В СССР продолжительное время была распространена идея создания подводных лодок, которые бы имели возможность скрытно доставлять технику и десант в любые районы Мирового океана. Велась усиленная разработка возможности применения субмарин для доставки боевой техники и диверсантов на территорию Северной Америки через Северный Ледовитый океан подо льдами. Велось несколько проектов, но самым известным из них стала тяжелая транспортно-десантная АПЛ проекта 717.
Создание субмарины началось в 1967 году в ЦКБ "Волна", а в 1971 году был готов технической проект. По нему субмарина имела три корпуса. В центральном корпусе размещались: вооружение, два реактора, экипаж и личный состав десантных средств. В боковых корпусах планировали разместить различные виды бронетехники (около 20 плавающих танков и БТР).
|
Транспортно-десантная атомная подводная лодка проекта 717 в музее конструкторского бюро "Малахит" / Корабел.ру |
По замыслу конструкторов, АПЛ могла подходить к необорудованному берегу и опускать носовые аппарели, через которые к берегу начинала выходить бронетехника, а затем и полк морской пехоты.
|
Транспортно-десантная атомная подводная лодка проекта 717 |
Техническая документация по проекту 717 разрабатывалась с учетом производства на "Севмаше". По проекту длина будущей подлодки достигала 190 метров, а надводное водоизмещение — 18000 тонн. Максимальная глубина погружения — 300 метров. Максимальная скорость — 18 узлов. Помимо десантных возможностей, подлодка могла осуществлять спасательные работы с применением подводных аппаратов. Также ее планировалось оснастить всплывающей спасательной камерой. Вооружение состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов, двух 30-мм артиллерийских установок "А-21ЗМ" (под водой убирались в надстройку), была предусмотрена возможность установки минных заграждений (запас 252 мины). Гидроакустический комплекс МГК-400 "Рубикон" располагался в носовой части корабля.
|
Транспортно-десантная атомная подводная лодка проекта 717 в музее конструкторского бюро "Малахит" / Корабел.ру |
Все материалы по началу строительства будущей субмарины были утверждены весной 1972 года. Из-за множества проектных изменений дело затянулось до 1977 года, но к этому моменту на "Севмаше" была заложена первая АПЛ проекта 941, и готовились закладки следующих корпусов, в результате чего проект 717 был заброшен. С этого момента было заброшено и все направление по созданию подводных лодок такого класса.