В первую очередь спикер обозначил свою позицию по поводу интенсивно обсуждавшейся темы трудоемкости.
"В Норвегии еще в 90-х годах на многих судах детали наружной обшивки делали без припусков. Любой судостроительный САПР позволяет решать эту задачу. Почему норвежцы, немцы и другие... применяют, а мы – нет? А это сотни часов трудоемкости особенно на судах ледового класса", – Петр Ежов.
На многих заводах пока отсутствуют современные САПР, из-за чего разбивается естественное течение информации на основе 3D модели. Также по личным наблюдениям спикера на сроки строительства влияет существующая система организации тендеров. Опыт корейской, японской промышленности говорит о том, что в отличие от тендерной политики, выстраивание долгосрочных постоянных отношений с контрагентами, поставщиками, подрядчиками ведет к сокращению сроков и повышению качества.
Говоря о сроках строительства судов, Петр Ежов затронул вопрос ценообразования, приведя в пример одну из успешно работающих верфей.
"Окская судоверфь рассчитывает цену и заключает судостроительный контракт по контрактному проекту, как все нормальные верфи в мире. После этого обычно проходит полтора года до сдачи судна Заказчику, включая разработку ПДСП, РКД, ПСД, ЭД. Заключение судостроительного контракта после технического проекта – ошибочное решение сдвигающее срок сдачи судна на 6-9 месяцев" – Петр Ежов.
Спикер призвал рыбаков обратить внимание на верфи не входящие в ОСК, а предприятиям ОСК обратить более пристальное внимание на эффективно работающих зарубежных конкурентов, где куда проще и быстрее проходят согласования и принимаются решения.
Касательно рыболовного траулера "Вымпел" взаимодействие между ООО "Си Тех" и ООО "Верфь братьев Нобель" протекало весьма конструктивно. Мелкие затруднения при создании головного судна решались легко и с листа. Некоторые привели к изменению технических решений поставщиков, некоторые натолкнули на будущее.
"Например столкнулись с тем, как точно измерить топливо. У траулера все баки в днище, под рыбным трюмом, плоские. Принятое решение по измерению количества топлива сильно искажало результаты. Поэтому сейчас совместно с нашими нижегородскими коллегами разрабатывается иная система определения уровня топлива в танках на базе системы нескольких датчиков и новых алгоритмов", – Петр Ежов.
Также на "Вымпеле" во время эксплуатации судна проявилась ситуация с жидким льдом. Одной установки оказалось недостаточно. Вопрос решается. Пришлось поработать и с новой траловой лебедкой. Решение проблем привело к идее создания новых рыболовных судов с системой рекуперации энергии, которая позволит экономить топливо.
В завершение спикер призвал не жалеть деньги на предварительные стадии проектирования: техническое предложение, эскизный проект. И только после этого переходить к судостроительному контракту, созданию ПДСП и КД.