судоходных компаний в режиме реального времени, напрямую ведущие к возможности создания безэкипажных кораблей в российском сегменте судоходства на базе отечественных технологий.
В условиях жесткой конкуренции и различного рода искусственных внеэкономических рестрикций предприятия развиваются, строят планы на будущее, создают и предлагают мировому рынку новинки судового оборудования.
Парадоксально, но к таковым можно и нужно отнести как отечественные, так и международные компании, участвующие в мероприятии, поскольку от такого взаимодействия очевидно выигрывают обе стороны и, как следствие, морской бизнес, в целом, что со всей очевидностью было заявлено выступившими в пользу самого широкого экономического и отраслевого сотрудничества на открытии "НЕВА-2017" высокими представителями ИМО ООН, администрации города Роттердам, руководства Федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания. Так, помощник генерального секретаря Международной морской организации (IMO) - директор Департамента аудита и применения стандартов IMO государствами - членами организации г-н Лоуренс Барчу в своем выступлении обратил внимание на высокий уровень представительства участников "НЕВЫ-2017", что, по его словам, демонстрирует – "Российская Федерация продолжает играть очень важную роль в международной транспортной торговле".
- Что, по вашему мнению, является лейтмотивом 14-й "НЕВЫ"?
- Глобальный лейтмотив "НЕВЫ" в этом году — драйверы гражданского судостроения. Как строительство и обновление различных видов флота, так и создание его материально-технической базы и передовых производственных мощностей. К примеру, стенд ССК "Звезда", входящий в Дальневосточный судостроительный кластер "Роснефти". Это уникальнейший объект с эксклюзивным технологическим оборудованием, ставший суперверфью, которая в дальнейшем обеспечит развитие не только судостроения, но и региона в целом. Онапозволит приобрести национальные компетенции в строительстве гражданского флота крупного тоннажа, которые у нас не существовали на практике до его ввода в строй. Стоит отметить, что сегмент развития судостроительных мощностей - тоже одна из центральных тем "НЕВЫ". Перспективы отечественного судостроения перестали быть гипотетическими. Уже существуют реальные заводы с реальной загрузкой, с совершенно понятными сроками сдачи судов и запуска производства. Насколько нам известно, правительство поставило задачу довести долю гражданского судостроения в России до 50% на отечественных заводах. В истории советского и российского судостроения такого, в части объёмов гражданского судостроения, еще не было.
- Как в ряде с другими зарубежными отраслевыми выставками чувствует себя "НЕВА"?
- Если отталкиваться от официальной опубликованной оценки экспертов и участников, то пока это самая крупная выставка не просто на всем постсоветском пространстве, но и в Восточной Европе в целом.
- А SMM, Posidonia?
- SMM относится к Западной Европе, так же как и греческая Posidonia. Последнюю я бы выделил отдельным пунктом. На ней на площади 40 000 кв. метров традиционно выступают более 1850 участников из около 100 стран. Греческий флот только за 2016 год заказал постройку новых судов на сумму 22 миллиарда долларов, что составляет 10% всего заказанного мирового нового тоннажа, еще 2,4 миллиарда долларов греческие судовладельцы вложили в покупку 200 судов на вторичном рынке. Греческий флот насчитывает ныне около 4000 судов, что составляет 20% мирового и 50% европейского гражданского тоннажа. Всё это делает Posidonia по своему уникальной с точки зрения спектра предоставляемых участникам бизнес-возможностей. При этом мы находимся с этим мероприятием в определенных давних партнерских отношениях: ранее организаторы Posidonia проводили ряд мероприятий на площадках наших выставок и конференций "НЕВА" и "ТРАНСТЕК" в Санкт-Петербурге. Не случайно можно найти рекламу этой выставки и в каталоге "НЕВА-2017".
- Есть ли у вас мысли по смене формата выставки? Может, желаете внедрить инновации в организацию "НЕВЫ"? Что в перспективе планируете поменять?
- Задача "НЕВЫ" состоит в обеспечении оптимальных условий для бизнес-процессов среди участников на максимально технологическом уровне. Стоит отметить, что в этом году наши коллеги - соорганизаторы Международного раздела - внедрили систему обеспечения информативного обмена между участниками и посетителями в виде запуска мобильного приложения NEVA2017 APP с размещением в APP Store и Google Play. Параллельно для русскоязычной аудитории наша организация впервые ввела интерактивный план павильонов с системой Pop Up для поиска описаний продукции и локации положения участников в павильоне, включая и его версию для мобильных устройств. Это своего рода путеводитель, который есть на сайте выставки, в отдельных приложениях на главных мобильных платформах, в печатном варианте и в виде визуальной навигации на выставке.
Уже есть статистика, что после введения интерактивного путеводителя количество посетителей нашего сайта выставки в сегменте RU увеличилось с 17 до 20 тысяч, а количество просмотров при этом - с 127 до почти 170 тысяч по сравнению с прошлой "НЕВОЙ". Мы также попытались минимизировать до технологически приемлемого минимума в рамках разрешённого законодательством и принятого выставочной практикой различные, с нашей точки зрения, излишние бюрократические процедуры по оформлению участия и посещения выставки. Мы тестируем, создаем удобные инструменты для пользования и предлагаем наиболее комфортные и привлекательные по соотношению "цена-качество" условия участникам и гостям выставки. При этом "НЕВА" является сложившимся зрелым брендом с солидной 27-летней историей успеха и нуждается, на данном этапе, скорее, в тонкой настройке, нежели в глобальных изменениях формата.
Материалы по теме:
- Хроники "Невы-2017". День четвертый (онлайн-трансляция с выставки "НЕВА-2017");
- Хроники "Невы-2017". День третий;
- Хроники "Невы-2017". День второй;
- Хроники "Невы-2017". День первый.