Наша редакция поговорила с Олегом Скрипкиным-Мучкиным, в прошлом старшим помощником капитана на торговом флоте "Совкомфлота", а сейчас генеральным директором компании по перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов "
Тоэндо Карго". Узнали много интересного о работе в подобном сегменте; о сложностях, сопровождающих транспортировку; о том, как складывается сотрудничество с судостроительными предприятиями.
– Олег Владимирович, расскажите, пожалуйста, как появилась компания? Чем она сейчас занимается?
– Компания основана в начале 2014 года. Сегодня основной вид деятельности фирмы – это перевозки негабаритных грузов. Но особое внимание фирма уделяет сфере перевозок судоходной, судостроительной продукции, катеров, яхт, катамаранов, понтонов, плавучих комплексов и судовых двигателей и другого судового оборудования.
|
Фото: "Тоэндо Карго", ООО |
– Почему решили развиваться в этом направлении?
– С одной стороны, очень активный рынок и большой спрос. С другой, профессионалов, кто предоставляет полный спектр услуг за нормальные деньги, на рынке мало. Обычно это или крупные компании с баснословными ставками за перевозку катеров (негабарита) или мелкие фирмы, ИП, не имеющие адекватного опыта, сервиса, знаний для реализации сложных перевозок для предприятий.
–
Ваша компания активно сотрудничает с "КАМПО" и перевозит катера в любую точку России. Сколько всего катеров проекта 23370 перевезли? Отличается ли транспортировка катеров от другого негабаритного оборудования?
– Таких катеров для "КАМПО" мы перевезли пять единиц. География перевозок катеров была довольно обширной: Дальний Восток, Калининград, Крым. При этом надо отметить, что катера проектов 23370 и
23370М являются довольно крупными морскими катамаранами и перевозятся в разобранном состоянии, в виде отдельных блок-модулей, состыковка которых происходит уже в месте назначения.
Что касается разницы между видами грузов, то принципиальных отличий по подготовке документов и обследованию маршрута перевозки нет. К примеру, возьмем танк и катер: танки менее чувствительные к погодным условиям и их не нужно тщательно упаковывать, а для их перевозки, как правило, необходим трал с аппарелями. Катера – более дорогостоящая, специфическая и хрупкая техника. Соответственно, подготовка к перевозке катера, его установка на трал требует специальных мероприятий. При перевозке катера на полуприцепе под него изготавливаются специальные кильблоки, которые ставятся под определенные точки на судне, чтобы не поломать корпус. При грузовых операциях нами предоставляется инструкция по расположению кильблоков и мест застропки катера. При перевозке катера и другого негабаритного оборудования буквально каждую операцию необходимо тщательно проектировать, грамотно рассчитывать нагрузки на оси автопоезда, исходя из массогабаритных характеристик груза, обследовать маршруты, согласовывать разрешения с Росавтодором.
|
Фото: "Тоэндо Карго", ООО |
– Перевозка катеров "КАМПО" была негабаритной или проектной? В чем вообще разница между ними?
– Эти перевозки были одновременно негабаритные и проектные, требующие большого внимания, терпения и аккуратности. Проектная перевозка может быть как габаритной, так и негабаритной: все зависит от характеристик груза, сложностей вывоза, маршрута, графика отгрузки/доставки и других деталей.
В проектных перевозках негабаритных грузов используются нестандартные инструменты, количество операций, документов, инстанций, согласований существенно больше, чем в любом другом виде перевозок. Все это создает тяжелый график для исполнения услуги. Как правило, для проектных перевозок требуется получить большое число согласований от дорожных служб (Автодор, ГИБДД, Гормост), институтов и т.д.
Если габариты груза очень большие и по пути встречаются препятствия, которые никак не объехать, по возможности задействуют флот (барже-буксирные составы или суда "река-море"), порой даже необходимо оборудовать берег, где не может проехать техника. Подобные схемы перегруза на баржу, схему буксировки нужно также проектировать и согласовывать.
При проектных перевозках иногда приходиться реконструировать часть дороги, расширять ее, где-то подсыпать гравий или песок, укладывать плиты или демонтировать, а потом, после проезда, монтировать обратно дорожную инфраструктуру.
Бывали случаи, когда приходилось оперативно строить временный причал, чтобы подъехать к воде и перегрузить груз на баржу/с баржи, или заехать на нее / с нее своим ходом, или просто скинуть катер на воду, или поднять его с воды.
– Сколько времени занимает расчет услуги перевозки?
– В зависимости от сложности. По федеральной трассе можем рассчитать за рабочий день. А если перевозить груз придется по зимникам или груз имеет слишком внушительные массогабаритные характеристики, то потребуется особая подготовка и сбор информации, которые могут занять от 1 до 4 недель.
|
Фото: "Тоэндо Карго", ООО |
–
Как ваша компания подбирает инструменты и методы для перевозки?
– Подбор инструментов происходит до перевозки, после того, как заказчик предоставляет чертеж и габариты груза: длина, ширина, высота, вес, центр масс. С этого момента мы начинаем подбор подвижного состава, который подойдет для груза, для его расположения. Вообще, работа по перевозке начинается гораздо раньше самой транспортировки груза.
– Насколько нам известно, вы лично контролируете перевозки. Все или какие-то конкретные?
– Я принимаю участие в сложных перевозках. Особенно это касается госзаказов, так как это очень ответственные перевозки, в которых много тонкостей. Но у нас перед конкурентами есть преимущество, потому что по ФЗ-275 мы работаем уже с 2016 года, хотя пока еще закон "сырой", и много спорных моментов и трудностей, возникающих при реализации проекта.
|
Фото: "Тоэндо Карго", ООО |
–
Почему тогда вы беретесь за подобные гособоронзаказы? И в чем трудность для вашей сферы?
– В 275-ФЗ не прописана четкая роль экспедирования. Он словно предполагает, чтобы существовали только продавец, покупатель и перевозчик. Небольшие фирмы с собственным автопарком не берутся из-за отсутствия ресурсов, высоких рисков и ответственности. Далеко не все могут осуществлять в пути перегрузку, постановку груза на судно, сделать сюрвей в порту наряду с перевозкой негабритного груза. Крупные же транспортные компании, наоборот, предлагают высокие ставки на перевозку. Мы же как экспедиторы оказываем лучший сервис за приемлемые деньги, и у заказчика не болит голова о том, как груз доставляется до конечного пункта.
– С какими трудностями приходиться сталкиваться в работе? Заказчики перевозки судостроительной продукции капризные?
– Если взять катер "КАМПО" для ТОФ, то критичных проблем не возникло, но были нюансы. По контракту дали месяц на перевозку. Мы соблюли сроки, не сорвали госконтракт, но в теории могли бы перевезти и быстрее. На практике же произошла проволочка с разрешениями Росавтодора. В пути могут случиться любые трудности. Порой подводят подрядчики, дающие в аренду технику, порой возникают проблемы с инстанциями. Нет, я бы не сказал, что заказчики судостроительной продукции как-то отличаются от других, абсолютно нормальные деловые люди, а мы, в свою очередь, без нареканий выполняем все перевозки.
|
Фото: "Тоэндо Карго", ООО |
–
Возникают ли аварии, поломки, повреждения, нештатные ситуации при перевозке?
– Бывают небольшие поломки автотранспорта, но эти вопросы мы оперативно решаем. Но вообще машины проходят обязательный досмотр перед рейсом, поэтому серьезные поломки исключены. Повреждений или аварий при движении с грузом у нас не было.
Но нештатные ситуации бывают. Иногда даже если график отгрузки/доставки разработан и утвержден всеми сторонами, не факт, что все пойдет именно так.
Любая мелочь может сломать весь график, тогда приходится импровизировать, менять график и подстраиваться под новые обстоятельства, чтобы не подводить заказчика. Порой даже погода вносит свои коррективы и не дает погрузить негабаритный груз. Приходиться ждать и потом догонять сроки по пути.