Некомфортные будни военного моряка

23 10690 7 мин
В каждой городской квартире практически любой человек может пользоваться технологическими новинками, призванными сделать его жизнь более комфортной. Однако обстановка на суше и на море диаметрально противоположная. На борту кораблей, вооруженных до зубов, нет места комфорту — все-таки назначение не то. Но комфорт и нормальные условия существования — понятия не совсем близкие. Уже много чего сказано о спартанских условиях и о том, что отсутствие нормальных условий для жизни сказывается на работе. Но если посмотреть объективно, то невооруженным взглядом изменения на большинстве кораблей и не усмотришь. И неужели все попытки изменить быт моряков сводятся только к разговорам в рамках очередного форума или конференции.

Современные технологии позволяют обезопасить моряков, при этом, практически не пожертвовав их удобствами. Но все-таки, как отмечают эксперты, внедрить эти технологии на флоте, где подход к обустройству кораблей остается консервативным, не так легко. Так уж исторически сложилось.
- К сожалению, в отечественном кораблестроении, и в первую очередь в военном, по прежнему руководствуются требованиями ГОСТов, ОСТов и приказами времен Советского Союза, то есть второй половины 20 века. Даже Корабельный Устав, утвержденный в 2001 году, практически полностью совпадает с Корабельным Уставом 1978 года, - рассказывает Михаил Моцак, директор компании МКС. - Нужно пересмотреть старые ОСТы и ГОСТы и, используя новые материалы, технологии и мебель, строить суда, обладающие максимальной живучестью.

По словам главного строителя корветов проектов 20380 и 20385, которые возводятся на "Северной верфи" Александра Уляшева,  отечественные военные корабли всегда отличались от зарубежных более высоким насыщением вооружения и нехваткой мест для личного состава.
- Учитывая тяжеловесную систему внедрения новых материалов и оборудования (в основном иностранного производства) и кризисное состояние судостроения 90-х и начала 2000-х годов, возможности для КБ и судостроительных заводов реализовать новшества в этой области не было, - отмечает, опираясь на опыт, главный строитель.

Тогда получается, что фактически ничего не меняется. Но почему разговоров вокруг условий проживания моряков с каждым новым построенным кораблем все больше? Вопрос весьма сложный даже для самих корабелов. Вроде бы и намерения есть, и технологии, и оборудование, но этот тяжеловесный термин "обитаемость" так и висит домокловым мечом над проектантами и строителями. Время идет, жизнь людей на суше становится все комфортнее, и тем отчетливее на фоне всего этого видна разница с теми условиями, которые ожидают служащих на кораблях.

Но это не тот случай, когда изменения могут быть ощутимы, спустя небольшой отрезок времени. Проанализировать все, что происходит в отрасли, тем более, если это связанно с военным флотом, достаточно проблематично, однако мы попробовали выяснить, что делают специалисты, чтобы сделать жизнь моряков более комфортной.

Есть ли прогресс?
С началом строительства новых серий корветов и фрегатов корабельные помещения все-таки претерпели некоторые изменения.
- Были внедрены современные: камбузное и сантехническое оборудование, оборудование для хранения продовольствия и очистки стоков. Это было проще, так как такое оборудование уже применялось на гражданских судах. Сложнее с обустройством жилых и общественных помещений, где в первую очередь необходимо создание соответствующего интерьера, отвечающего не только эстетическим, но и противопожарным, санитарным требованиям, а также принятым требованиям морской службы и практики, - рассказывает Александр Уляшев.

В рамках круглого стола "Быт моряков", который проводился в июле этого года начальник Управления НИИ КиВ ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова" Сергей Соловьев отметил что, на кораблях, над проектами которых работают "Северное ПКБ", ЦМКБ "Алмаз" и "Зеленодольское ПКБ" уже внедряются новые технологии. В связи с этим, мы обратились в "Алмаз", чтобы узнать, какие работы ведутся в этом направлении.

Как рассказал нам главный инженер ЦМКБ Константин Голубев, при создании проекта анализируется мировой опыт применения нового оборудования и современных отделочных материалов, обследуются корабли, отмечаются недостатки, также учитываются предложения личного состава. На стадии разработки технического проекта создаются трехмерные модели помещений и выпускаются чертежи расположения оборудования в помещениях, которые согласовываются с Заказчиком.


При проектировании корабельных помещений конструкторы применяют трехмерное моделирование с использованием специальных программ, например, "TRIBON" и "Aveva Marine". Это позволяет существенно ускорить процесс разработки чертежей, сократить объем нестыковок и неточностей, повысить качество проектов.
- При этом мы начали внедрять принцип модульного проектирования помещений и группы изделий, например: двух и трех ярусные модули спальных мест, модуль рабочего места в каютах, модуль санблока, каютный модуль, - добавляет главный инженер ЦМКБ. - Эти модули первоначально изготавливаются в цехах, максимально насыщаются оборудованием, системами и электропроводкой, затем монтируются на заказе.

Но сегодня усилий одних конструкторов в процессе обустройства корабля не достаточно.
- Для повышения качества конечного продукта в нашем Бюро впервые применен принцип аутсорсинга (привлечения отечественных специализированных компаний) при проектировании и выполнении отделочных работ, - отмечают в ЦМКБ "Алмаз". - При привлечении специализированных компаний, занимающихся комплексной обстройкой помещений, ЦМКБ готовит техническое задание, в котором подробно описывается объем работ, сроки, технические требования и зоны ответственности между ЦМКБ, заводом-строителем заказа и фирмой подрядчиком.

В свою очередь привлекаемые компании также могут выполнять весь комплекс работ, однако пока под разработку подрядчикам отдается только часть помещений.
- Мы готовы разработать дизайн-проект с учетом всех требований по загрузке помещений, а также выполнить работы по обустройству жилых, общественных и продовольственных, санитарно-бытовых и служебных помещений, проходных коридоров и тамбуров, - отмечает директор компании "Морские комплексные системы", которая на данный момент является ведущим разработчиком и поставщиком материалов и мебели для строящихся кораблей ВМФ, Михаил Моцак.


Мировые кораблестроители давно перешли на работу по упрощенной рабочей конструкторской документации. Однако корабли ВМФ России по-прежнему проектируются и строятся по старым принципам.
- Нам удалось по согласованию с конструкторскими бюро "Алмаз" и "Северное ПКБ" проводить нашу работу по оборудованию жилых и служебных помещений с применением современных инновационных материалов и мебели, по упрощенной конструкторской документации, которую мы выпускаем для обеспечения проекта, - рассказывает директор компании МКС. -  Наш подход, позволяющий значительно оптимизировать как стоимость, так и сроки выполнения заказов был поддержан Департаментом по обеспечению гособоронзаказа Министерства обороны.

Однако в совместной работе конструкторов и специализированных организаций тоже есть свои нюансы. Как уже говорилось только часть помещений может быть обстроена подрядчиками. Монтаж остальных элементов помещений осуществляет завод-строитель своими силами или с привлечением специализированных компаний.
- В первом случае в обстройке участвуют несколько цехов завода, что затрудняет организацию процесса обстройки и отрицательно влияет на качество работ, во втором случае все передается одному подрядчику, который сдает помещение "под ключ" и полностью отвечает за качество, - отмечают в ЦМКБ "Алмаз".

Таким образом, на военных кораблях многие помещения отличаются друг от друга. То есть члены экипажа будут проживать в разных условиях. По мнению экспертов, это требует особого внимания, так как все моряки должны работать и жить в одинаковых условиях.

Из чего это сделано?
Выбор материалов для изготовления мебели и отделки помещений производится параллельно с разработкой архитектурно-художественного проекта и ведомости декоративно-отделочных материалов в соответствии с перечнем разрешенных материалов, утвержденным 1 ЦНИИ МО РФ.
- Отрицательными свойствами традиционно применяемых на кораблях материалов были недостаточная прочность узлов крепления и невысокая ремонтопригодность. В качестве зашивки использовались листы металла или фанеры, оклеиваемые искусственной кожей, либо окрашиваемые. Такие зашивки было трудно демонтировать для доступа в подзашивочное пространство, и внешний вид их не вполне соответствовал эстетическим требованиям, - рассказывает представитель ЦМКБ.

По словам Михаила Моцака, применяемые ранее материалы были менее надежны, горели и являлись причиной до 31% аварий и катастроф, происходящих в мире на кораблях и судах. Сегодня на новых проектах широко применяется металлическая мебель, например, стальная алюминиевая мебель "Strongbox".

Как нам пояснили в ЦМКБ "Алмаз", для отделки помещений используются различного типа системы модульных зашивок, состоящие из панелей с готовым декоративным покрытием. Внутри таких панелей находятся негорючие минеральные вещества. Такие системы зашивки легко монтируются и демонтируются, легко чистятся и моются. Для покрытия полов используются современные наливные палубные покрытия, каучукосодержащие покрытия, новые виды линолеума.

Как отмечают в МКС, сегодня отслеживаются все современные материалы в отрасли, технологии и оборудование, использующиеся в мировом судостроении.
- Главное внимание мы, конечно, уделяем обустройству жилых и других помещений на кораблях. С этой целью мы применяем специализированную морскую негорючую базальтовую изоляцию, негорючие морские панели, в том числе с использованием вермикулита, негорючее наливное палубное покрытие, негорючую мебель и санитарно-техническое оборудование. Многое из того, что мы делаем, имеет характеристику антивандального исполнения, - говорит Михаил Моцак. -  Все это в целом повышает условия обитаемости живучести, эргономики и организации пространства на корабле.


К мебели и элементам обстройки военных кораблей предъявляются более жесткие требования к горючести применяемых материалов. Как нам объяснили в ЦМКБ "Алмаз", 1 ЦНИИ МО РФ разработал ограничительный перечень разрешенных к применению материалов, в котором, по возможности, сведены к минимуму разрешенные горючие и трудногорючие материалы, выделяющие при горении токсичные вещества.
Стоит отметить, что утверждение того или иного материала процесс довольно длительный.
- Все материалы и оборудование обязательно тестируются и проходят испытания, и только после этого допускаются НИИ Кораблестроения и Вооружения (НИИ КиВ) для оборудования помещений на кораблях ВМФ, - рассказывает Михаил Моцак. - После испытаний оформляются все разрешительные документы, которые рассылаются в проектные организации и на заводы.

Что дальше?
Как не раз подчеркивали специалисты, вернуть утраченное здоровье невозможно ни за какие деньги. А о психологическом состоянии и говорить нечего. Руководство Военно-Морского флота старается угнаться за двумя зайцами — и вооружением корабль нагрузить, и жизнь экипажа сделать приемлемой. Тем временем новые корабли и субмарины строятся, но значительно ситуация не меняется. В этой связи хотелось бы обратить внимание на слова Михаила Моцака: "Пока делаются первые попытки улучшения условий обитаемости и живучести, а также частично эргономики на кораблях и судах ВМФ".

Сегодня при создании проектов военных кораблей учитываются многие факторы, которые должны помочь улучшить условия жизни моряков. Здесь особенно важна слаженная работа цепочки Заказчик – Проектант – Исполнитель (тот, кто в конечном итоге занимается обстройкой внутренних корабельных помещений). Пока, как отмечают некоторые специалисты, полного консенсуса этих структур нет. Заказчик и Исполнитель уже достигли абсолютного понимания. Проектант прислушивается к Заказчику, но может и не одобрять некоторые решения, исходя из того, что приоритетным все-таки пока является насыщение корабля новыми видами оружия и военной техники.


И если над проблемой обустройства надводных кораблей все-таки работают (пусть и не в таком темпе, как многим бы хотелось), то о подводных лодках этого никак нельзя сказать.

Медленно, но верно кораблестроители и военные продвигаются к тому, чтобы сделать условия всех членов экипажа пригодными для долгосрочного проживания и работы. Да, цель задана. Но если задуматься, не слишком ли медленно мы к ней идем? 


Анастасия Судникова


 




Комментарии   23.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
24.12.2013, 18:24
Во многом на данную проблему влияет то, что проектировщики и судостроители практически никогда не были на кораблях/судах находящихся в эксплуатации, не говоря уже о регулярных командировках на флот для учета опыта эксплуатации. Нет обратной связи. Корабелы забывают корабль после ухода его с завода. В лучшем случае - по истечении гарантийного срока.
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
24.12.2013, 19:11
Главная проблема: выдвигающие требования "большие эполеты" ВМФ не имеют представления о том, какие характеристики обитаемости и безопасности плавания могут обеспечить корабли новых типов (многокорпусные). И, после ритуальных заклинаний о необходимости улучшения условий службы на кораблях, все сводится, в лучшем случае, к выбору цветовой гаммы оборудования кают...
А применение многокорпусных кораблей позволило бы не только увеличить площади жилых помещений, т.е. повысить уровень комфорта, но и заметно снизить качку всех видов, т.е. снизить утомляемость в море и повысить работоспособность экипажей.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
24.12.2013, 19:58
Какая "мягкая" попытка перевода темы! )))
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
26.12.2013, 10:19
Алексей Владимирович, нет никакого "перевода" темы. Только применение многокорпусных кораблей позволяет существенно улучшить условия труда и отдыха экипажей. А это значит - и их боеспособность в самых тяжёлых погодных условиях. Так что моя первая реплика - это попытка показать именно ПУТЬ решения проблемы обитаемости на кораблях.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
26.12.2013, 21:53
Вы предполагаете, что однокорпусные корабли со временем будут исключены из состава ВМФ?
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
08.01.2014, 17:46
Как в известном анекдоте: "Вам нужны шашечки - или ехать?"... Что является целью, "обоснование" типа корабля - или повышение его ТТХ? Хотелось бы надеяться, что второе...Хотя никаких доказательств этого нет: заказчики, проектанты, строители упорно "едут по наезженной колее", "в упор не видя" возможностей - в отношении обитаемости, безопасности, живучести, боевой эффективности - которые могут быть обеспечены переходом к новым архитектурно-конструктивным типам НК.
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
26.12.2013, 10:28
Нужно добавить, что для радикального решения нужно научиться оценивать числом влияние условий труда и отдыха экипажа на эффективность его действий. Сегодня в этом направлении есть только приблизительные оценки снижения производительности различного труда  от амплитуд и ускорений качки. Это - важная базовая информация, но, к сожалению, далеко не достаточная. Конечная цель - ввести влияние условий обитаемости в критерий "эффективность". Молодые учёные, ау, где вы?
-0+
#К. Михаил
24.12.2013, 19:27
Хотелось бы сказать, но промолчу.
-0+
#Абрамова Анна Александровна
25.12.2013, 11:46
Не стесняйтесь)
-0+
#К. Михаил
24.12.2013, 19:28
Моего интереса здесь нет.
-0+
#Назаров Альберт Георгиевич
24.12.2013, 22:06
http://www.amazon.com/Factors-Marine-Vehicle-Operation-Defence/dp/0754676250 - рекомендую
http://www.rina.org.uk/humanfactors2014.html - ближайшее мероприятие на эту тему
-0+
#Донской Алексей Владимирович
25.12.2013, 16:38
Если проектант воспринимает сферу эксплуатации проектируемых им судов как некую "чужую" область и старается дистанцироваться от ее изучения (там "судаки" работают, чего к ним лезть) то, к сожалению, он не достигнет положения (говоря словами из аннотации к книге) - Designer who understand the marine vehicle. И будет рассматривать безусловно интересную книгу и конференцию как некие события из параллельного мира (((
 
Не понимаю я наших проектировщиков не испытывающих ни малейшего желания посещать "свое" судно (по собственному желанию, из своего любопытства, без направления руководства и требований контракта) чтобы узнать как оно поживает и как на нем живут и работают.
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
08.01.2014, 17:50
Вообще-то, если иметь в виду пользу развитию флота, нужно не "посещать" корабли, а иметь заранее смонтированную систему записи технических характеристик, позволяющую набирать статистический материал для анализа опыта эксплуатации и поиска путей совершенствования конструкции, формы обводов, характеристик вооружения. В первую очередь - имея в виду расширение оперативных возможностей на волнении. .
-0+
#Головешкин Владислав Борисович
26.12.2013, 07:41
Нашим проектировщикам уже за 60. Потом провал. И дай бог что бы пришла молодёжь. Первые не могут физически и не хотят осваивать новое. Вторые имея багаж программ, ещё долго не смогут совмещать виртуальное с реальным. Разорвана преемственность, уничтожены школы.
Ну и радетели, лоббисты всего забугорного паркетные адмиралы,подсаживают наших моряков на аглицкие ватерклозеты. Мол мы не можем.
-0+
#Шашков Николай Васильевич
26.12.2013, 13:24
А когда это осваивалось новое? Вооружение - да, корпус, механизмы - да, но о людях всегда забывали, что в военном флоте, что на гражданском!!! Речь то идет не о преемственности поколений, а о комфортном проживании на кораблях/судах......... на которых эти люди служат, работают!
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
07.01.2014, 19:55
Николай Васильевич, где Вы увидели принципиально новые корпуса? А только такие могут существенно как повысить тактико-технические качества, так и существенно улучшить условия труда и отдыха экипажа. Только одна цифра: корабли с малой площадью ватерлинии имеют мореходность такую же, как традиционные в 5-15 раз бОльшего водоизмещения. И увеличенную площадь палуб, которая тоже повышает комфортабельность, а также позволяет сделать все НК - в той или иной степени - авианесущими. А эта тенденция определяет развитие НК как носителя оружия...
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
07.01.2014, 20:28
Владислав Борисович, хочу отметить упомянутый Вами "багаж программ". Проблема в том, что - чаще всего - эти программы применяются без чёткого понимания того, какая и где применима. В результате - вплоть до анекдотов...
Скажем, при оценке начальной остойчивости двухкорпусного корабля была использована стандартная программа для однокорпусного, т.е. в качестве ширины ввели ...общую ширину корабля. И получили гигантские моменты инерции остатков жидких грузов, просто не позволявшие обеспечить нужную начальную остойчивость. Если бы это не было замечено, легко могли отказаться от варианта по причине "невозможности" обеспечения начальной остойчивости...Впрочем, к сожалению, всё равно вариант "угробили", заложив немыслимые запасы прочности в конструкцию...
-0+
#Васильев Алексей Владимирович
27.12.2013, 13:44
На эту тему больше всего понравилось здесь:
https://app.box.com/s/urr53fs7hnb5m4sivwxi
:))
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
08.01.2014, 17:57
Спасибо, Алексей Владимирович, очень полезный материал. Впрочем, кто бы сомневался в отмеченных в нём недостатках, главные из которых - избыток малопрофессионального начальства и пренебрежение удобствами экипажа...
Жаль, что тут нет сравнительных данных о влиянии волнения на боевые качества участвовавших в учениях кораблей.
-0+
#Головешкин Владислав Борисович
09.01.2014, 06:49
Паркетным адмиралам так понравилось ходить за бугор,не оттащить, и валюту отоварить и пображничать. Об удобствах ну что о них говорить, если пол России ходит во дворе в дощаники.
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
09.01.2014, 10:38
К сожалению, руководство ВМФ не понимает, что хронически усталый оператор ВСЕГДА менее эффективен, чем хорошо отдохнувший. Уж не про гуманизм речь, какое там, но - просто об эффективности корабля, "главной системой" которого был, остаётся и всегда будет экипаж.
-0+
#Головешкин Владислав Борисович
16.01.2014, 05:42
Виктор Анатольевич а я о чём.  Получившие образование для сдачи ЕГЭ не могут иначе, не их вина. Фактологическое мышление не способствует осмыслению процесса и результата. Что выдал калькулятор или комп это аксиома. и даже 2х2=6 или 10 это бесспорно и не обсуждается.
Ну и кто теперь напишет ТЗ? Вот и рождаются прожекты о "Модульных кораблях".
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
16.01.2014, 11:38
Владислав Борисович, возможно, все неясности с "модульными кораблями" проистекают из невежества говорящих и-или пишущих об этом. На самом деле - в кораблестроении давно реализуются два направления "модульности". С одной стороны, например, в ФРГ, давно освоены модульные системы оружия - для простой и дешёвой замены при изменении задач, а также для простой и максимально дешёвой модернизации. С другой стороны - давно во всём мире практикуют модульный способ постройки, собирая корпус из крупных и максимально насыщенных оборудованием блоков.  Из того, что у нас пишут о "модульных" кораблях, к сожалению, не только невозможно понять, что имеется в виду, но и понимают ли произносящие, о чём говорят...
Свежие новости