1. Что такое Авачинская губа?
Камчатка — одно из самых красивых мест России. А одно из самых красивых мест Камчатки — Авачинская губа. Это огромная бухта с общей площадью водного зеркала в 215 км2, длиной до 24 км, шириной у входа 3 км и глубиной до 26 м. Исключительная живописность этого места дополняется еще и стратегическим значением — бухта, несмотря на довольно северное расположение, относится к числу незамерзающих, поэтому там размещена база Тихоокеанского флота. Кроме того, порт Петропавловск-Камчатский, который находится на берегу бухты, играет важную торговую роль. Наконец, Авачинская губа относится к рыбохозяйственным водоемом высшей и первой категории — там обитают 60 видов рыб, включая пять видов тихоокеанских лососей. А прямо в городской черте Петропавловска-Камчатского находится сезонная залежка сивучей.
2. Что лежит на дне губы?
В акватории Авачинской бухты, заливах и бухтах, особенно в пределах промышленных зон и местах базирования флота и размещения предприятий судоремонта, многие десятилетия находятся брошенные и затонувшие плавсредства. Наибольшее количество затопленных судов находится в бухтах Южная, Крашенинникова, Сельдевая и в районе мыса Санникова.
По оценкам специалистов, в Авачинской губе находится порядка 70 затопленных (притопленных) кораблей, судов, иных плавсредств и их фрагментов, а также примерно 28 мест концентрации судового лома. По предварительным оценкам, в Авачинской бухте может находиться около 250 тысяч тонн металлолома, в том числе и на акватории ограниченного доступа – ЗАТО Вилючинск. Учитывая тот факт, что полного обследования Авачинской губы не осуществлялось, можно предположить, что в затопленном состоянии находятся и другие неучтенные объекты.
3. Чем опасны эти объекты?
Затонувшие суда, другие плавсредства и металлоконструкции могут оказывать негативное влияние на безопасность судоходства (особенно в местах интенсивного судоходства, якорной стоянки и маневрирования кораблей, а также у причалов), а также на экологическую обстановку в акватории бухты и сохранение ее рыбопромыслового значения.
На затонувших суднах может находиться остаток невыработанного топлива (мертвый запас). Кроме того, нефтепродукты могут находиться в главном и вспомогательных двигателях судов, в грузовых механических устройствах и в топливных магистралях. Корпуса морских судов покрыты антиобрастающими красками, в состав которых входит ртуть, свинец, сурьма и т.д., что также создает угрозу загрязнения акватории и причинения экологического вреда.
4. Почему их так много именно здесь?
Количество брошенного металла в акватории Авачинской губы с каждым годом возрастает за счет судов, задержанных за нарушения рыбоохранного законодательства, которые в ожидании их реализации на аукционе приходят в неудовлетворительное мореходное состояние и тонут, а федеральный бюджет при этом несет сотни миллионов расходов, связанных с их содержанием и обслуживанием.
Так, в настоящее время в Авачинской губе сосредоточено 30 арестованных рыболовецких судов, а также судов, отработавших свой ресурс и выведенных из эксплуатации, которые находятся на ответственном хранении у коммерческих организаций. Эти суда являются потенциальными объектами для пополнения списка затопленных судов.
В этой связи необходимо внесение соответствующих поправок в федеральное законодательство, которые предусматривали бы упрощение процедур реализации морских судов, конфискованных в доход государства.
4. Поднимают ли их на поверхность?
За период 2011 – 2015 года из акватории Авачинской бухты были удалены и разделаны на металлолом более 40 судов (плавсредств и их фрагментов) общим весом более 25 тыс. тонн.
Работы по удалению из акватории Авачинской бухты и разделке плавсредств на металлолом проводили ООО "Сангар", ООО "Паланская промышленно-транспортная компания", Группировка Войск и Сил на Северо-Востоке России, ООО "Чистый город" и др.
5. За какой срок можно полностью очистить бухту?
Без федеральной поддержки работы по очистке Авачинской губы от скопившегося металлолома, оценочно, могут занять от 30 до 50 лет.
6. Почему так долго?
Судоподъем, даже при использовании самых современных технологий, экономически невыгоден и требует комплексного подхода, поскольку такой подход позволяет обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов. Затраты на утилизацию отдельных судов оказываются выше, чем доход от реализации металлолома.
Есть также ряд региональных проблем, мешающих эффективно заниматься подъемом затопленных в Авачинской губе судов. В силу климатических условий работать в акватории возможно только 7 месяцев в году — с апреля по ноябрь. Кроме того, значительная часть акватории бухты является территорией военно-морской базы, доступ на которую требует специального уровня допуска к государственной тайне. В связи с чем организации, занимающиеся подъемом затонувших судов, просто не могут попасть к месту проведения работ. Также часть судов принадлежит Министерству обороны Российской Федерации, и их подъем требует специальных дополнительных согласований.
7. Что об этом думает наше правительство?
Проблема ликвидации накопленного экологического ущерба в Авачинской губе неоднократно рассматривалась на совещаниях высокого уровня, проводимых в г. Петропавловске-Камчатском.
Так, еще в октябре 2010 года было проведено совместное выездное заседание Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды и Комиссии Совета Федерации по морской политике, на котором рассматривался вопрос "Об экологическом состоянии припортовых морских акваторий России и мерах по их оздоровлению".
Кроме того, в сентябре 2012 года на Региональном совещании Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" данная проблема рассматривалась в рамках вопроса о состоянии и мерах по ликвидации накопленного экологического ущерба водным объектам Дальневосточного региона.
Решениями означенных совещаний рекомендовалось Минприроды России ускорить разработку проекта ФЦП "Экологическая безопасность России (2012-2020 гг.)" с выделением отдельной подпрограммы по созданию системы очистки и предотвращению загрязнения акватории портов. В качестве первоочередных объектов предлагалось включение в данную подпрограмму мероприятий по очистке акватории Авачинской бухты от накопленного экологического ущерба.
8. Какие суммы придется потратить бюджету?
Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края в 2013 году в целях подготовки плацдарма для реализации проекта по очистке акватории Авачинской бухты от накопленного экологического ущерба в рамках ДКЦП "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Камчатском крае на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением правительства Камчатского края от 24.10.2012 № 488-П, за счет средств краевого бюджета осуществлено финансирование и приемка работ по следующим темам:
- "Комплексная эколого-экономическая оценка накопленного экологического ущерба на территории Камчатского края, нанесенного в результате прошлой хозяйственной деятельности, разработка комплекса мер по его ликвидации", в рамках которой выполнена предварительная оценка накопленного экологического ущерба в акватории Авачинской бухты (в сумме 3 млн руб.);
- "Разработка технического задания и сметной документации для разработки проектно-сметной документации на очистку Авачинской губы (бухты) от накопленного экологического ущерба" (на сумму 0,36 млн руб.).
Благодаря совместной работе правительства Камчатского края, Законодательного собрания Камчатского края, пилотный проект от Камчатского края "Реабилитация Авачинской бухты" распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 № 2462-Р включен в комплекс первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности. Сумма федерального финансирования (на 1 этапе) – 50 млн руб.
Функции заказчика по управлению и реализации вышеуказанного мероприятия возложены на федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды".
О результатах реализации мероприятия Минприроды России должно представить до 1 апреля 2016 года доклад в правительство Российской Федерации.
9. Что планируется сделать в ближайшее время?
Реализация вышеуказанного пилотного проекта позволит разработать программу и проектно-сметную документацию по очистке всей акватории Авачинской губы (бухты) от затопленных судов и их фрагментов, а также по очистке прибрежных донных отложений от заиленных линз нефтепродуктов, ликвидация накопленного экологического ущерба от несанкционированного размещения металлолома (3 затопленных судна в районе мыса и бухты Сероглазка), в том числе на путях миграции и прохождения на нерест лососевых видов рыб и путях миграции морского льва — сивуча, объекта животного мира, занесенного в Красную книгу Российской Федерации.
10. Известны ли хозяева затопленных судов?
Совместно с Управлением Росприроднадзора по Камчатскому краю и Камчатской транспортной прокуратурой проделана огромная работа по установлению владельцев судов, сбору материалов для предъявления к ним требований по очистке бухты от брошенного имущества. Многие из плавсредств подверглись разделке на металлолом, в результате чего в воде остались их фрагменты (части корпусов, надстроек), некоторые суда лежат на значительной глубине.
Сегодня практически все собственники затопленных судов установлены, по ним проводится работа совместно с Камчатской межрайонной природоохранной и транспортной прокуратурами. К отдельным собственникам применены меры административного воздействия, выданы предписания о подъеме судов, приняты судебные решения.
11. Какие именно решения?
Камчатская межрайонная природоохранная прокуратура в течение нескольких лет последовательно добивается очистки акватории Авачинской губы от затонувших промысловых и иных судов. По всем до настоящего времени не поднятым объектам имеются судебные решения, вынесенные по искам прокуратуры, либо собственники самостоятельно принимают меры к их подъему (в том числе, с применением мер административной ответственности).
В 2011 году суды Камчатского края удовлетворили первые заявления Камчатской природоохранной прокуратуры по подъему 18 затопленных судов, в 2010-2014 годах — удовлетворены заявления Камчатской транспортной прокуратуры по подъему 7 судов.
В 2014 году по искам природоохранной прокуратуры в судебном порядке возложена обязанность по подъему и удалению 40 затонувших плавсредств. Все заявления рассмотрены, удовлетворены и в настоящее время находятся на исполнении.
Так, 16 декабря 2014 г. Петропавловск-Камчатский городской суд удовлетворил иск Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры о возложении обязанности на ООО "Гранит" поднять и удалить из акватории Авачинской губы (бухта Ильичева) неразделанный судовой лом общим весом более 1,7 тыс. тонн.
12. Платят ли они штрафы?
Платят. Хотя нужно признать, что меры административного наказания малоэффективны в виду незначительных налагаемых сумм – на индивидуальных предпринимателей от 3 до 10 тыс. рублей, а на юридических лиц от 30 до 100 тыс. рублей. В этой связи, полагаем, что необходимо ужесточить административное наказание за данный вид правонарушений.
Подготовил Ренарт Фасхутдинов