– Наше машиностроительное предприятие начиналось с судовых двигателей. И мы продолжаем поступательно развивать это направление. Здесь представлена наша перспективная разработка – реверс-редукторная передача, спроектированная и изготовленная нами для нужд Министерства обороны. Она эксклюзивна тем, что один двигатель вращает два вала, два гребных винта. Редуктор гидравлический. Два винта позволяют легко манипулировать судном. Пускаешь винты в раздрай и судно разворачивается практически на месте. Обычно на буксирах используется два двигателя, наше решение может стать альтернативой. Каждый винт, каждый вал управляется отдельно, вне зависимости от другого. Реверс-система тоже полностью разработана нашими конструкторами и внедрена в производство.
В состав испытательного стенда входит рама и нагрузочный гидравлический узел. На нем установлен, как говорится, целиком и полностью, российский агрегат, состоящий из двигателя, редуктора, системы управления. В нагрузочный узел подается вода для имитации нагрузки работы винта. Стенд позволяет имитировать управление и режимы работы на судне, фиксировать характеристики установки.
Редуктор, обвязка двигателя, сама установка – это полностью наша идея. Редуктор – сложное изделие, он состоит из множества шестеренок, гидроцилиндров, разных валов и подшипников. Необходимо было сделать конструкцию компактной, чтобы сэкономить место в машинном отделении. И это нам удалось. Мы использовали двигатель Ярославского моторного завода.
– Как создавался двухвальный реверс-редуктор?
– В ТЗ заказчик поставил задачу создать агрегат с минимальными массогабаритными характеристиками. Он должен был обеспечивать необходимый упор и маневренность толкача. Так было принято решение использовать схему: один двигатель – два гребных вала.
Двухвальный реверс-редуктор с электромагнитным включением выпускается как гражданского назначения, так и для нужд Министерства обороны.
|
Двухвальный реверс-редуктор / Фото: Корабел.ру |
– А что это такое?
– Это остатки комплекта горловин для десяти обстановочных судов проекта 3052, которые производятся для "Речводпути". Заказчик "Морская техника". Они могут использоваться для питьевых и топливных цистерн, либо просто для обслуживания. Также для проекта мы полностью производим поставку пропульсивных комплектов: линии вала, дизельные устройства, подшипники.
|
Горловины для проекта 3052 / Фото: Корабел.ру |
Ниже вы видите фрезу для фрезерного модуля на земснаряд – устройство, которое сочленяется со снарядом и непосредственно рыхлит землю. Эти насадки разрыхляют дно, затем пульпа всасывается в устройство, и насос поднимает ее наверх. Земснаряд проекта компании "Стапель", а все дноуглубительное оборудование спроектировано и произведено ГЦКБ "Речфлота". "Стапель" использует наше оборудование для своих проектов.
|
Фреза для земснаряда / Фото: Корабел.ру |
За 2020-й год мы сделали для Ярославского судостроительного завода три комплекта дноуглубительных устройств. Они состоят из фрезерных модулей, различных насадок, свайных устройств с кареткой. Сейчас подготовили два новых комплекта для ССК.
|
Фрезерный модуль для земснаряда, на который крепится фреза / Фото: Корабел.ру |
Раньше дноуглубительные устройства производила "Гидромеханизация", но с учетом того, что предприятие ушло в небытие, сегодня этим заняты мы. Все технологические операции отработали сами, внедрили некоторые новинки и начали выпуск сварной металлоконструкции с гидромотором компании Poclain Hudraulics. Один такой мотор стоит порядка 6 млн рублей. В итоге получается установка длиной около 25 метров. Мы оснащаем комплекты гидростанциями, которые обеспечивают работу всей системы.
– Почему сделали выбор в пользу французской гидравлики, искали ли российские аналоги?
– Из-за сжатых сроков поставки было принято решение идти по отработанному варианту. А это был Poclain.
|
Гидромотор Poclain (желтого цвета) на фрезерном модуле для земснаряда / Фото: Корабел.ру |
Здесь размещены 20 натяжных 40-тонных барабанов для "Морской техники". На сегодня комплект готов.
Ещё одна наша специализация – это судовые двигатели, для них мы делаем реверс-редукторные передачи. Для производственных нужд мы создали участок термообработки. Здесь совершается несколько операций – цементация, отпуск, закалка, калка. Весь технологический процесс контролируется мастерами-профессионалами своего дела и оборудованием, которое здесь есть. Участок термообработки начал работать год назад. Здесь происходит обработка деталей. Если требуется цементация – детали закладываются в ящик, он полностью герметизируется, и происходит процесс цементации. Это позволяет повысить твердость стали, улучшить ее химические свойства. Под воздействием температуры мягкий металл становится твердым, как стекло.
На этом фрезерно-обрабатывающем центре происходит обработка крюков для гака буксирного (проекта 3052). Комплект поставки 10 штук. Это новая разработка, специально спроектированная под конкретный заказ, аналогов в России точно нет. Изделие будет большое с электрической отдачей. Это только начало сборки. Добавится система отдачи, амортизирующая пружина.
|
Обработка крюка для гака на фрезерном обрабатывающем центре / Фото: Корабел.ру |
Такой обрабатывающий центр стоит около 15 млн рублей. Он эксплуатируется у нас в 2-3 смены, производит большой спектр деталей. Программы для ЧПУ пишутся в техническом отделе. Сегодня там работает семь технологов, которые загружены большим объемом работы. Помимо подготовки программ для фрезерно-обрабатывающего центра, они прорабатывают вопросы, связанные с инструментом, технологиями, комплектацией другого нашего оборудования.
Вот два новых станка – токарный обрабатывающий центр и просто токарный станок с ЧПУ. Все оборудование, за исключением фрезерного обрабатывающего центра, взято в лизинг.
– Какое судовое оборудование вы производите для проекта 3052?
– На нашей верфи ведутся работы над тремя обстановочными судами. Для всей серии мы поставляем натяжные барабаны, буксирные гаки, валовые линии, кнехты и горловины. У нас имеется специальный испытательный стенд, рассчитанный на 40 тонн, а во время испытаний нагрузка составляет 80 тонн.
Натяжной барабан обвешивается различными датчиками – на растяжение, на разрыв, также проводится тензометрирование. После испытаний к нам приедет эксперт Российского речного регистра и, согласно программе испытаний, разработанной нами, будет принимать протестированные изделия.
– Расскажите поподробнее о тензометрировании...
– Это экспериментальный процесс, который позволяет измерить состояние конструкции под нагрузкой. На все зубья, на все части, которые находятся под напряжением, навешиваются специальные датчики и ведутся наблюдения, как будет металл реагировать. Он будет растягиваться, и малейшее перемещение частиц металла будет фиксироваться.
Испытательный стенд спроектирован нами самостоятельно и согласован с Российским речным регистром. Конструкция серьезная, фундамент очень глубокий, закопано несколько кубов бетона, чтобы ничего не выгнуло, не разорвало.
|
Испытательный стенд / Фото: Корабел.ру |
– Как проходит процесс испытаний лебедки?
– Она натягивается до предела, затем гидроцилиндр продолжит её растягивать. Показания давления переводятся в тяговое усилие. Сейчас измерения проводятся вручную, но мы уже приобрели измерительное электронное устройство, будем его монтировать.
|
Швартовая лебедка ЛУ-60 / Фото: Корабел.ру |
Вот лебедка швартовая ЛУ-60, которую очень любит "Морвенна", она рассчитана на 60 тонн.
– Планируете ли расширять конструкторский отдел ГК "Р-Флот" для решения инжиниринговых задач?
– Расширение конструкторского отдела – это сейчас основная задача, так как цели и задачи организации ставятся амбициозные.
– Сотрудничаете ли с какими-то инжиниринговыми компаниями?
– Да. Мы привлекаем их для решения специфических задач не из области судостроения.
– В какую сторону планируете расширять портфель продукции компании?
– Сегодня одно из перспективных направлений – это работа по специализированному дноуглубительному оборудованию. Ведутся переговоры с зарубежными партнерами по данной тематике.
– На какие критерии опираетесь при выборе технологического оборудования?
– В первую очередь важен функционал и опыт взаимодействия с компанией. Далее, цена и сроки поставки. Приоритет стараемся отдавать российским поставщикам. Перед заключением контракта обязательно проводится встреча "глаза в глаза".
– Каковы были первые шаги компании "Р-Флот. Машиностроение" и кто вошел в число первых клиентов?
– Первые клиенты были неразрывно связаны с теми проектами ГЦКБ, которые мы делали. Далее была решена сложная задача по разработке "под ключ" буксира с новым оборудованием, что дало сильный стимул для дальнейшего развития.
Подробнее о жизни компании можно узнать на их инстаграм-канале: https://www.instagram.com/p/CPnoApJlChz/?utm_medium=copy_link