– Географическое расположение региона, безусловно, определило его ключевую отраслевую промышленную направленность: судостроение и судоремонт для нас является одной из базовых отраслей экономики. Причём разделить эти специализации сложно. Многие заводы одновременно развивали компетенции и в судостроении, и в судоремонте. Возьмите, например, одно из старейших предприятий Приморского края – "Дальзавод". На его мощностях и проводились ремонтные работы, и строились суда.
В структуре обрабатывающего производства края доля судостроительных и судоремонтных предприятий составляет более 40%. Это наши ключевые работодатели и налогоплательщики, от благополучия и финансовых показателей которых в конечном итоге зависит и экономическое благополучие всего региона. Судостроительную и судоремонтную отрасль края формируют в основном 14 крупных и средних предприятий с общим числом работающих 22 810 человек.
В последние четыре года мы наблюдаем стабильный рост объемов производства продукции, а также доли предприятий судостроения и судоремонта в структуре валового регионального продукта. Объем работ по итогам 2023 года в целом в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период предшествующего года. Большинство проблемных вопросов предприятий нам сообща удалось решить, и на сегодняшний день все они работают в штатном режиме.
Технические возможности предприятий позволяют им строить корабли и суда длиной до 250 метров и водоизмещением более 100 000 тонн. Наши заводы специализируются на строительстве катеров и сторожевых кораблей, а также имеют опыт строительства малых и средних рыболовецких судов, самоходных барж-плашкоутов и морских и речных буксиров, катамаранов и морских платформ. Прямо сейчас в крае формируется флагман отечественного судостроения, можно сказать, супервефь – ССК "Звезда".
Производственные мощности предприятий Приморья позволяют многократно нарастить объёмы судостроения и судоремонта. Сложности, возникающие у судовладельцев при проведении ремонтных работ в Южной Корее и Китае, положительно сказались на загрузке наших судоремонтных предприятий, однако им есть куда расти. По нашим оценкам, объем недополученных судоремонтных работ только по Дальневосточному бассейну составляет более 15 млрд рублей. Понимая это, правительство Приморья в тесном взаимодействии с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации вырабатывает совместные решения, направленные на увеличение объёмов работ, проводимых на наших предприятиях.
– Какую поддержку регион оказывает сегодня местным судостроительным и судоремонтным предприятиям?
– Правительство Приморского края уделяет значительное внимание развитию отрасли. В частности, у нас действует широкий набор мер поддержки предприятий, включая субсидирование части затрат по выпуску пилотной партии промышленной продукции. На это в краевом бюджете на 2024 год предусмотрено 100 млн рублей. Еще по 50 млн субсидий будет выделено на возмещение части затрат, связанных с выполнением НИОКР, ОКР и на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
По линии регионального фонда развития предпринимательства и промышленности оказывается помощь в виде предоставления льготных займов на реализуемые предприятиями программы ("Проекты развития", "Комплектующие изделия", "Повышение производительности труда", "Конверсия", "Оборот"). Общая капитализация фонда на 2024-2026 годы составляет 846,4 млн руб.
– Смогут ли рассчитывать на поддержку малые и средние предприятия, которым потребуется несколько миллионов на приобретение нового технологического оборудования?
– Конечно. Мы создали конструктор мер поддержки, пользуясь которым можно довести до серийного производства любые идеи – инновационные, технологические и так далее. Например, текущий срок уже упоминавшихся льготных займов по линии фонда развития промышленности составляет до 5 лет, в конце сезона планируем увеличить его до 7 лет. Предприятие может получить до 100 миллионов рублей под 5% годовых. Эти условия выгоднее, чем ставки по заимствованиям в банках.
Программы, которые реализует Федеральный фонд развития промышленности, дают ещё большее финансовое плечо. Предприниматель может получить заём, приобрести оборудование и произвести пилотную партию высокотехнологичной продукции. Мы покроем расходы на оборудование, материалы и комплектующие. Так что вся линейка мер поддержки есть, и можно ей пользоваться.
– А если поддержка потребуется предприятию, которое выпуском новой продукции на занимается, но присматривается, например, к новому станку? Оно может рассчитывать на кредитование по льготным ставкам?
– Конечно. Любое финансирование на приобретение основных средств производства это, по сути, подвид инвестиционного кредитования. Мы понимаем, что оборудование сегодня достаточно дорогостоящее, и это может не лучшим образом сказаться на финансовой политике предприятия. Заём, который можно получить на приобретение оборудования, та самая мера, которая позволит финансовую нагрузку смягчить, распределить её по времени вплоть до 5 лет.
– Большой объём судоремонтных работ выполняется в Приморье малыми предприятиями. Для развития им требуются причалы, доки. Есть ли возможность помочь им с инфраструктурой, быть может, как-то объединив их?
– Почему бы и нет? На северо-востоке Приморья достаточно много населённых пунктов с выходом к морю, к морскому побережью. И мы сейчас думаем об индустриальном развитии этих территорий. Может быть, в формате морского промышленно-индустриального парка с элементами логистики, транспортной инфраструктуры. Можно создавать площадки и для небольших резидентов. В любом случае это были бы новые рабочие места, новые промышленные районы, увеличение объёмов предоставляемых услуг.
– Какие задачи призван решить региональный кластер в сфере судостроения и судоремонта?
– Создание кластера демонстрирует комплексный подход к развитию отрасли и преследует такую основную цель, как расширение в Приморском крае производства не только судов, но и составных частей, комплектующих изделий, оборудования, применяемого в судостроении. Реализация данного подхода позволит сохранить часть денежных потоков предприятий внутри края.
Развитие смежных производств повлечет за собой внедрение новых и модернизацию действующих технологий, рост квалификации персонала предприятий, увеличение количества НИОКР и расширение кооперационных связей между региональными предприятиями различных отраслей.
Правительство Российской Федерации значительно упростило требования и критерии, предъявляемые к участникам кластера и подходу к его созданию в целом, поэтому мы приняли решение о запуске его в текущем году. По итогам проведенной правительством Приморского края работы сформирована предварительная архитектура кластера. Она включает в себя производителя конечной продукции, а также поставщиков. Определена специализированная организация кластера.
В целях обеспечения взаимодействия между нашими промышленными предприятиями, образовательными и научными организациями краевым Минпромторгом сформирован научно-технический совет. Ключевой задачей совета является выработка предложений по доведению научных разработок до серийного производства.
– Судя по активности, которую проявляют предприятия региона, идея пришлась приморцам по душе?
– Предприятия региона поддержали эту идею ещё в ноябре 2022 года, прежде, чем было принято окончательное решение о создании кластера. Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России провела тогда по инициативе краевого Минпромторга региональную практическую сессию "Выработка инструментов ускорения темпов роста региональной экономики и повышения инвестиционной привлекательности региона". По её итогам были выработаны методические рекомендации по созданию судостроительного и судоремонтного кластера.
Не буду торопить события и называть конкретных участников кластера, скажу лишь, что крупнейшие предприятия региона выразили однозначную заинтересованность в создании кластера, а также изъявили желание войти в его состав. Ещё отмечу, что в рамках визита в Приморский край с 8 по 11 апреля этого года бизнес-миссии Ленинградской области обсуждалась возможность создания межрегионального кластера в сфере судостроения и судоремонта.
– Что даст участие в кластере его членам?
– Нам важно развивать кооперационные связи между участниками кластера. Выполняя заказы по изготовлению комплектующих, повышая передел промышленной продукции, каждый член этой кооперационной цепочки вносит свой вклад в изготовление головного изделия, которое также производится на территории региона. При создании кластера мы спроецировали на его участников все существующие в регионе меры поддержки. Это должно стимулировать новых участников входить в эту структуру.
– Каковы перспективы дальнейшего развития ССК "Звезда"?
– Судостроительный комплекс "Звезда" без преувеличения является сегодня флагманом судостроения не только нашего региона, но и всей страны. Производственная программа верфи позволяет сделать вывод, что темпы увеличения объема производства на предприятии будут только нарастать, а технологические компетенции – расширяться с каждым новым построенным судном. И наша ключевая задача как региональной власти состоит в том, чтобы по примеру мировых лидеров судостроительной отрасли создать вокруг верфи обеспечивающую инфраструктуру.
Уже сегодня в непосредственной близости к верфи мы приступили к созданию промышленного парка "Большой Камень", там будут развиваться смежные с судостроением производства. Привлечены средства инфраструктурного бюджетного кредита в объёме более 1,2 млрд рублей. Потенциальными резидентами промышленного парка являются 6 предприятий с заявленным объёмом инвестиций 5,3 млрд рублей, будет создано более 300 рабочих мест в целях развития смежных производств.
Как я сказал, в регионе создаётся кластер в сфере судостроения и судоремонта, совместными усилиями с ССК "Звезда" строятся новые жилые микрорайоны, формируется социальная и иная инфраструктура.
– Приморье признано одним из лидеров по продуктивности взаимодействия с КНР в 2022-2023 годах, в частности, в сфере судостроения...
– Китай стал сегодня одним из наших важнейших стратегических партнеров. Мы существенно нарастили объемы взаимодействия с восточными соседями. Они с большим удовольствием заняли те ниши в поставке сырья, оборудования и материалов, которые освободились в связи с санкциями, введенными недружественными государствами. Более того, тесное взаимодействие с Китаем позволило существенно расширить направления сотрудничества, связанные с обменом опытом, трансфером технологий и кадровым обеспечением в сфере судостроения и судоремонта.
Важно отметить, что правительство КНР определило рост взаимодействия с предприятиями Российской Федерации в качестве одного из приоритетов развития страны. Приморский край принял решение об открытии представительств на территории крупнейших промышленных и финансовых центров Китая – городов Харбина и Даляня. Надеемся, что полученный позитивный опыт даст толчок к открытию представительств Приморья в других провинциях Китая.
– Готовы ли вы стать "окном в Азию" для компаний отрасли, расположенных в европейской части России?
– Скорее, мы приветствовали бы создание их филиалов на территории Приморского края. Они стали бы их промышленными, производственными и торговыми площадками на востоке страны. В Приморье сейчас большое количество зон с преференциальными режимами: это режим свободного порта в порту Владивосток, территории опережающего развития, промышленные парки. И новым компаниям, которые будут создаваться у нас, мы готовы предоставлять наилучшие условия. Выгода двойная: с одной стороны, они получат доступ в Азию, с другой, преференциальный режим работы.
Сегодня создать компанию в Приморье не просто возможно, это удобно и выгодно. Требуется только стратегическое осознание того, что вектор развития страны развёрнут на восток. Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики постоянно работает над созданием стимулирующих механизмов для развития региона, над привлечением рабочих сил, населения, высококвалифицированного персонала.
– Что делается в Приморье для решения кадрового вопроса?
– Безусловно, кадры являются одной из важнейших проблем в развитии предприятий судостроения и судоремонта региона. В целях привлечения кадров, в том числе в судостроительную отрасль, с 2016 года реализуется подпрограмма "Повышение мобильности трудовых ресурсов". За это время в край привлечено 1329 работников, из них 1150 (87%) трудоустроены ООО "ССК "Звезда". В последние годы Приморский край занимает лидирующие позиции по указанному показателю среди регионов России.
В программе 2022 года принимали участие 5 работодателей, из них 3 предприятия судостроительного комплекса: ООО "ССК "Звезда", АО ВП "ЭРА", АО "ДВЗ "Звезда". По итогам 2022 года в рамках программы трудоустроено 272 человека, из них 241 – на предприятия судостроения и судоремонта (88,6% от общей численности или 104,3% от плана).
В 2023 году по программе мобильности на 6 предприятий судостроительного комплекса трудоустроено 477 человек.
Большое внимание уделяется подготовке молодых кадров в сфере судостроения и судоремонта. В 2022 году в рамках федерального проекта "Профессионалитет" на базе Дальневосточного судостроительного колледжа (г. Большой Камень) создан образовательно-производственный центр, работающий по направлению "судостроение", в который вошли 16 краевых профессиональных образовательных учреждений и образовательных учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку кадров по данному направлению, и 4 предприятия судостроительной отрасли: Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, ССК "Звезда", Ливадийский ремонтно-судостроительный завод и Находкинский судоремонтный завод.
В рамках программы произведена модернизация 11 лабораторий колледжа и закуплено новое оборудование на общую сумму 140 млн рублей (на 100 млн за счет средств федерального бюджета и по 20 млн из краевого бюджета и средств работодателей).
В рамках регионального проекта "Молодые профессионалы" нацпроекта "Образование" оснащены оборудованием на сумму 15,3 млн рублей 2 мастерские в колледже, работающие по направлениям "сборка корпусов металлических судов" и "неразрушающий контроль". Отраслевые предприятия также не остаются в стороне в части решений кадрового вопроса и организуют специализированные классы на базе среднеспециальных и высших учебных заведений края, проводят лекции и семинары, организуют проведение практик и стажировок на предприятиях, создают собственные центры по подготовке кадров и повышению квалификации. В качестве положительного примера могу привести создание учебного центра на "Дальзаводе". Он создаётся в формате регионального проекта.
В 2023 году в Приморском крае работодателями открыто 3700 вакансий в сфере судостроения и судоремонта (из них 973 вакансии непосредственно предприятиями, осуществляющими строительство судов). При содействии службы занятости на вакансии в сфере судостроения и судоремонта трудоустроено 714 человек и почти 300 выпускников вузов и ссузов. Для обеспечения потребности за каждым предприятием закреплён кадровый консультант.
Для подбора персонала КГКУ "Приморский центр занятости населения" и его отделениями организовываются мини-ярмарки вакансий в муниципальных образованиях края, а также групповые собеседования работодателей с соискателями на вакантные должности.
– В конце мая во Владивостоке состоится Морской конгресс. Какое место он занимает в жизни региона? ( интервью от 1/05/2024)
– Наш регион морской, и конгресс, безусловно, будет знаковым событием. Ждём его с нетерпением, готовимся. Надеемся провести на высоком уровне. Это международное мероприятие. Ожидается много участников не только из Российской Федерации, но и из стран Юго-Восточной Азии.
Сегодня Владивосток, Приморье – это ворота в Азию, и нам очень важно устанавливать новые связи и укреплять уже имеющиеся. Конгресс – такая площадка, которая, будем надеяться, позволит решить много задач. На обсуждение будут вынесены вопросы развития судоремонта, судостроения, транспорта, морской логистики, рыбодобычи, рыбопереработки, судопоставки и так далее. Надеемся продемонстрировать свои возможности. Неслучайно в этом году именно Владивосток выбрали площадкой для проведения мероприятия. Это задел на развитие сотрудничества с Азией, куда сегодня повёрнуты все наши логистические, транспортные, финансовые, производственные потоки. Гостей конгресса ждут экскурсии на ведущие предприятия Приморского края и празднование Дня подрядчика на ССК "Звезда".
- Большой разговор с деканом корфака Корабелки | Человек, способный созидать, станет уникальным ресурсом
- Как решить проблему дефицита мощностей для крупнотоннажного судостроения?
- У газовоза западного маршрута будет большая автономность и низкий арктический класс
- Стремимся стать речным "Яндекс.Такси" и возить грузы от одного палета
- Внедрение планшета, как способ ускорить работу электромонтажников на стапеле