Мы продолжаем рассказ о предприятиях, которые посетили в ходе экспедиции в город Рыбинск. Сегодня у нас на очереди Рыбинский кабельный завод. С его продукцией хорошо знакомы наши судостроители — большинстве сданных за последние годы судов можно отыскать кабели с маркой РКЗ.
Рыбинский кабельный завод |
Резину делают сами
Рыбинск — город не только корабелов и двигателестроителей. Есть в нем и другие важные производства — приборостроение, например, или деревообработка. Не последнее место в списке предприятий занимает кабельный завод — один из старейших в России! В следующем году РКЗ отметит свое 70-летие, возраст солидный.
Создан завод был в первый год после окончания Великой Отечественной войны как филиал "Москабеля" и занимался тем, что выпускал провода для автомобилей и тракторов. Место для него было выбрано не случайно — ниже по Волге располагался ряд крупных автозаводов.
Однако довольно быстро предприятие набрало обороты и отошло от чисто автомобилььной тематики. Уже к 1980-м годам завод превратился в гиганта кабельной сферы — расширилась номенклатура, появилось судовое направление, начались экспортные поставки. В 1989 году на его территории открылось совместное с австрийцами производство эмалированных проводов.
В 2000-е годы, после модернизации, "Рыбинсккабель" запустил производство изолированных кабелей под напряжение до 35 кВ.
В общем, сами видите, завод немаленький. При этом, что важно для нас, часть его продукции идет в судостроительную сферу — у РКЗ есть все необходимые регистровые сертификаты, военная приемка. А еще — неплохая доля рынка в 20-25%. Это примерно столько же, сколько у их главного конкурента на судовом направлении — холдинга "Кабельный альянс".
Удерживать такую серьезную нишу позволяет база, накопленная еще в советские годы. Во-первых, это отлаженное производство. Во-вторых, высококвалифицированные кадры с многолетним опытом. А в-третьих, РКЗ — одно из трех во всей России предприятий, которые способны сами для себя делать резину. Здесь налажен полный цикл изготовления продукции. За счет этого достигается выигрыш, в том числе в цене.
Рыбинский кабельный завод / Корабел.ру |
Три года назад завод запустил новинку — кабель для морских буровых платформ. В 2017-м этот продукт победил в конкурсе "100 лучших товаров России" в номинации "Новинка года — 2017". Кабель был разработан под конкретного заказчика. Однако у этой истории нет красивого финала — заказчик от закупок отказался.
Учитывая все вышесказанное, понятно, почему мы в ходе недавней рыбинской экспедиции решили заехать на предприятие — познакомиться, посмотреть производство, узнать о том, как дела обстоят в российской кабельной промышленности и что там приключилось с кабелем для морских платформ.
Безгалогеновый кабель как норма жизни
— По кабелю для морских платформ мы полностью разработали ТУ, с нуля, по согласованию с заказчиком — "Лукойлом". Как вы знаете, эта компания ведет разработку Филановского месторождения на каспийском шельфе. Как раз тогда начали вводиться санкции, потребовалось импортозамещение, и мы включились в этот проект по заказу "Лукойла", — рассказывает гостям из "Корабела" заместитель коммерческого директора по маркетингу Сергей Егоров. Мы сидим у него в кабинете, пьем чай и расспрашиваем о той самой истории с неприкаянным заказом.
Сергей Егоров / Корабел.ру |
Требования, по его словам, выдвигались нефтяниками жесткие, современные — с применением новых материалов, с изоляцией из безгалогенной композицией типа HF XLPE и оболочками из композиции типа SHF2, с повышенной огнестойкостью. Предназначаться кабели должны были для подвижной и неподвижной прокладки внутренних и наружных соединений электрооборудования на платформах. Рабочий диапазон — от -50 до +60 градусов по Цельсию. Срок годности — 30-35 лет.
"Рыбинсккабель" полностью реализовал этот проект, создал целую линейку продукции под указанные параметры. Его изделия получились с пониженной пожарной опасностью, они имеют медные луженые жилы и термический барьер из слюдосодержащей ленты. В линейке предлагается изоляция из керамообразующей кремнийорганической резины типа HF S95, с общим, индивидуальным и парным экраном жил в виде оплетки из медных луженых проволок, с броней в виде оплетки из стальных оцинкованных проволок.
Для России эта линейка уникальна, на Западе аналоги, понятно, есть — их-то и собирались "импортозамещать". Но в итоге клиент все-таки сделал выбор не в пользу отечественного производителя.
— Живем мы в мировой экономике, цена ненамного меньше, чем итальянская. И, будем откровенны, покупатель нашел способы обойти санкции. В итоге продолжает покупать там. Даже с учетом того, что выходит чуть-чуть подороже, он решил сотрудничать с европейцами, — вздыхает наш собеседник.
Мы решаем копнуть чуть глубже, и интересуемся происхождением материалов для кабелей — оказывается, закупки идут в той же Европе. В России нет соответствующего оборудования и нет производителей, готовых вложиться прямо сейчас в его установку. Безгалогеновая изоляция, если и выпускается в нашей стране, то на 70-80% в ее основе лежат все те же иностранные ингредиенты. А это, безотносительно санкционного давления, еще и вопрос цены — она привязана к курсу евро или доллара. Соответственно, можно представить себе, как возросли издержки за последние три-четыре года.
Поэтому на наших кабельных предприятиях в большинстве случаев изоляция до сих пор делается из полиэтилена, в то время как за границей безгалогеновая продукция — уже давно не страшный эксклюзив, а норма жизни, объясняет нам Сергей Егоров.
Рыбинский кабельный завод / Корабел.ру |
Надо будет — нарастят
Помимо конкретного кабеля, нас еще интересовало состояние рынка в целом — насколько судовое направление востребовано сегодня. Выяснилось, что кабельные заводы, как и верфи, тоже сильно зависят от госпрограммы вооружений. Речь, конечно, о той части продукции, что ориентирована на море и реку.
Дело в том, что именно "военка" поглощает две трети всех выпускаемых судовых кабелей. Поэтому самый пик заказов был пару лет назад, а сейчас обороты пошли на спад. И это касается не только Рыбинского кабельного завода — похожая ситуация и на других предприятиях.
С другой стороны, в плюс нашему рынку сыграло резкое снижение закупок продукции у Азовского кабельного завода — он расположен в украинском Бердянске и традиционно был сильным конкурентом для российских производителей. Больше всего от этого выиграл подольский "Экспокабель" — именно на него возложена задача заместить весь выпавший объем украинских изделий.
Рыбинский кабельный завод |
Вообще же, для кабельных заводов, замечает представитель РКЗ, судовое направление, мягко говоря, не главное. Если брать рыбинское предприятие, то в общей массе продукции судовые кабели занимают всего процента два. Поэтому к ее востребованности или невостребованности там относятся философски. Пойдет в рост российское судостроение — в считанные месяцы будет наращено производство кабелей для него. Благо, все мощности под это остались.
[Больше фото в галерее ниже]
Материалы по теме
Такой разный Рыбинск. Репортаж из экспедиции. День первый
Такой разный Рыбинск. Репортаж из экспедиции. День второй и последний
"Планируем выйти на четыре сухогруза в год" (интервью с гендиректором "Верфи братьев Нобель")
"Корабел.ру" на орбите "Сатурна" (репортаж с испытательного комплекса на "ОДК-Сатурн")