Как сообщает Financial Times, с подобной просьбой администрация президента США Дж. Байдена на днях обратилась к руководству Евросоюза и Великобритании.
Данный запрет был с большим трудом согласован странами ЕС в рамках VI-го пакета антироссийских санкций. Его практическая реализация означала бы автоматическое отлучение российских экспортеров нефти и нефтепродуктов от услуг страховщиков Lloyd's и членов международной группы клубов взаимного страхования ( P&I Clubs), которые контролируют порядка 95% всего мирового рынка страхования танкерных перевозок.
Подобное решение также практически отрезала бы российских владельцев наливных грузов от рынка перестрахования, который по большей части контролируется компаниями государств ЕС и Великобритании.
Согласно наблюдениям экспертов Reuters уже само ожидание введения данного запрета возымело ожидаемый эффект: страховые компании т.н. "коллективного" Запада начали воздерживаться от участия в сделках по обеспечению перевозок российского "черного золота" и его производных.
В свою очередь, это отразилось на работе операторов наливных флотов, которые не могли далее рассчитывать на полноценное покрытие своих рисков и, в результате, также вынуждены были отказываться от контрактов на транспортировку "русской" нефти.
Результат подобного преждевременного "самосанкционирования" (по определению Reuters) рынок ощутил уже к середине июня: из-за сокращения поставок нефтетрейдеры взвинтили цены, а цены на бензин и дизельное топливо (в том числе и в США) достигли исторических максимумов. И это еще только начало – очередной скачок цен на топливо и энергоносители ожидается к осени, т.е. как раз ко времени проведения промежуточных выборов в Конгресс США.
Согласно оценкам Reuters, введение в практическое действие запрета на страхование российской нефти и нефтепродуктов может привести почти к 8%-му снижению объемов их поставок на рынок, что приведет к росту нефтяных котировок на 20-30% от текущих (ок. $120 за баррель) значений и нанесет уничтожающий удар не столько по российской, сколько по мировой экономике.
Западные отраслевые эксперты предполагают, что в сложившейся ситуации Евросоюзу и Великобритании было бы выгоднее не запрещать страхование российской нефти и нефтепродуктов, но только в том случае, если они будут продаваться Россией по существенно сниженным ценам.
По данным источников Financial Times, приблизительно такую схему и предлагает использовать своим европейским партнерам Белый Дом, однако реализация подобных планов может быть связана со значительными затруднениями теперь уже политического характера.
Между тем Korabel.ru уже подробно рассказывал о не только неожиданных, но и о весьма неприятных сюрпризах нефтяного эмбарго для стран Евросоюза и США. При этом, по наблюдениям западных же аналитиков, несмотря на санкции, экспорт нефти из российских портов по-прежнему осуществляется в плановых объемах.