Говорят, что война не закончена, пока не похоронен последний солдат. Работа у поисковиков в полях, где 70 с лишним лет назад кипели страшные сражения, тяжелая — лопатами перепахать центнеры сырой земли, найти останки и артефакты, идентифицировать их, разыскать родственников и т.д.
Но смеем предположить, что тем историкам и энтузиастам, которые ведут поиск судов и кораблей, покоящихся на дне Черного, Балтийского или Баренцева моря, приходится еще тяжелее. Здесь лопатами не обойдешься — даже для того, чтобы просто определить место, где они могут лежать, требуется специальная техника. А уж если речь заходит о том, чтобы исследовать эти останки...
В России уже почти 15 лет действует поисковый проект "Поклон кораблям Великой победы". Если быть совсем точными, то это проект международный, поскольку на борту кораблей были многонациональные экипажи, потомки которых сегодня живут в отдельных постсоветских государствах.
|
Проект "Поклон кораблям Великой Победы" |
Проект важный, сложный, успешный — но странное дело, о нем мало кто слышал. Его участники находят затонувшие подлодки и корабли, изучают их, организуют воинские почести, чтобы почтить память погибших. Но информации в СМИ об этом — кот наплакал. Чтобы исправить эту ситуацию, в середине марта 2019 г. в Москве была проведена специальная пресс-конференция, на которой руководители проекта рассказали о том, что ими сделано за прошедшее время и продолжает делаться сегодня.
Найти и почтить память
— С 2005 года команда, которую я имею честь возглавлять, занимается поиском кораблей и судов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мы начинали с Черного моря, а в последние несколько лет, с 2012 года, достаточно плотно работаем на Балтике. Председателем координационного совета нашей экспедиции является депутат Государственной думы, генерал армии Николай Дмитриевич Ковалев, научное руководство ведет военный историк Мирослав Эдуардович Морозов. А вместе с ними работает огромная команда людей, которые в простой жизни занимаются каждый своим делом, — с такой преамбулы начал свое выступление на этой пресс-конференции глава международного подводного поискового проекта "Поклон кораблям Великой Победы" Константин Богданов.
|
Константин Богданов / Кадр из трансляции пресс-конференции |
С поисковиками, которые работают на земле, кстати, сотрудничают очень активно — задача-то общая. Богданов даже привел наглядный пример такого взаимодействия с комплексной экспедицией "Гогланд", которая ведет масштабное изучение внешних островов Финского залива. Когда была обнаружена на дне Балтики подводная лодка С-9, ребята из "Гогланда" помогли сделать перевод материалов вахтенного журнала коменданта острова Большой Тютерс. Там и была найдена информация о том, что 13 августа 1943 года вблизи этого острова зафиксировали три взрыва. Один из них и привел к гибели С-9. Таким образом была установлена точная дата и время гибели этой лодки.
Но найти корабль и установить обстоятельства его гибели – это только часть задачи. Дальше в обязательном порядке участники проекта "Поклон кораблям Великой Победы" проводят церемонию увековечивания памяти погибшего экипажа. Если лодка обнаруживается в российских территориальных водах, то в море выходит корабль ВМФ для отдания воинских почестей.
— Хочется отметить, что такое взаимодействие с Министерством обороны, с командованием Западного военного округа, с Ленинградской военной базой позволяет поднять на совершенно новый уровень те результаты, которых удается нам добиваться в рамках поисковых экспедиций. Естественно, по итогам каждой экспедиции готовится поисковый отчет, который направляется в Минобороны, чтобы соответствующая братская могила была внесена в соответствующие реестры, — рассказывает Константин Богданов.
|
Проект "Поклон кораблям Великой Победы" |
Плюс семнадцать субмарин
Тему продолжил военный историк Мирослав Морозов. Как он пояснил, Балтийский флот в годы Великой Отечественной войны потерял 46 подводных лодок. Более половины из этих лодок, 24 единицы, пропали без вести. И никто до недавнего времени не знал ни места, ни обстоятельств гибели, ни прочих подробностей. Лишь в конце 1990-х три подводные лодки были найдены в зарубежных водах иностранными дайверами. Но судьбы еще 21 субмарины оставались неизвестным.
— В справочниках каждой из этих лодок была придумана предположительная история гибели: где, когда и как она могла погибнуть, но очень многие из этих историй были составлены без знакомства с оригинальными документами. Не только с документами противника, но и в том числе документами из собственных архивов. Потому что мы знаем, что в советский период, к сожалению, доступ к архивам был очень сильно ограничен. Все архивные дела по Великой Отечественной войне до 2007 года, когда был соответствующий указ президента, находились на секретном хранении. И получить что-то оттуда для осознанной, целенаправленной поисковой работы, которая ведется сейчас, было практически невозможно, — вспоминает историк.
|
Мирослав Морозов / Кадр из трансляции пресс-конференции |
За время работы проекта "Поклон кораблям Великой Победы" ситуация кардинально изменилась — было найдено еще семнадцать пропавших подлодок! А ведь это не просто семнадцать кораблей, это еще и почти семьсот человек, которые находились на их борту и о которых родные и близкие долгие годы не имели никакой информации.
— Буквально вчера на меня через социальные сети, правда, не по Балтийскому флоту, а по Северному флоту, вышел сын штурмана подводной лодки Щ-121, которая пропала без вести в ноябре 1942 года. Она еще не найдена, и перспективы нахождения лодок на севере вообще очень туманные, поскольку это территориальные воды Норвегии, члена НАТО. Только вчера я запрашивал, что есть нового, какие обстоятельства стали известны о лодке, на которой погиб его дед. То есть эта работа востребованная, она святая и она несет в себе огромный патриотический и мировоззренческий заряд. Не побоюсь этих высокопарных слов, — говорит Мирослав Морозов.
Какие подлодки осталось найти на Балтике?
А дальше участники проекта рассказали, какие исследования они ведут прямо сейчас. В ходе последней экспедиции 2018 года ими был обнаружен подводный объект, который в течение зимы они старались идентифицировать. Выводы следующие: по всей вероятности, этим подводным объектом является лодка Щ-308. Почему именно она? К сегодняшнему дню остались ненайденными только две "Щуки", и они конструктивно отличаются друг от друга. На лодке Щ-302 было одно 45-миллиметровое орудие, оно располагалось впереди рубки. А на Щ-308 таких орудий было два — впереди и позади. Так вот, на сонограмме найденной подлодки видно кормовую пушку. Значит, это именно Щ-308.
|
Проект "Поклон кораблям Великой Победы" |
В нынешнем сезоне планируется заняться поисками подводной лодки М-96. В 1944 году она была послана для атаки немецких дозорных кораблей в Нарвский залив и, к сожалению, на переходе, 7 сентября 1944 года, по всей вероятности, погибла на мине. В архивах найдены документы, на основании которых можно полностью воспроизвести рекомендованный курс ее выхода на позицию.
— Возможно, уже в самом начале навигации этого года, мы станем свидетелями еще одной исторической сенсации и вычеркивания белого пятна из истории нашего подводного флота, — выразил общую надежду Мирослав Морозов.
Кроме того, поисковики хотят, наконец, обнаружить и подлодку М-98. Она пропала без вести в боевом походе в ноябре 1941 года.
— Долгое время считалась погибшей при проводке нашего конвоя на Ханко, но есть свидетельства из немецких документов, что через два дня после своей так называемой гибели она атаковала торпедами в Таллинской бухте немецкое судно. Это доказывает, что лодка не погибла 13 ноября 1941 года. После торпедной атаки, полностью разрядившись, малютка должна была повернуть на базу, и могла подорваться на минном поле, которое немцы создали для того, чтобы блокировать путь нашему флоту, прорывавшемуся из Таллина в Кронштадт. По всей видимости, в пределах этого минного поля она сейчас и находится, — пояснил историк.
|
Проект "Поклон кораблям Великой Победы" |
Еще одна лодка, которую ищут поисковики, это Щ-301, погибшая в ходе Таллинского перехода. С нее были спасены люди, но саму субмарину на протяжении многих лет, несмотря на наличие архивных материалов, описывающих ее гибель, найти не удается.
Наконец, в числе пропавших без вести числится и подводная лодка "Калев" с очень интересной судьбой. Это эстонская субмарина, которая вошла в состав советского флота после присоединения Эстонии. Была построена в Англии, частично на народные пожертвования. Однотипный с ней корабль "Лембед" в настоящее время находится в Таллине в качестве корабля-музея, а эту подлодку уже более 10 лет ищут эстонские экспедиции, но никак не могут найти.
Материалы по теме:
Из-под воды достанут (интервью с подводным археологом Михаилом Копейкиным)
"Можем повлиять на водолазный рынок труда" (об учебной программе по подготовке водолазов)