Беларусь, Казахстан и Россия, как известно, являются членами Таможенного союза, созданного с целью отмены пошлин и снятия ограничений экономического характера, за исключением специальных защитных и антидемпинговых мер, между его участниками. Для этого, начиная с февраля 2012 года, вступили в силу 28 технических регламентов. На сегодня только один из них напрямую коснулся судостроения (ТР ТС 026/2012 "О безопасности маломерных судов", вступил в силу 1 февраля этого года), но не проработал и полгода - уже 13 мая Коллегией Евразийской экономической комиссии было принято решение о продлении переходного периода и приостановке вступления в силу Регламента.
Данное постановление можно трактовать двумя способами, судите сами:
В тексте говорится "В пункте 2.3 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2012 г. № 190 "О порядке введения в действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012)" слова "1 января" заменить словами "1 ноября".
В пункте 2.3:
"До 1 января 2014 года допускается производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу Технического регламента обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно нормативным правовым актам Таможенного союза или законодательству государства – члена Таможенного союза, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке)".
С одной стороны, действие отсрочено, и этим в данный момент пользуются производители маломерного флота. Но в пункте 2.3 говорится о судах, с которыми закон и так не работал. Стоит отметить также, что дата "1 января 2014 года" с самого начала казалась спорной, поскольку сам техрегламент вступил в силу только 1 февраля 2014 года. Выходит, что в течение января старые правила недействительны из-за выпуска новых, а новые вступят в силу в феврале – делайте что хотите, господа. Юридически документ оформлен, практически его исполнение невозможно. И вот почему.
|
"Военно-морской салон", 2013 год |
Понятийный аппарат.
В отличие от ФЗ 36, понятие маломерное судно, снабжено рядом критериев, кроме уже известной длины и ширины, ограничивающих его использование и противоречащих законодательству РФ. Оговорки исключают из списка коммерческие суда.
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации:
маломерное судно – судно, длина которого не должна превышать двадцать метров, и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Технический регламент:
маломерное судно – судно, длиной не более 20 метров, и допустимым количеством людей на борту не более 12 человек, кроме построенных или оборудованных для рыболовства, перевозки грузов, пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также для осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения.
Техническим регламентом вводится понятие классификации – форма оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, осуществляемая органом классификации маломерных судов. Им предусмотрена процедура классификации всех серийно выпускающихся маломерных судов длиной более 6 метров.
На данный момент не существует нормативных документов, определяющих требования к органу классификации, органы классификации не имеют ни технической базы, ни квалифицированного персонала для выполнения этих функций, не определено, могут ли признаваться сертификаты других классификационных обществ. Кроме того, процедура оценки соответствия при выпуске судна в обращение на вторичном рынке не описана вовсе.
Из закона исчезло понятие технического освидетельствования, ранее проводимого один раз в год, теперь процедура носит название "освидетельствование", периодичность проверки 5 лет.
В статье 2 Регламента "Определения" отсутствуют важнейшие понятия, на которые имеются прямые указания в тексте, такие как "палубное" и "беспалубное" судно, "полная спецификационная нагрузка" и другие. Они не являются общеизвестными, а без их разъяснения невозможно понимание и применение важнейших положений Регламента.
Ряд испытаний, предусмотренных регламентом и упоминаемыми в нём стандартами, неприменим для единичных изделий и небольших партий, так как приводит к порче судна и изделий (например, испытание на непотопляемость путём затопления, испытания огнестойкости и взрывозащищённости).
Необходимо ввести понятие "гидроцикла", описать требования, применяемые к данному виду продукции. На данный момент гидроциклы попадают под определение беспалубного маломерного судна, однако конструктивно не могут соответствовать некоторым требованиям, применяемым к беспалубным маломерным судам, например, в части подачи огнегасителя без удаления защитного кожуха, установки навигационных огней или радиоаппаратуры для всех категорий районов плавания на море.
Такое понятие содержится в проекте закона, выдвинутом на общественное обсуждение МЧС России, (срок проведения экспертизы: 15 Января 2013 09:00 – 15 Февраля 2013 09:00). Откуда: водный мотоцикл (гидроцикл) – скоростное маломерное моторное судно, у которого штатные места для размещения судоводителя и пассажиров оборудованы снаружи корпусной обшивки.
Успокоим ваши чаяния тем, что из под опеки Регламента исключены:
а) спасательные и дежурные шлюпки для морских и речных судов;
б) суда спортивные, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные (тренировочные) лодки, объявленные таковыми изготовителем;
в) доски для серфинга под парусом, надувные баллоны и иные водные аттракционы;
г) устройства для серфинга с двигателем и другие подобные устройства с двигателем;
д) экспериментальные маломерные суда;
е) суда на воздушной подушке и на подводных крыльях;
ж) прогулочные подводные лодки;
з) маломерные суда массой до 100 кг включительно.
Уважаемые серфингисты, шлюпари, экспериментаторы, авиаторы и владельцы прогулочных подводных лодок, следующая информация вас не касается – можете наслаждаться плаваньем без потери нервных клеток. Но всё же, если желание с улыбкой взглянуть на Мир и высокопоставленных чиновников, на которых "держатся государства" у вас присутствует, милости просим!
Серьёзные нестыковки
Из документа не ясно, распространяется ли Регламент на несерийные суда длиной до 6 метров. Согласно ст. 1.4, Регламент распространяется на все маломерные суда, выпускаемые в обращение на территории Союза. В то же время таблица 1 Приложения 8 указывает, что при длине до 6 м сертификации подлежат только серийные суда.
В статье 4, п.26, по тексту:
Топливные танки, трубопроводы и шланги должны быть удалены и защищены от любого воздействия источников теплового излучения. Материал и конструкция танков должны соответствовать их требуемой емкости и типу топлива. Все топливные танки должны иметь надежную систему вентиляции, исключающую образование взрывоопасной воздушной смеси.
Требование обязательного использования переносных топливных цистерн означает запрет бензиновых двигателей, за исключением маломощных подвесных двигателей, и противоречит требованиям стандартов, включенных в Перечень: ISO 10088:2009, ISO 13591:1997.
Ну и совсем любопытные факты:
- в тексте документа присутствуют ссылки на несуществующие объекты, например, ссылка на несуществующий "пункт 1 статьи 6" Регламента в приложении №9.
- требование использования радиоаппаратуры в водозащищённом исполнении невыполнимо, так как стационарно подобная аппаратура не выпускается (статья 4, п. 38).
- стационарные двигатели с колонками делают трудновыполнимым требование иметь аварийный привод румпеля. Этот привод элементарно некуда вставить.
- требование обязательной установки РЛС (Радиолокационной станции) на маломерных судах противоречит требованиям МППСС (Правила предупреждения столкновений судов в море ) и ППВП (Правила плавания по внутренним водным путям), и для большинства маломерных судов технически неосуществимо по следующим причинам:
- Работа РЛС требует постоянного электропитания, которое может быть обеспечено только на судах, оборудованных стационарными двигателями большой мощности.
- Установка РЛС невозможна на открытых судах, так как экипаж и пассажиры будут подвергаться воздействию вредного для здоровья электромагнитного излучения (4, п.40).
Приложение 2, раздел "Остойчивость": Предлагаемые требования к остойчивости, механически перенесены с требований классификационных органов к большим судам. Для подавляющего большинства маломерных судов выполнение этих требований, с одной стороны, конструктивно невозможно, а с другой – не обеспечивает их безопасность. (Подробно в материале "О техническом регламенте").
Приложение 5, п. 2. Спасательные круги: количество необоснованно завышено и не учитывает размеры судна. Число спасательных кругов устанавливается из соображений, чтобы спасательный круг всегда находился в пределах досягаемости с любого места на судне, где могут находиться люди. Поэтому число кругов определяется размерами судна. Например, требование же 2-х спасательных кругов на мотолодке вместимостью 4 человека явно избыточно.
Органы классификации, уполномоченные Правительством России проводить классификацию и освидетельствование маломерных судов – территориальные органы ГИМС МЧС – не имеют ни оборудования, ни квалифицированных специалистов для выполнения этих функций, что неизбежно приведет к резкому снижению безопасности мореплавания. В связи с этим необходимо распространить процедуру оценки соответствия в форме сертификации аккредитованным органом по сертификации на все маломерные суда. Следует иметь в виду, что Закон о техническом регулировании предусматривает подтверждение соответствия только в виде сертификации или декларирования.
|
Маломерный причал, Балаклава |
В рамках деловой программы московского БОТ-шоу было принято решение, что вступление в силу Технического регламента нужно приостановить для его доработки. После окончания выставки производителями маломерных судов было подготовлено письмо, направленное на имя Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко. Под ним подписались производители маломерного флота из Самары, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Ростова – всего более 80 автографов. На суд законодателей было представлено порядка 50 неровностей закона, и примерный текст законопроета. Остаётся надеяться, что "теоретики" всё-таки обратят внимание на практиков.
Ирина Акимова
Благодарим за помощь в подготовке материала
Максима Годовых "VOLGA boat show 2014".