Покупка судна – дело ответственное и к нему не стоит относиться легкомысленно. Не имея соответствующих знаний и опыта, новичок чаще всего оказывается сбитым с толку. Например, наиболее красивыми кораблями. Воодушевляющие дизайнерские концепции привлекают особое внимание. Или, ещё потенциальному покупателю могут рассказать о замечательных, просто сногсшибательных функциях и нигде больше не повторяющихся инновациях, которые он, на самом деле, уже приобретя яхту, никогда не будет использовать.
Имея это ввиду, представители "ScanMarine TM" побеседовали с несколькими опытными владельцами кораблей, знающими особенности яхтинга и разбирающимися в процессах строительства и покупки судов. Внимательно выслушав и проанализировав всё, что они сказали, стало понятно – все основные рекомендации могут быть сведены к нескольким конкретным пунктам. Итак, мы предлагаем важнейшие советы от профессионалов. Ознакомившись с ними, вы получите ответы на главные вопросы: Что и где искать? Чего стоит избегать? Как убедиться в правильности выбора? Что же нужно сделать, чтобы найти именно то судно, которое вы хотите?
Итак, приступим – пункт номер один, конечно, то, что нередко привлекает внимание начинающего яхтсмена больше всего – внешний вид.
Итак, приступим – пункт номер один, конечно, то, что нередко привлекает внимание начинающего яхтсмена больше всего – внешний вид.
1. Эстетика
Camarina Royale / "ScanMarine TM", Ltd |
И первым делом нужно сказать, что эстетика… Это ещё не всё. Когда корабль Джека и Мэри МакКлюрг, под названием Camarina Royale, сгорел в пожаре, они отправились за новой суперяхтой. Но супруги не могли определиться с тем, какой дизайн будет наиболее подходящим. Предложенная Джеком Marcato настолько не нравилась Мэри, что она рассматривала другие яхты несколько часов, после чего консультант сказал, что такими темпами мы доберёмся до модели Copasetic (теперь Marcato), которую хотел поближе увидеть Джек, только к вечеру. «Но даже после этого она отказывалась идти» — сетует глава семейства. Когда чета МакКлюрг наконец-то добралась до Marcato, то Джеку судно понравилось сразу же, но Мэри оно казалось крайне неэстетичным, при этом, она не говорила, что именно вызывает такую реакцию – но ей категорически не хотелось приобретать данную модель. Как рассказывает сама Мэри: «Я знала, что ему нравится эта яхта. Если бы ещё цена была хоть сколько-нибудь приемлемой, тогда ладно, может быть. Но в итоге я подумала, что не хочу становится преградой между Джеком и так нравившимся ему кораблём, мы купили Marcato».
Marcato / "ScanMarine TM", Ltd |
И после приобретения яхты началось масштабное переоборудование. Нетрудно догадаться, что жена Джека была инициатором изменений. Мэри контролировала буквально всё – и переделку расположенного на верхней палубе салона в зону отдыха и перепланировку кормовой каюты. А также множество других мелких реформаций. «Мы зашли практически в каждый порт Флориды» — шутит она. «Прежде чем признать, что теперь я люблю нашу яхту также, как Джек». К тому же, красота судна не гарантирует его качества.
2. Не бойтесь импульсивных покупок
Несколько советов будущим судовладельцам / "ScanMarine TM", Ltd |
Возьмём, к примеру, ситуацию, в которой оказались Элизабет и Рори Брукс. Они – владельцы классического FeadshipHeavenly Daze. И это судно супруги купили совершенно спонтанно, не собираясь заранее ничего приобретать. «Мы плыли вдоль Юга Франции, на арендованной моторной яхте, и вдруг она сломалась» — говорит Элизабет. «Поэтому нам пришлось остаться в Порт-Коголине, мы там буквально застряли. Feadship Heavenly Daze просто стояла недалеко от того места, где мы были вынуждены высадиться. Она, конечно, продавалась, но всё произошло случайно, даже заметили мы её не сразу. Корабль был очень красивым, выполненным в классическом стиле, он сразу нам понравился. Мой муж переговорил с капитаном. Тот разрешил провести осмотр. Интерьер был также красив как внешний вид и показался очень удобным» — поясняет Элизабет. «Поэтому выбор того, что первое вам понравилось и запало в душу – очень часто правильный» — заключает жена Рори Брукса.
Утверждение, конечно, интересное. Но вероятно, так оно и есть. Если судно действительно кажется вам хорошим, а не только красивым (не стоит сразу же забывать первый совет), и не вызывает нареканий, то может быть, и неприятных моментов не стоит искать. Им ведь попросту не обязательно всегда наличествовать. Все, кто принимают участие в создании яхты, от проектировщиков и до строителей, пытаются создать такой корабль, который бы действительно соответствовал гордому званию частной яхты. Это товар штучный и оттого, как правило, особенно качественный. Его создают, прежде всего, с целью того, чтобы конечный продукт вам на самом деле понравился и вызвал только позитивные эмоции. Поэтому выбор судна, в большей степени вопрос личных предпочтений.
3. Хотите создавать с ноля? Найдите «вашего» человека
Если вы не желаете покупать уже готовый корабль, то естественно, можете руководить процессом его проектировки и строительства с самого начала. Можно сделать так, чтобы судно отражало именно вашу индивидуальность. Но как этого добиться? Найдите такого дизайнера, который поймёт ваше видение. Ведь помимо собственно, работников верфи, что соберут яхту, нет более важного человека в её создании, чем дизайнер. И даже не важно, в первый или в пятый раз вы будете сотрудничать с ним при проектировании уникального корабля. Очень важно, чтобы этот человек мог посмотреть вашими глазами, выразить как раз то, что нужно в новом и неповторимом судне.
Несколько советов будущим судовладельцам / "ScanMarine TM", Ltd |
Pier Luigi Loro Piana, владелец роскошного парусника Baltic 130 My Song IV, собранного специально для него, красноречиво объясняет важность данных положений, описывая взаимоотношения с дизайнером Марио Педолем: «Он не только проектировщик, но и владелец собственной судостроительной компании. Марио сотрудничал с архитекторами, мастерами своего дела, такими, как Брюс Фарр из judel /Vrolijk & Co. И я уверен – он номер один во всей Италии. Но самое главное – Подель точно знает – чего я хочу. Действительно понимает мой вкус и предпочтения».
4. Убедитесь, что яхта соответствует вашим планам
Несколько советов будущим судовладельцам / "ScanMarine TM", Ltd |
Приведём пример. Когда Тара Гетти купил свою классическую Blue Bird, это запомнилось всем членам его семьи. Он приобрёл судно с конкретной целью – определённого путешествия, хотя конечно, после достижения желаемого, начал использовать корабль и для совершения других вояжей. Но обо всём по порядку.
Итак, эпическое приключение в стиле лучших приключенческих романов о сокровищах! Гетти решил отправиться в путешествие, и заодно поискать клад, захороненный давным-давно на далёких Кокосовых островах. И конечно, как лучше это сделать, если не на яхте Blue Bird, названной в честь, нет — не корабля, а гоночного болида предыдущего путешественника и искателя сокровищ? Таковым был знаменитый сэр Малкольм Кэмпбелл. Пусть он и совершил свой полёт на острова 67 лет назад. Конечно, Кэмпбелл попал сюда не на машине, но, тем не менее, гонщик был здесь. Он вложил в экспедицию немало средств, довольно много времени потратил на поиски, но был вынужден улететь ни с чем. Он, кстати говоря, был далеко не первым охотником за этим кладом.
«Мы добились своего – закончили путешествие, начатое Кэмпбеллом», — рассказывает Гетти. «Понятно, что главными инициаторами поездки стали мои дети. Они вообще путешественники. Старший сын у меня закончил школу в Южной Африке в декабре 2014 года, и поступил в британский вуз в сентябре 2015. С декабря по сентябрь у нас было время на отдых и это оказалась удивительная поездка. Может быть, одна из лучших идей, как провести время с детьми».
Несколько советов будущим судовладельцам / "ScanMarine TM", Ltd |
Конечно, приобрести «всего по два» — это замечательная идея. Но учитывая, что во время путешествия яхта на которой вы плывёте, как правило, всё же одна, было бы не плохо найти такую вариацию, чтобы в ней уже было всё, что важно и нужно. Вы можете отправляться на Юг или Север, в тропические воды, или же плыть над рифами в скалистых отмелях, и в каждом случае, рекомендации относительно выбора корабля будут особыми. Чем больше нюансов учитывать, тем более комфортным будет ваш отдых.
5. Подумайте о том – зачем вам яхта?
Действительно, задайтесь вопросом, с какой целью вы хотите приобрести судно и для чего оно вам необходимо. И желательно это сделать до того, как начнётся проектирование корабля, если выбран вариант «собрать его с ноля». Возможно, именно такой строгий и закономерный вопрос убережёт вас от множества проблем с яхтой в будущем.
Умудрённый опытом владелец парусника Майк Слейд сталкивается с проблемами при создании небольших судов-чартеров, или специальных яхт для регат, выполняемых им на заказ. Его главный совет как исполнителя тем, кто к нему обратится – знать, чего вы хотите прежде, чем начнётся строительство.
Вопрос часто состоит в том, что требуется заказчику – рассказывает Майк. Например, если он хочет себе нечто массивное и величественное, то тяжесть такого судна должна как-то компенсироваться, в случае необходимости соблюдения относительной быстроходности. Проще говоря – хотите гиганта, плывущего быстро? Он должен быть очень мощным.
Несколько советов будущим судовладельцам / "ScanMarine TM", Ltd |
6. Будьте терпеливы
Отнеситесь с пониманием к тем, кто будет сотрудничать с вами при постройке или выборе яхты. Не забывайте – они хоть и профессионалы, но тоже люди, проявляйте терпение и уважение – этот совет действенен не только при выборе корабля, но и вообще в жизни. Благодаря такому отношению вы увидите, что и в обратную сторону будет поступать аналогично — уважение и понимание, а сотрудничество станет максимально эффективным.
Всегда остаётся шанс, что проектировщики и строители могут увидеть окончательный вариант немного не так, как вы. Не расстраивайтесь и вспомните совет № 3 – один раз не получилось донести свои пожелания? Совсем не значит, что не удастся это сделать вновь. То, что понять вас могут не совсем так, как нужно, обнаружила и Патти Сэри, когда началось строительство её индонезийской пиниси. Пиниси – классический вариант двухмачтового корабля, выполненный, как понятно, в лучших традициях судостроителей восточноазиатского государства. Модель, выбранная Сэри – Silolona.
Несколько советов будущим судовладельцам / "ScanMarine TM", Ltd |
«Я начинала сотрудничество с четырьмя проектировщиками, пытаясь найти кого-то, кто понял бы моё видение. Быть может, искать пришлось бы ещё долго. Но мне повезло. Я встретилась с Майклом Кастеном – профессионалом своего дела, услышавшем и понявшем меня полностью. Кроме того, подружилась я и с группой строителей из народности Konjo, живших в крохотной деревне Ara. Лучших мастеров было бы трудно найти. Кстати, именно эта «бригада» строила множество крупных деревянных судов, составляя значительную конкуренцию другим подобным группам, да и вообще всем судопроизводителям индонезийского архипелага. Проблема была одна – они никогда не делали кораблей, подобных Silolona» — подробно рассказывает Патти Сэри.
Несколько советов будущим судовладельцам / "ScanMarine TM", Ltd |
7. Постарайтесь увидеть границы
О чём идёт речь? Образно говоря – важно понимать, что вам нужно в тот или иной момент и каковы границы ваших возможностей, именно на данном отрезке времени. Вспомним опыт владельца крупного яхтенного бизнеса (его суть — сдача в аренду судов, которые используются организаторами чартерных рейсов) Барри Хоутона. Приобретя корабль Salperton II, самую большую яхту, когда-либо построенную компанией Alloy Yachts, на тот момент, Барри был уверен, что это — то самое судно; именно о нём предприниматель мечтал.
Купил он корабль для конкретной цели – участия в регате. Но затем осознал, что Salperton II слишком уж велик для него. «Мне пришлось продать данную модель – она действительно была слишком крупной» — говорит бизнесмен. «Мне повезло продать судно на довольно выгодных условиях, и мой следующий выбор должен был быть ориентирован на нечто намного меньшее».
Несколько советов будущим судовладельцам / "ScanMarine TM", Ltd |
8. Ваше желание – лучший двигатель
Когда сэр Чарльз Данстон решил провести огромную реставрационную работу с его классической яхтой Shemara, многие друзья сочли Чарльза сумасшедшим. Корабль был в запустении, после того, как несколько лет простоял заброшенным «призраком» на верфи. Но страсть Данстона сделала своё дело – он искренне хотел реабилитировать старое судёнышко.
«Я вижу Shemara и думаю – насколько было бы интересно переработать этот проект, сколько всего хорошего тут можно сделать» — рассказывает он. «У меня есть очень плохая особенность. Не замечать потенциальных негативных последствий и думать – а, не имеет значения, всё обойдётся и будет хорошо». Также, Чарльз добавил – «Смешно, но чем больше проект и чем крупнее его проблемы, тем с большим энтузиазмом я принимаюсь за дело. И всегда подхлёстывает мысль – мы справимся, обязательно, всё закончится так, как нужно».
После того, как неунывающий яхтсмен утвердился в своём решении, он сделал следующее: «… я сам арендовал всё необходимое для работы, нанял людей, и мы приступили к воплощению идеи в жизнь. Изначально я даже не был уверен в окончательном варианте, но мы продолжали и делали всё лучше и лучше. В итоге – получилось замечательно, а судно Shemara обрело новую жизнь».
Словами классика – «Есть желание – тысяча способов, нет желания – тысяча поводов». Если вы действительно хотите что-то сделать, то не забывайте, что мотивация – половина пути к успеху.
9. Определитесь с тем, что вам по душе
Когда знаменитейший модельер Джорджо Армани приступил к руководству над проектированием и строительством своей первой яхты, ему очень помогли впечатления, полученные ранее. Какие? Он рассказывает следующим образом — «…иногда корабли, за которыми я наблюдал, принадлежали моим друзьям, или просто знакомым, временами интересные судна попадались на глаза в тех или иных обстоятельствах. И я наблюдал за ними. Многие не вызывали восторг — уж слишком белыми, слишком освещёнными они были. Переизбыток мрамора, хрусталя и красного дерева, как бы это ни звучало» — объясняет он.
Несколько советов будущим судовладельцам / "ScanMarine TM", Ltd |
Как видим, заказчик получил то что хотел, по одной простой причине – он понимал свои требования и мог их чётко и понятно выразить. Поставить верную и ясную задачу перед проектировщиками и строителями, весьма важное дело. Как и в любом подобном вопросе, чтобы люди, работающие на вас, могли совершать всё необходимое максимально эффективно и быстро, следует как можно более чётко объяснить им – каковым должен быть результат и что следовало бы делать, оставляя минимум свободе интерпретации. Ведь там, где начинается неточность заказчика, может возникать и неверное понимание со стороны исполнителя.
10. Попробуйте арендовать – это поможет определиться
Когда вы опробуете несколько различных вариантов яхт, у вас сложиться общая картина – получится понять то, что было прямо и косвенно упомянуто в нескольких предыдущих рекомендациях. А именно, ответить самому себе на вопросы – «Что я хочу?», «Почему именно это?», «Каким образом стоит реализовать мой проект и к кому обратиться с ним?». Арендуя, получаете корабль на время, но опыт остаётся с вами навсегда. Никогда не вредно попробовать несколько альтернатив, чтобы выбрать лучшее. Особенно, если нет спешки и имеется возможность всё это реализовать. Арендовав пару яхт, вы не составите общей картины обо всех. Поэтому попробуйте некоторое количество кардинально разных судов.
Несколько советов будущим судовладельцам / "ScanMarine TM", Ltd |
11. Не зацикливайтесь на чём-то одном
Очень часто ошибки происходят тогда, когда мы не хотим видеть иных вариантов, кроме уже вызвавших симпатию. Так, находясь в поиске наилучшего, можно остановиться на просто – хорошем. Всегда учитывайте различные предложения, или по крайней мере, обращайте на них внимание. Корабль, как правило, не мелкое рядовое приобретение и к его выбору не лишним будет подойти с максимальной ответственностью.
Несколько советов будущим судовладельцам / "ScanMarine TM", Ltd |
12. Не торопитесь
Как при постройке, так и при выборе своего нового плавательного средства, не спешите. Это, может быть, ключевое правило, с которого следует начинать. Скорость в таком деле – не самый лучший помощник. Чем больше времени вы посветите выбору и анализу собственных потребностей, тем наиболее точно ваши желания будут удовлетворены.
Обращайте внимание на все нюансы. То, что сейчас кажется малозначимым, или вообще, не важным, потом может оказаться главной проблемой или же, совсем неразрешимым противоречием с вашими пожеланиями. Не исключено, что потребуются дополнительные затраты и переоборудования. Но такого можно избежать, если правильно отнестись к данному шагу — покупке яхты. Лишний раз (хотя на самом деле, совсем не лишний) проконсультироваться со специалистами, или опытными в этом деле друзьями, прочесть дополнительную информацию, взвесить все «за» и «против».
Ещё, если вы не будете спешить, то повышается вероятность не только того, что будет найдено наиболее подходящее по внешним параметрам судно, но и проработанное в деталях. Дело в том, что при быстрых осмотрах и спешке, часто упускается множество мелких моментов. Но позже, хотя возможно и не сразу, они всплывут и не обрадуют владельца корабля.
Продумайте все отдельные нюансы. Понятно, что, покупая судно, вы, скорее всего, уверены – хотите ли деревянный корабль, выполненный в древних традициях восточных народов, как упомянутая выше яхтсмен – Патти Сэри; или же предпочтёте ультрановую суперяхту, оснащённую всеми прелестями современных технологий. Вероятно, вы также знаете и интересующие габариты – это должен быть мини-парусник для скоростных регат, или же гигант не менее, чем сто метров от носа до кормы. Но кроме таких масштабных и, казалось бы, очевидных приоритетов, задумайтесь о том, что бывает не принципиально для некоторых покупателей. Позже вы с удовольствием вспомните это и порадуетесь, что в своё время обратили внимание на небольшие детали. Ведь теперь они не смогут испортить впечатление, но наоборот, создадут картину идеального судна – ведь всё в нём будет таковым, как выбрали именно вы.
Например, тщательно исследуйте все функции интерфейса. Обратите внимание на детали интерьера. Даже если он в целом прекрасен, каждое общее состоит из частного, а с последним будете сталкиваться каждый раз, поднимаясь на борт своего корабля.
Несколько советов будущим судовладельцам / "ScanMarine TM", Ltd |
Несколько советов будущим судовладельцам / "ScanMarine TM", Ltd |
А пока мы желаем вам удачи в покупке своей первой яхты.