"Наших выпускников можно встретить везде..."

Из этих стен вышло немало капитанов, которые работают сегодня на грузовых, пассажирских и круизных судах по всему миру. Волжский государственный университет водного транспорта на протяжении 87 лет продолжает оставаться одним из ключевых звеньев в цепи подготовки судоводителей. О том, как это происходит сегодня, нам рассказывает ректор ВГУВТ Игорь Кузьмичев.

Одна из самых актуальных на сегодня новостей в сфере отечественного судоходства это первый рейс круизного теплохода "Князь Владимир", прошедшего по маршруту Сочи — Новороссийск — Ялта — Севастополь — Сочи. На борту лайнера помимо пассажиров были студенты-практиканты Волжского госуниверситета водного транспорта. Какие впечатления от рейса?

– Да, 11 июня круизный лайнер "Князь Владимир" отправился в первый пассажирский рейс по маршруту, соединившему побережье Кавказа и Крыма. Напомню, что этот проект реализуется во исполнение поручения президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о восстановлении регулярного круизного сообщения в Черноморском регионе. Оператором круизного сообщения выступает ООО "Черноморские круизы", учрежденное ФГУП "Росморпорт".
 
Глава Росморречфлота Виктор Олерский вручает ректору ВГУВТ Игорю Кузьмичеву знак "Почетный работник речного флота" / ВГУВТ

Вы уже обрисовали маршрут, но я добавлю подробностей, это позволит точнее представить, чем был насыщен этот рейс. Недельное путешествие стартует и заканчивается в Сочи. Предусмотрено посещение города-героя Новороссийска. Двухдневная стоянка в Ялте дает возможность туристам познакомиться и полюбоваться достопримечательностями южного берега Крыма. Целый день участники путешествия проводят в городе русской морской славы Севастополе, на территории которого расположен и древний Херсонес, где князь Владимир с дружинниками в 988 году принял обряд крещения.

Так что для двенадцати студентов факультета судовождения ВГУВТ это стало уникальной возможностью получить профессиональные навыки, а заодно и пройти по интересным туристическим маршрутам Черного моря. Такая практика – важное событие.

В рейс отправились студенты, имеющие успехи в учебе, обладающие ответственностью и целеустремленностью. Это тот минимум качеств, который позволит в перспективе начать работу в штатных должностях с достойной заработной платой. Отзывы, которые присылали наши практиканты в пресс-службу университета, показывают — эмоции у всех зашкаливают, впечатлений масса. Главное, что все смогли не только насладиться красивыми морскими видами, но и приобрести первый опыт флотской жизни.

На каких еще кораблях и судах студенты проходят плавательную практику? Какой опыт имеют к моменту выпуска?

– По окончании первого курса студенты ВГУВТ проходят шлюпочную практику на волжской учебно-экспериментальной базе в районе поселка Подновье, ознакомительную практику на речных судах и тренажерную подготовку на учебно-тренажерном судне "Академик".
 
Практиканты ВГУВТ на борту парусника "Херсонес" / ВГУВТ

После второго курса их ждет практика на судах внутреннего и загранплавания. К моменту окончания третьего курса студенты имеют все необходимые рабочие документы и сертификаты и направляются на производственную практику на штатные должности матроса (кадета) или рулевого на отечественные и иностранные суда.

Старшекурсники проходят преддипломную практику и к моменту окончания вуза обретают морской плавательный ценз не менее 12 месяцев, речной не менее 8 месяцев. Это позволяет им получить рабочий диплом вахтенного помощника капитана и занимать командные должности на морских и речных судах.

Насколько я знаю, в этом году ваши студенты смогли пройти практику на борту наконец-то отремонтированного парусника "Херсонес".

– "Херсонес", как вы знаете, был построен в 1987 году в Гданьске. После развала Советского Союза он достался Украине и с 2006 года находился на отстое в порту Керчь. В 2014 году фрегат получил статус учебного парусного судна в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта. После ремонта он принимает на практику курсантов подведомственных Росморречфлоту вузов.

Нашим второкурсникам выпало увлекательное двухмесячное плавание под парусами. Началось оно в порту Новороссийск, а продолжилось на просторах Черного моря с заходами в порты Севастополь, Ялта и Сочи. Во время практики студенты получили плавательный ценз, необходимый для дальнейшей работы по специальности. Им прочитали курсы лекций по предметам "Навигация", "Технические средства судовождения" и "Теория устройства судна". Кроме того их научили соблюдать флотскую дисциплину, работать в команде, драить палубы, управляться с парусами.
 
Светлана Фильченко на борту парусника "Херсонес"  ВГУВТ

Кстати, в числе практикантов на "Херсонесе" среди двадцати ребят оказалась одна девушка — Светлана Фильченко. Она решила во что бы то ни стало добиться своей цели – стать капитаном или помощником капитана. История знает много примеров, когда женщины делали успешную карьеру на флоте, защищали нашу Родину на кораблях во время Великой Отечественной войны. Как рассказывала она во время торжественных проводов студентов на "Херсонес", этот рейс для нее не романтическая прогулка по морю с "селфи-палкой", а шаг к мечте — овладеть любимой профессией. Хотя, я думаю, впечатления от самого путешествия под парусами по городам русской воинской славы у нее останутся на всю жизнь!

ВГУВТ известен своим научным проектом "Экспедиция "Плавучий университет Волжского бассейна", который теперь проводится под эгидой Русского географического общества. Какие исследования ожидаются в этом году?

– Цель проекта "Плавучий университет" — комплексный мониторинг волжской экосистемы, пребывающей под мощным прессом промышленных и бытовых загрязнений. Изучать на достойном научном уровне крупнейшую реку Европы – задача не из легких. Мониторинг Волжского водного бассейна, на который приходится 50 процентов сельскохозяйственного и 45 процентов промышленного производства России, проводится регулярно, но, как правило, это локальные исследования. А мы продвигаем новый, комплексный подход к оценке экологического состояния вод Волжского бассейна. Ученые исследуют гидрологические (течение, волны), гидрохимические (загрязнение нефтью, металлами, солями, нитратами), и гидробиологические (фито- и зоопланктон) характеристики воды. Исследуют состояние берегов и лесов, которое влияет на водоток.
 
Экспедиция "Плавучий университет" / ВГУВТ

Нам хотелось связать как можно больше показателей и увидеть общую картину в динамике. К таким исследованиям подталкивает сама жизнь. Те, кто хоть раз был на Горьковском море, помнят неприятную картину — море "цветет", в воде порой каша из сине-зеленых водорослей. Они размножаются, выделяют токсины, способствуют развитию болезнетворных вирусов. Отмирая, эти водоросли поглощают кислород, из-за чего рыба погибает.

Я бы назвал этот проект самым значимым вкладом в мероприятия по возрождению Волги, из тех, которые мы наблюдали в Нижегородской области в Год экологии. В Горьковском водохранилище были обнаружены вихри, влияющие на распределение зон цветения водорослей, были испытаны уникальные приборы (трехчастотный радар для диагностики нефтяных и биогенных пленок, разработанный ИПФ РАН), обнаружены "переселенцы" из других экосистем, которые могут угрожать существующим видам планктона. В этом году экспедиция расширяет географию исследований, кроме Горьковского водохранилища ученые изучат Чебоксарское, а также малые реки: Кудьму, Шаву, Керженец и другие.

А как оцениваете в целом состояние Волги на сегодня с точки зрения экологии?

– Качество воды в Волге по гидрохимическим показателям можно оценить как умеренно-загрязненное. На отдельных участках водохранилища — например, у Юрьевца и Чкаловска — было зафиксировано повышенное в разы содержание нефтепродуктов. Мало кто задумывается, что массовая вырубка леса на берегах малых рек напрямую влияет на их обмеление, а значит — и на уровень воды в больших водоемах, которые они питают. К такому выводу пришли ученые экспедиции.

Кто участвует в нынешнем "Плавучем университете"?

– В экспедиции принимают участие научные сотрудники и студенты Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ), ИПФ РАН, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, МГУ им М.В. Ломоносова, НГПУ им. К. Минина, учреждений Росгидромета и других организаций-партнеров.
 
Конференция по поводу открытия экспедиции "Плавучий университет - 2017" / ВГУВТ

Вернемся к образовательной тематике. Что сегодня происходит с набором студентов? Какие направления популярны?

– Самый высокий конкурс на бюджетные места наблюдается на факультете судовождения. Популярностью пользуются и другие инженерные специальности. Охотно идут на специальность "Технология транспортных процессов", она сочетает в себе экономическую и инженерную направленности. Одна из самых востребованных специальностей нашего вуза — "Кораблестроение".

Мы активно сотрудничаем с Зеленодольским заводом им А.М. Горького, который является одним из лучших и ведущих предприятий отрасли. Наладили связи с заводом "Залив" из города Керчи. Ежегодно на одного выпускника приходится до шести заявок от работодателей. Студенты выезжают на производственную практику на эти заводы и знакомятся с особенностями профессии уже со студенческой скамьи. Процесс проектирования судов становится международным, поэтому наши студенты осваивают новые проектные технологии и программные комплексы, например "CADMATIC 3D".

Хотелось бы обратить внимание на большие скидки, до 34 процентов, которые мы предоставляем различным категориям абитуриентов, поступающих в наш вуз на платной основе.

Как и где ведете подготовку к приемной кампании?

– Около месяца назад, 30 июня, в преддверии Дня работников морского и речного флота Волжский государственный университет провел День открытых дверей. Более двухсот будущих речников и моряков собрались в приемной комиссии вуза, чтобы услышать полезную информацию для поступающих, посмотреть фильмы и видео-сюжеты о практиках в далеких морях, о работе на предприятиях отрасли.
 
Студенты ВГУВТ на плавательной практике / ВГУВТ

А вообще, сегодня те вузы, которые начинают профориентационную работу раньше, смотрят в будущее. У нас совсем недавно прошла первая рабочая встреча участников Приволжского проектного офиса "МариНет". Совещание было посвящено утверждению планов мероприятий и инструментов взаимодействия с организациями, осуществляющими свою деятельность по направлению "МариНет".

Эта программа предполагает развитие рыночных сегментов морской отрасли: цифровая навигация, развитие морской инфраструктуры, добыча и разведка ископаемых мирового океана, конкурентоспособные проекты в области судостроения. Офис также будет заниматься сквозным образованием, когда профориентационная работа по морским и речным специальностям будет вестись с самого раннего возраста.

Предполагается, что обмен компетенциями даст новый толчок для привлечения абитуриентов в вузы — участники проекта.

В Приволжский проектный офис вошли Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева и Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, а также единственный морской вуз региона — Волжский государственный университет водного транспорта. Нижегородское детское речное пароходство и Морской клуб также будут принимать участие в работе проектного офиса.
 
Будущие судоводители / ВГУВТ

Какова статистика трудоустройства студентов после выпуска? Куда чаще всего идут работать выпускники ВГУВТа?

– Статистика трудоустройства наших выпускников за последние годы остается достаточно стабильной, несмотря на сложную ситуацию в экономике страны. Около 40% выпускников трудоустраиваются сразу по окончании университета. Казалось бы, находят работу менее половины выпуска, но здесь необходимо учитывать такие факторы, как призыв в Вооруженные силы РФ (по уровню ВО – 15% от выпуска) и продолжение обучения на следующем уровне образования – в магистратуре (ВО – 40%). Следует отметить, что подавляющее большинство призванных в ВС – выпускники профильных "мужских" специальностей, наиболее востребованных на рынке труда, таких как "Судовождение", "Эксплуатация судовых энергетических установок", "Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики". По статистике, 90% этих выпускников после демобилизации приступают к работе по полученной в процессе обучения специальности.

Выпускники вышеперечисленных специальностей являются востребованными на рынке труда в течение последних 10 лет. Их охотно принимают на работу как отечественные, так и зарубежные судоходные компании, судостроительные заводы, отраслевые конструкторские бюро, БТОФ. Кроме выпускников этих специальностей, крайне востребованы выпускники, окончившие обучение по программе бакалавриата "Кораблестроение, океанотехника и СОМИ", за которыми выстраивается в буквальном смысле очередь отраслевых работодателей. Нельзя не отметить также специальность "Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования", выпускники которой в последние три года очень котируются на предприятиях оборонно-промышленного комплекса России.
 
Студентка ВГУВТ на борту круизного лайнера "Князь Владимир" / ВГУВТ

Выпускников нашего университета можно встретить в любой точке России — от Калининграда до Владивостока. Однако мы постоянно ищем новых потенциальных работодателей, стараемся предложить нашим обучающимся и выпускникам новые сферы трудовой деятельности. Так, в этом году мы начали работу с ООО "Черноморские круизы", открыв тем самым нашим студентам и выпускникам доступ к работе на новом для них виде флота – морских круизных лайнерах. Надеемся, что пассажирская линия Сочи – Крым, открытая по поручению президента Российской Федерации Владимира Путина, будет востребована туристами и наши ребята продолжат свою работу на т/х "Князь Владимир" в будущем в офицерских должностях.

Есть ли примеры выпускников, которые достигли особенных успехов в судоходстве или других смежных отраслях?

– Нашим ребятам есть с кого брать пример. Среди наших выпускников прошлых лет были люди, достигшие высоких постов и должностей: это и Сергей Кириенко – первый заместитель руководителя Администрации президента Российской Федерации, и директора крупнейших судостроительных заводов, судоходных компаний, и начальники надзорных госструктур.

Наши капитаны известны не только высоким уровнем профессионализма, но и моральными качествами. Имя Романа Лизалина, организовавшего и возглавившего операцию по спасению пассажиров затонувшего дизель-электрохода "Булгария", знает вся страна. Университет по праву гордится своими выпускниками и прилагает все усилия для того, чтобы нынешние студенты в недалеком будущем достойно несли звание выпускника ВГУВТ.

Вуз в последнее время присоединяет новые филиалы, реконструирует старые. Расскажите об этом подробнее.

– Федеральное агентство морского и речного транспорта и Республика Татарстан совместно займутся реконструкцией и развитием нашего филиала в Казани. Соглашение о намерениях по данному вопросу на полях Петербургского международного экономического форума подписали заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский и президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.
 
Проект кампуса в Казани / ВГУВТ

В рамках соглашения планируется создание современного учебного кампуса подготовки кадров для водного транспорта, который будет обеспечивать регион высококвалифицированными специалистами в области судовождения, эксплуатации судовых энергетических установок, электрооборудования и средств автоматики. Кроме того, правительство Татарстана окажет содействие в строительстве современного студенческого общежития вуза, работающего в республике с 1999 года.

Казанский филиал ФГБОУ ВО "ВГУВТ" является важнейшим региональным центром Волго-Камского бассейна и единственным вузом Республики Татарстан, который готовит специалистов для водного транспорта и судостроительных предприятий.

Еще в этом году в состав ВГУВТ войдут два новых филиала — в Уфе и в Рыбинске — на базе существовавших там ранее речных училищ, в них будет вестись на среднем профессиональном уровне подготовка специалистов по плавспециальностям.
Редакция благодарит за помощь в подготовке интервью Егора Гладышева, начальника отдела по связям с общественностью ВГУВТ

Материалы по теме:
"Судостроительная промышленность, атомная промышленность и нефтегазовый сектор – наши партнеры и помощники" (интервью с ректором СПбМГТУ Евгением Апполоновым)
"Нам важно не потерять инженерное образование на транспорте" (интервью с ректором ГУМРФ им. адмирала Макарова Сергеем Барышниковым)



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
КМЗ разработал контроллер управления якорно-швартовными устройствами
09:29 / пресс-релизы
рекламаПодписка 2025