НЭС "Академик Федоров": задачи не изменились

Подписан контракт на проектирование научно-экспедиционного судна "Иван Фролов". Оно должно стать флагманом антарктического флота России и через шесть лет заменить заслуженного ветерана и любимца моряков-полярников – НЭС "Академик Федоров". Каковы особенности работы на этом судне, чем полезен опыт его эксплуатации и почему новое судно будет во многом похоже на предшественника, мы разбирались вместе с капитаном судна-ветерана Андреем Алексеевым.
НЭС
НЭС "Академик Федоров" / Фото: Михаил Константинов/ААНИИ

– Какие задачи решает "Академик Федоров" и как делит обязанности с "Академиком Трешниковым"?

 

Алексеев А.Л., капитан НЭС
Алексеев А.Л., капитан НЭС "Академик Федоров" / Фото: из личного архива Алексеева А.Л.

– Задачи не изменились – доставка горюче-смазочных материалов, продуктов, научных грузов, транспорта, вывоз металлолома и иных отходов, которые запрещено оставлять на Южном полюсе. И, конечно же, смена экспедиционного состава. Также с борта судна ведутся различные научные наблюдения – берутся пробы воды, донного грунта.

Разделение обязанностей зависит от запланированных работ – суда отличаются техническими особенностями.

 

– Научно-экспедиционное судно в первую очередь ледокол, пассажирский  теплоход или танкер?

 

– Оно должно совмещать все эти функции в полном объеме. При проектировании нового судна было бы оптимально доработать концепцию "Федорова" с учетом опыта эксплуатации и привнести в нее новые технологии. По мореходным качествам "Федоров" – отличное судно. И ледопроходимость у него на высоте, и мощности достаточно.

 

При этом оно может перевозить необходимое для сегодняшних станций число  полярников, а его стационарные танки достаточны для доставки топлива в Антарктиду.

НЭС "Академик Федоров"

Владелец

ФГБУ "ААНИИ"

Построен

08.09.87

Проект

758 (Финляндия)

Строитель

Раума-Репола (Финляндия)

Формула класса

KM(*) ULA [2] AUT2 special purpose ship

Длина наибольшая, м

141,2

Ширина наибольшая, м

23,5

Скорость, уз

16

Экипаж

75

Научный персонал

175

Ледовый класс

Arc7

Водоизмещение, т

16200

Осадка по КВЛ, м

8,5
 

 

– На что еще стоит обратить внимание конструкторам?

 

– Учитывая, что нам часто приходится проходить "ревущие сороковые" широты, важна система успокоения качки. На "Федорове" стоит активная система Intering. Не лишней будет и система динамического позиционирования. Она существенно бы упростила выполнение грузовых операций или гидрологических работ на чистой воде, когда приходится опускать за борт приборы, фиксируясь в какой-то точке. Установка винторулевых колонок (ВРК) также должна положительно сказаться на функционале: маневренности, точности, комфорте при проведении работ. Кстати, на платформе "Северный полюс" ВРК установили.

 

– Что самое важное в работе капитана?

 

– Нынешний рейс в Антарктику был для меня особенным – я впервые пошел на судне капитаном, хотя работаю на нем почти 20 лет. Здесь много людей, у каждого свои особенности, свой характер.

 

Наверное, самым важным в первом рейсе был поиск общего языка с начальниками служб, начальником экспедиции, да и в целом нужно было понимать каждого члена экипажа. В любое время нужно быть уверенным в том, что вахта на местах, судно в порядке. Будучи старшим помощником, ты все-таки находишься за капитаном. У тебя есть своя зона влияния, свое мнение, но ты всегда чувствуешь, что полную ответственность за судно несет старший товарищ. А когда ты капитан ты, то решение принимаешь сам, сам за него отвечаешь. 

 

– Чем работа на "Федорове" отличается от работы "под флагом"?

 

– На сухогрузе вы, например, взяли металлопрокат в Нагаро, а выгрузили в Измите – переход пять дней, трафик активный, заход-выход, время летит быстро, а получение медицинской, технической и любой другой помощи не составляет особой трудности.

Фото: Андрей Миракин / ААНИИ
Фото: Андрей Миракин / ААНИИ

А если судно ушло в Антарктику, то цивилизация далеко, тип связи ограничен, районы работ в навигационном плане зачастую изучены недостаточно. Погрузка-выгрузка ведется на необорудованное побережье или лед. А если судно на открытой воде, то выгружаем непосредственно с вертолетной площадки или крышки трюма с использованием вертолета. Так что членам экипажа приходится быть и квалифицированными грузчиками. Опять же непростые гидрометеорологические условия: штормы, плохая видимость, работа во льдах.

 

Климат в Антарктиде меняется, и складывается парадоксальная обстановка. Пробиться через пояс дрейфующего льда и остатки ледового припая к месту слива топлива сложно, кругом на километры крепкий лед. А непосредственно у самого барьера, у точки выгрузки – лед тонкий, местами разрушенный. Приходится решать, насколько рискованна там высадка людей. Быть может, лучше людей не высаживать, а протянуть шланговую линию непосредственно с судна с помощью вертолета. Поэтому требуются специалисты высокого уровня, которые знают все особенности и техническое состояние обслуживаемого судна.

Фото: Иван Хохряков / ААНИИ
Фото: Иван Хохряков / ААНИИ

У нас еще и рейсы длительные, и немного осталось энтузиастов, готовых идти в море на полгода с двумя-тремя заходами в порт.

 

– Что будет с "Академиком Федоровым" после завершения антарктической карьеры?

 

– Говорить об этом все-таки рановато. Несмотря на то, что этот вопрос обсуждается уже не пять и не десять лет, а судно как работало, так и продолжает работать. Думаю, "Академик Федоров" останется в строю, пока не введут в эксплуатацию новое экспедиционное судно "Иван Фролов". В этом году "Федорову" исполнится 35 лет, и для своего возраста он в хорошем состоянии. Но чем старше судно, тем больше у него неисправностей, и тем больше усилий требуется для его поддержания в рабочем состоянии. За столько лет арматура, клапаны, система успокоения, двигатели, стояночные дизель-генераторы, трюмная гидравлика, те же шлюпки уже успели поизноситься.

Фото: Сергей Кашин / ААНИИ
Фото: Сергей Кашин / ААНИИ
Фото: Сергей Кашин / ААНИИ
Фото: Сергей Кашин / ААНИИ

Судно строилось в Финляндии, изначально почти все судовое оборудование было зарубежного производства, а если и менялось, то, в основном, тоже на импортное. С его заменой сейчас есть сложности. Также в последние годы судно проходило ежегодные и пятилетние ремонты в основном в Финляндии. В принципе, качество работ было удовлетворительным, контакт со всеми подрядчиками налажен, рабочие с судном уже были знакомы, окраска корпуса велась хорошими красками с соблюдением технологии. Теперь судно ремонтируется в Турции, хотя и в Финляндии в последнее время качество работ было уже совсем не таким высоким.

 

Статьи по теме: 
 

"Академику Федорову" проектируют замену

ЛСП "Северный полюс": Арктика будет исследована

 

 

Андрей Миракин
Алексеев А.Л., капитан НЭС «Академик Федоров»
НЭС «Академик Федоров»
Иван Хохряков
Сергей Кашин
Сергей Кашин



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости