Ежегодно организация "RINA" исследует мировой судостроительный рынок и создает рейтинг пятидесяти лучших судов разных классов и типов со всех уголков планеты. Называется рейтинг "Significant Ships of the year" ("Знаковые суда года"). И российские теплоходы уже не раз попадали в него.
Первый раз это произошло в 2004 году с головным танкером "Президент Гейдар Алиев" проекта 19619, построенным для "КАСПАРа" на заводе "Красное Сормово" (управляющая компания "
Группа компаний "Морские нефтегазовые проекты"). В 2007 году завод "Красное Сормово" опять в рейтинге с головным сухогрузным судном "Мирзага Халилов" проекта "Морского Инженерного Бюро" RSD17 для группы компаний "Палмали", а Волгоградский судостроительный завод - с сухогрузом "Иран Анзали" проекта RSD19 для иранской судоходной компании "Хазар".
Затем через год модернизированное судно "Zangezur" проекта 19619 тоже попадало в список знаковых судов.
В 2010 году завод "
Красное Сормово" опять в рейтинге с головным судном "Jeyhun" проекта 19900 для Службы морского флота Туркмении. Весь этот флот проектировало Волго-Каспийское ПКБ.
2012 год - очередное появление сормовского судна вместе с танкером
Невского ССЗ в рейтинге "RINA". Тогда событие широко освещали СМИ. Шесть лет назад в топ "RINA" были включены два головных судна проектов "Морского инженерного бюро" RST27 и RSD49 - "ВФ танкер-1" (завод "Красное Сормово") и "Нева-Лидер-1" (Невский ССЗ).
|
"НЕВА-ЛИДЕР 1" / "Невский ССЗ", ООО |
По условиям, принятым в организации, эксперты изучают только головные (для каждой верфи) суда, сданные в прошедшем году в эксплуатацию и признанные самыми инновационными и важными коммерческими проектами в мировом судостроении. Причем каждое должно быть либо ярким представителем своего типа судов, либо особо значительным.
В 2013 году в рейтинг "Знаковые суда" попали еще два судна проектов RST27 и RST25 - "СВЛ Либерти" (Херсонский судостроительный завод) и "Альметьевск" (
Зеленодольский СЗ им. Горького). В 2014 году - комбинированное судно - танкер - сухогруз "Балт Флот 1" проекта RST54 (
Окская судоверфь).
И наконец, в 2018 году Британское королевское общество корабельных инженеров внесло в рейтинг 50 лучших судов мира танкер "
Балт Флот 16" проекта RST27M, построенный в Нижнем Новгороде на заводе "Красное Сормово".
О проекте
Танкеры проекта
RST27M классифицируют как химовозы-продуктовозы смешанного "река-море" класса. Это самоходные наливные однопалубные суда с шестью грузовыми танками, двумя главными двигателями, двумя ВРК (с винтами фиксированного шага), дедвейтом около 5337/7875 т (река/море) класса "Волго-Дон макс". Проект разработало "Морское инженерное бюро".
"Балт Флот 16", как уже стало ясно по условиям оценки "RINA", является головным судном проекта. Подобные танкеры в России до него не строились.
|
Общее расположение судна проекта RST27M / Иллюстрация: "Морское Инженерное Бюро", ООО |
Характеристики проекта (таблица взята с сайта "МИБ"):
Танкеры проекта RST27M предназначены для перевозки нефти и нефтепродуктов плотностью от 0,7 до
1,015 т/м³, а также вредных жидких веществ наливом, в том числе требующих подогрева до температуры 60°C, без ограничения температуры вспышки паров. В одном рейсе обеспечивается перевозка трех сортов груза.
Концепцию судов подобного проекта можно сформулировать так: танкер с полным использованием габаритов ВДСК, коэффициентом общей полноты 0,932, увеличенной грузоподъемностью в море и в реке и стандартом прочности судового корпуса в море на уровне требований класса R2 РС, достаточной грузовместимостью при минимально возможной высоте борта, повышенной управляемостью в стесненных условиях, в шлюзах, каналах и на мелководье.
|
"Балт Флот 16" / Фото: "Красное Сормово" Завод", ПАО |
При реализации проекта танкерам RST27M значительно расширили спектр перевозимого груза. Помимо нефти и нефтепродуктов, может перевозить различные масла, спирт метиловый, эфир трет-бутиловый метила, эфир трет-бутиловый этила, этиленгликоль, растворы лигносульфоната кальция, этилацетат, гексан (все изомеры), октанол (все изомеры), раствор гидроксида натрия, толуол, раствор нитрата карбамида/аммония, ксилолы, ацетон, спирт этиловый, спирт изопропиловый, диэтиленгликоль, глицерин.
В научных работах генерального директора "Морского инженерного бюро" Геннадия Егорова, где рассказывается обо всех деталях создания и перспективах танкеров проекта RST27M, говорится, что в отношении технических решений на судах этого проекта было реализовано следующее:
- в соответствии с уже отработанными направлениями перевозок и оценкой возможных потерь ходового времени от простоев в ожидании погоды выбран класс РС R2, который позволяет безопасно эксплуатировать судно на переходах в Черном, Каспийском, Средиземном, Балтийском, Северным морях;
- в соответствии с накопленным опытом работы в Азовском и Каспийском морях принята ледовая категория Ice1;
- за счет роста высоты сечения (применение тронка) увеличена грузовместимость и снижены расходы в отечественных портах по модулю, обеспечив достаточную для выбранного класса общую продольную прочность без увеличения толщин подавляющего большинства конструкций в сравнении с минимальными толщинами Правил РС;
- сохранен коэффициент общей полноты 0,932;
- за счет применения полноповоротных винто-рулевых колонок (ВРК) обеспечена требуемая управляемость и ходкость;
- назначены одинаковые, по возможности, толщины стенок рамного и холостого набора и обшивки для обеспечения равной долговечности по износу;
- конструкции борта и днища спроектированы на восприятие эксплуатационных нагрузок, большинство которых считаются до сих пор "непроектными" (контакты с гидросооружениями, грунтом и т.п.);
- за счет рационального применения основного и рамного набора обоснованно (обеспечивая требуемую местную прочность и устойчивость) сохранены толщины настилов и обшивок на уровне минимальных;
- исключен набор в грузовых танках (наружный набор тронка, поперечные переборки с вертикальными гофрами);
- с целью увеличения фактической усталостной долговечности "гладкие" конструкции поясков эквивалентного бруса спроектированы с минимальным количеством технологических вырезов и приварышей, использованы рационально выполненные узлы пересечения связей и осуществлено плавное изменение площадей продольных связей корпуса по длине;
- за счет рационального распределения балластных и сухих отсеков в двойных бортах и двойном дне исключена продольная переборка в ДП, тем самым, снижена металлоемкость корпуса.
Суда удовлетворяют габаритам Волго-Донского судоходного канала и Волго-Балтийского пути.
Мнение проектанта
- В Significant Ships of 2017, - рассказывает
Геннадий Егоров, - были включены самый большой в мире контейнеровоз на 20170 контейнеров "MOL TRIUMPH", самое большое построенное в Италии 323-метровое круизное судно "MSC Seaside" на 5179 пассажиров, самое большое в мире девятипалубное судно ро-ро дедвейтом 28 тыс. тонн "Celine", уникальный арктический газовоз LNG "Кристоф де Маржери" и другие.
Этой чести был также удостоен и построенный в 2017 году заводом "Красное Сормово" головной танкер-химовоз концепта RST27M "Балт Флот 16", спроектированный "Морским инженерным бюро - СПб".
В своей публикации RINA отметила, что это новый танкер-химовоз-продуктовоз, который может работать как на море, так и на внутренних водных путях, характеризуется самым большим в мире для самоходного судна коэффициентом общей полноты 0,94 (при осадке 4,6 м), что позволило побить рекорд предыдущего проекта RST27 по дедвейту на 880 тонн - до 7900 тонн (увеличение на 12%) Это принципиально важно для работы в портах Азовского и Каспийского морей при сохранении уникальной грузоподъемности в реке (до 5400 тонн). Объем грузовых танков рассчитан на перевозку относительно легких нефтепродуктов Каспийского региона и поэтому увеличен за счет подъема тронка до 8970 м³. Кроме того, была обеспечена возможность перевозки трех сортов груза одновременно, в том числе химических грузов (растительные масла, спирты, эфиры, этиленгликоль, гексан, октанол, гидроксид натрия, ксилолы, ацетон, глицерин и пр.).
|
"Балт Флот 16" / Фото: "Красное Сормово" Завод", ПАО |
Главная тенденция второго десятилетия XXI века – строительство "сверхполных" грузовых судов для Единой глубоководной системы (ЕГС) России, а именно танкеров смешанного река-море плавания "Волго-Дон макс" класса с существенно увеличенной речной грузоподъемностью проекта RST27 и судов, созданных на их базе (танкеров-химовозов проекта RST27M, комбинированных танкеров-сухогрузов проекта RST54, сухогрузных судов проектов RSD59 и RSD79).
Принципиальной особенностью этой новой тенденцией является "расшитие" узких мест внутреннего водного транспорта за счет новых технических решений.
Другими словами, произошло увеличение провозоспособности за счет максимального использования фактических путевых условий (максимально возможные длина, ширина судна), а главное – за счет экстремально полных обводов, ранее не применявшихся в мировой практике при прекрасной мореходности и ледопроходимости и достаточной для работы вокруг Европы прочности.
Действительно, трудно не заметить, как с 2012 года были поставлены 56 "сверхполных" судов, еще 18 находятся в постройке (заказаны). Такие темпы и такая массовая серия были характерны для лучших периодов советского судостроения.
Говорит завод-строитель
Попадание "Балт Флота 16" в рейтинг "RINA" для завода "Красное Сормово" не дало никаких финансовых или титульных вознаграждений. Но коллектив предприятия тем самым подтвердил высокую квалификацию кадров и высокое качество выполненного заказа. И это немало - признание почетной и всемирно известной организации в отрасли.
Представители завода связывают внесение в топ-50 знаковых судов мира танкера-химовоза проекта RST27M с тем, что судно является головным в серии. По мнению завода "Красное Сормово", "Балт Флот 16" стал наглядным примером дальнейшего развития танкерного флота смешанного "река-море" плавания, сохранив все преимущества своих предшественников проекта RST27 при эксплуатации в реке, за счет развития тронковой палубы и увеличения осадки до 4,6 м. Из-за этого дедвейт в море достиг 7900 тонн. Следует отметить, что суда проекта RST27M из нефтеналивных танкеров перешли в класс танкеров-химовозов типа IMO2, что существенно подняло их вес на рынке морских и речных перевозок.
|
Строительство танкеров проекта RST27M / Фото: "Красное Сормово" Завод", ОАО |
Подчеркнем, что список "RINA" не имеет отдельных номинаций по морским судам, судам смешанного плавания и т.д. Все теплоходы, включенные в список знаковых судов года, круизные лайнеры, супертанкеры и прочие, имеют одинаковый статус - это суда, которые по своим эксплуатационным качествам, техническим решениям выделяются из других судов, построенных в конкретном году.
Сегодня строительство танкеров проекта RST27M завершено. Как отмечают представители завода "Красное Сормово", суда строились в соответствии с контрактами и срывов не было. Подчеркнем, что это самая большая серия танкеров, построенных в последние годы.
Немного статистики: всего построено с 2012 по 2018 года 42 судна проекта RST27 и 5 судов проекта RST27M, из них на заводе "Красное Сормово" 28 судов суммарно обоих проектов. Благодаря большой серийности, предприятие существенно снизило производственные издержки. Пока в портфеле сормовичей нет заказов на новые танкера.
"Балт Флот 16" полностью подтвердил правильность сделанного выбора"
Сейчас головное судно проекта RST27M эксплуатирует судоходная компания "БФ Танкер". Наша редакция не могла обойти стороной оператора героя материала. По словам генерального директора компании
Евгении Путрайм, "Балт Флот 16" - это первый танкер проекта RST27M, который является развитием проекта RST27, уже знакомый фирме "БФ Танкер" с положительной стороны и первый год эксплуатации нового танкера полностью подтвердил правильность сделанного выбора.
Евгения Александровна подчеркнула, что уникальность проекта RST27M как наследника проекта RST27 основана на его непревзойденных характеристиках при работе в рейсах с ограничениями по осадке. Дополнительно проект RST27M получил следующие основные улучшения: увеличенный объем грузовых танков, больший дедвейт в море, дополнительная сегрегация, кормовая выгрузка:
"Судно успело поработать на экспортных рейсах из внутренних водных РФ путей на Балтику, на экспорте Каспийских грузов в Черное и Средиземное моря, а также на перевозках пищевых масел между портами Черного и Средиземного морей. Основными клиентами являются крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании, нефтетрейдеры и агрохолдинги".
Стоит отметить, что срок окупаемости танкера проекта RST27M составляет более 10 лет. Плановые сроки ремонтов "Балт Флота 16" еще не подошли. А внеплановых ремонтов судно не требует.
Безусловно, для компании "БФ Танкер" это тоже знаковое событие, но, оказывается, составители рейтинга просто включают суда в список, без каких-либо оповещений. Это просто происходит "по умолчанию":
"Хотели бы обратить внимание, что в 2014 еще одно судно "БФ Танкера" вошло в список 50 лучших судов (Significant Ships of 2014) Британского Королевского общества корабельных инженеров (RINA − Royal Institution of Naval Architects).
И "Балт Флот 1", и "Балт Флот 16" являются флагманскими судами новых проектов (RST54 и RST27M соответственно). Наша компания поставила себе высокую планку при планировании судостроительной программы и выполнила все цели. Вхождение в список топ-50 дважды подтверждает инновационность наших решений.
В настоящий момент судостроительная программа успешно выполнена и следующим шагом для нас является последовательное улучшение качества, безопасности и коммерческий эффективности перевозок с применением передовых решений".
"Я принимал "Балт Флот 16"
Российский танкер в почетном рейтинге "RINA" повод для радости не только для завода и проектанта. Капитан Виталий Наумов принимал "Балт Флот 16" в эксплуатацию, хотя и не работал на нем.
-
Суда проектов RST27 и RST27M уникальны. Они начали строиться в 2000-х годах. Их оборудовали системой ВРК, что позволяет танкерам производить поворот на 360 градусов. За счет этого управляемость у судов на высшем уровне. Двигатели поставила компания "Wartsila": довольно неприхотливые машины. Оборудование представлено преимущественно импортное. Возвращаясь конкретно к "Балт Флоту 16" - это первый подобный химовоз в России такого класса. Он модернизированный, берет больше кубов груза, чем однотипные танкеры.
|
Фото: "Красное Сормово" Завод", ОАО |
По словам принимающего капитана, сначала "Балт Флот 16" работал на Волге, на севере страны. Сейчас, насколько известно, эксплуатируется на юге - в Средиземном и Черном морях. Ходит за границу.
- Я думаю, танкер попал в топ-50 знаковых судов по мнению "RINA" из-за того, что это первое модернизированное судно подобного класса. Он свежий, новый теплоход. При предъявлении в рейтинг инспекторами или заграничными портовыми властями не было выявлено каких-либо замечаний, - рассуждает
Виталий Наумов. -
Там балльная система. Если судно идеально проходит, то с ним сразу же заключают фрахтовые контракты такие крупные фирмы, как "Лукойл", "British Petroleum".
Он добавил, что при приеме танкера в эксплуатацию были зафиксированы незначительные замечания, но это обычная работа. На головных судах в серии постоянно исправляются все недочеты:
"Хочу подчеркнуть, что сейчас отечественное судостроение действительно на подъеме. Об этом свидетельствует и темпы строительства, и такие события, как признание "Балт Флота 16".
Материалы по теме:
Второй одесский герой - сухогрузное судно проекта RSD49 (статья о проекте RSD49)
Обновление отечественного флота. Суда проекта RST27 (статья о судах проекта RST27)
А Баба-Яга все ворчит и ворчит (размышления о современном флоте)