Во время нашей недавней поездки в Севастополь мы познакомились с почетным председателем Севастопольского Морского Собрания Виктором Кот. В городе он личность легендарная, так что пообщаться с ним было очень интересно. Видно, что за флот, за Севастополь, за морскую историю России и традиции флота он искренне болеет и переживает. А это всегда подкупает.
Но помимо эмоций, есть и реальные дела, которыми занимается как Севастопольское Морское Собрание, так и лично Виктор Павлович. Главный проект последних лет для него — это возрождение брига "Меркурий", копии того самого "Меркурия", что героически отличился в сражении с турками в 1829 году. Что такое спроектировать и построить в нынешних условиях большой деревянный корабль, мы можем оценить, поскольку в Санкт-Петербурге внимательно следили за строительством "Полтавы". А ведь "Меркурий" будет посложнее, поскольку он станет не просто стоечным судном, а будет использоваться как учебно-парусное судно с районами плавания А2, то есть с удалением от порта укрытия на 200 миль.
В общем, не будем сразу пересказывать то, что узнали из нашей беседы с Виктором Павловичем. Предлагаем вам самим прочитать все подробности в нашем интервью.
- На каком этапе сейчас находится строительство современной версии брига "Меркурий"?
- В прошлом году мы отметили 200 лет закладки брига "Меркурий" на верфи в Севастополе. Сейчас активно идет разработка эскизного проекта учебно-парусного судна бриг "Меркурий" коллективом исторической верфи "Полтава". Заказчиком, по моему мнению, должно быть Черноморское высшее военно-морское училище, поскольку бриг будет как учебно-парусное судно, 40 курсантов сможет брать, отвечает всем международным стандартам и требования Морского Регистра судоходства.
Цель не только построить бриг "Меркурий", но и возродить парусное судостроение в Севастополе, и, соответственно, создать верфь, которая потом будет обслуживать этот бриг. Потому что сегодня у нас, например, "Херсонес", который в Севастополе некому обслуживать парусное вооружение, рангоут, такелаж парусника - нет специалистов. Обслуживает петербургская Историческая верфь "Полтава" — из Лахты возят паруса, реи, стоячий и бегучий такелаж.
- Поэтому и цикл постройки два года? Нужна верфь, мощности создать...
- Вопрос даже не в этом. На сегодня, к сожалению, эта система неповоротлива, она требует именно такого цикла. Можно строить бриг и на верфи "Полтава", но все равно цикл такой — восемнадцать месяцев. Что делать, я не знаю. Посмотрите, как у нас долго строятся суда, корабли, лодки. В советские времена, когда я принимал суда на николаевском заводе, ежемесячно спускались на воду суда, корабли. 200 лет назад в Севастополе бриг "Меркурий" был построен за 15 месяцев (9.02.1819 - 07.05.1820).
- Расскажите поподробнее, как вообще возникла идея строить бриг?
- Вы помните историю брига "Меркурий"? В 1829 году в Черном море крейсировали корабли Черноморского флота, фрегаты "Рафаил", "Штандарт", бриги "Меркурий" и "Орфей". "Рафаил" — корабль-фрегат на восемь лет "моложе", с более мощным вооружением, и командир Стройников более опытный офицер, на десять лет старше Казарского, который ранее командовал "Меркурием". Но когда Стройников встретился с турецкой эскадрой, то "Рафаил" спустил Андреевский флаг и сдался туркам. И султану под окна этот "Рафаил" подвели как подарок. А через несколько дней турки ловят бриг "Меркурий". У "Меркурия" всего 18 карронад, а два турецких линейных корабля гораздо мощнее — у этих кораблей 195 пушек. И вот они, потирая руки, ждали очередной легкой добычи и возможности сделать очередной подарок султану. Но экипаж "Меркурия" принимает бой. Они этими карронадами отстрелили ватерштаг и другой такеллаж, соответственно, парусное вооружение, вышло из строя, и турецкие корабли легли в дрейф. Таким образом, бриг вышел победителем, вопреки всем военным законам, по которым он должен был быть потоплен.
Чтобы отметить профессионализм и силу духа экипажа, Николай I издает указ: "Во все времена по чертежам и подобию строить бриг "Меркурий". Не видя размерений брига, длина около 30, ширина - 9,5 метров, трудно оценить мужество, силу духа и подвиг лейтенанта Казарского и его экипажа.
- И как это к нашему бригу, который сейчас будем строить, как относится?
- К большому сожалению, за все эти годы бриг не был построен, этот указ не был исполнен. Называли другие корабли "Память Меркурия", например. Сейчас на "Северной верфи" строится корвет, тоже назван "Меркурием". Но это корвет, а не бриг! Поэтому когда я встречался с президентом России Владимиром Путиным в мае 2019 года на Малаховом кургане в Севастополе, мне было поручено доложить президенту о том, чтобы он поддержал строительство брига. И президент дал распоряжение № ПП-714 от 23.04.2019 о воссоздании брига "Меркурий". Верфь "Полтава" ведет большую изыскательную работу и готовит эскизный проект для строительтсва учебно-парусного судна "Меркурий".
- Они без финансирования это делают?
- Историческая верфь "Полтава" на идеях патриотизма разрабатывает эскизный проект брига "Меркурий". Конечно же, бриг из чистого дуба очень дорогой, как любой деревянный корабль, и уже не отвечает международным стандарта обеспечения безопасности мореплавания. Ведь та же "Полтава" построена по заданию как стоечное судно — буксиры оттащили, поставили и все. А у нас задача стояла создать корабль, который будет соответствовать аутентичным прочностным характеристикам и современным международным стандартамМАКО, сможет удаляться от берега на 200 миль. Поэтому конструкторы верфи "Полтава" закладывают стальной корпус и стальные шпангоуты, этим самым обеспечивают прочность корпуса, до ватерлинии обшивка идет стальная. И вот эта стальная обшивка создает аутентичность брига. Деревянные суда очень быстро подвергались разрушению за счет морских червей, которые въедались в древесину, поэтому подводную часть до ватерлинии зашивали медными листами. Мы зашили стальным листом и покрасим в цвет меди, а его надводный борт и палубы будут зашиты дубом. Более того, чтобы сохранить аутентичность толщины бортов, усилена конструкция шпангоутов, они будут шире, и через вырезы в шпангоутах пройдут трубопроводы общесудовых систем и кабельные трассы, то есть не будут видны изнутри корпуса брига. Внутренняя отделка помещений будет также выполнена из дуба.
- А ходить он будет только на веслах и парусах?
- Для маневренности и хороших ходовых характеристик под кормой у него будут два "Azipod" - движительные колонки, они же будут и рулевыми колонками. Мы сохраняем родной руль – это важный момент для курсантов. Далее, мы ставим якорь современный с брашпилем, но сохраняем родной адмиралтейский якорь с выборкой деревянным шпилем, на котором во время боя лежал пистолет для взрыва брига в случае невозможности одержать победу.
Также бриг сможет ходить под парусами и веслами.
- Курсанты будут на нем проходить практику?
- Мы добились того, что бриг в этом исполнении сможет принять на борт 40 курсантов. Отвечает всем международным стандартам, конвенциям по охране человеческой жизни на море, по охране окружающей среды. И может заходить во все порты Европы. У него на это будут международные сертификаты.
Курсанты смогут проходить морскую практику, парусную практику, гребную практику. Канониры, пушки — будут фейерверк. Инженерную практику механики также могут проходить, потому что будут дизель-генераторы, азиподы и другое конвенционное оборудование. Далее, могут проходить рулевую практику рулевого, стоять на руле - управлять бригом при помощи штурвала с штуртросным приводом - исторический руль. Это, поверьте, нелегкий труд рулевого матроса - управлять бригом засчет мускульной энергии.
На больших парусниках сдвоены два рулевых колеса и стоят по четыре человека на руле. Потому что надо за счет мускульной силы перекладывать и удерживать руль. А представляете, когда идет на волне, корабль поворачивается, какая нагрузка на перо руля! Она, как контрсила, передается на штуртрос, а штуртрос передает на штурвал. Поэтому колеса штурвала были большие, чтоб создать больший рычаг. И, соответственно, моряков по двое, по четверо ставили. На бриге предусмотрен один штурвал большого размера на одного или двух рулевых матросов.
Это что касается морской практики. Но есть еще и патриотическое воспитание. У нас в Севастополе памятник номер один - "Кзарскому. Потомству в пример", посвященный подвигу брига "Меркурий". На российском флоте за всю 300-летнюю историю только два корабля были удостоены кормового Георгиевского флага. Это линейный корабль "Азов" за победу в Наварине под командованием Лазарева. И за бой с двумя линейными кораблями бриг "Меркурий". Больше никто. Имея бриг, мы сможем не только давать практику морякам, но и проводить патриотическое воспитание. Сейчас готовится заседание комиссии по морскому наследию, которую возглавляет адмирал В.А. Попов. И меня туда пригласили с докладом по этой теме. Надеюсь, что вместе мы сможем ускорить процесс возрождения легендарного брига "Меркурий".
- А сколько примерно денег вы закладываете?
- По предварительным расчетам стоимость строительства учебного парусного судна бриг "Меркурий" с композитной конструкцией корпуса составит 600-700 миллионов рублей.
- А вы не пробовали с какими-то другими конструкторами общаться? Или нет смысла, потому что у вас готовый проект?
- Дело в том, что у нас никто не имеет такого опыта проектировать и строить парусники, как историческая верфь "Полтава". Понимаете, в чем уникальность верфи "Полтава"? Они строили корабль, а рядом судомодельные секции работали. Дети приходили, смотрели, строгали лодочки, строили модели кораблей. Так же надо и здесь, в Севастополе. У нас в Парк Победы два миллиона рублей зарыли, еще не закончили, в очистные сооружения два миллиона вогнали и найти сейчас не могут, а на бриг с поручением президента 600 миллионов мы не можем найти? Не следует забывать, что президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Севастополь объявлен патриотической столицей России, и бриг "Меркурий" станет мощным объектом патриотического воспитания молодежи.
- Каким вопросами, помимо исторического флота, вы еще занимаетесь?
- Я включен в рабочую группу, которой поставлена задача — строить суда для лова криля в Антарктиде и его транспортировки в Калининград. Они имеют класс ARC4 и способны ходить также Северным морским путем. Соответственно, смогут работать не только в Антарктиде, но и в Архангельске, Мурманске, Камчатке, в Охотском море, перебрасывать рыбу с Дальнего Востока в Европейскую часть России СМП.
В конце текущего года состоится совещание по программе "Криль" в Рыбхозе Российской Федерации (беседа с Виктором Котом прошла до этого совещания — прим. ред.). Цель – возобновить лов криля у берегов Антарктиды и его доставку, транспортировку на перерабатывающие мощности города Калининграда в данном случае. Для этого необходимы траулеры и многоцелевые транспорты класса ARC4, способные ходить у кромки Антарктиды, а также Северным морским путем для вывоза морских ресурсов с Дальнего Востока в Европейскую часть России.
Для рефрижераторов, которые обслуживают промфлот, очень важно учесть все потребности промысловых судов. Чтобы в то же время, когда он берет на борт груз от промыслового судна, одновременно мог давать ему топливо, воду, снабжение, взять на бакштов еще одного промысловика. При этом у него должна быть предусмотрена возможность выдачи топлива как с кормы, так и с бака, и с бортов. Иначе промысловик будет простаивать, что недопустимо. Он должен одновременно вести грузовые работы и получать снабжение. У нас были случаи, когда у одного борта стоит один рыбак, у другого — другой, на корме висит третий, берет топливо, а на носу — четвертый берет воду. И все одновременно работают. Я 45 лет в этой системе работаю, поэтому немножко знаю изнутри эти процессы.
Ну и добавлю, что есть еще одна тема, по которой идет работа. У нас налаживается взаимодействие с Сирией. Приезжал мэр сирийского порта Тартус, рассказывал, как с ними можно взаимовыгодно торговать. У нас есть паромный терминал. Мы можем обрабатывать траки. Есть у нас и рентген-контроль, таможенный пост. Вчера Севастополь был тупиком, а сегодня у нас трасса "Таврида", мост, у нас железнодорожное сообщение с материком. Поэтому я и предложил – давайте создадим российско-сирийскую судоходную компанию. У них санкции, у нас санкции, поможем друг другу. Единственное – с турками надо будет договориться. Если создать суда типа "река-море", класса "Волга-Дон-Макс" – так с ними можно ходить через Волго-Донской канал вплоть до Ирана. А это еще одна страна, которая находится под санкциями. Вспомним историю, в 1856-м году после Крымской войны было создано Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), обеспечившее торговое судоходство Причерноморья и давшее толчок в развитии Юга России после Крымской войны. Так что планы есть, они разнообразные. Будем надеяться, что все задуманное осуществится!
- Вы создаете вот определенный идеологический фронт, на котором постоянно идут бои. И он огромнейший! Причем здесь, в Крыму, это все не так просто. А зачем вы это все делаете? Вы же заслуженный работник отрасли, кандидат технических наук, почетный председатель Севастопольского Морского Собрания, коллекционер, могли бы уже жить достаточно комфортно и без вот этого.
- Счастье заключается не в том, что ты достиг какой-то высоты и успокоился, а в карабканье к очередной цели, которую поставил. Что касается моего хобби - коллекционирования морских артефактов, вот этой деятельности, которая выходит за рамки основной работы, вызванная желанием сохранить и защитить историю – 23 года мы жили в украинском городе российской морской славы Севастополе. На глазах цинично убивалась история российского флота. Ставили памятник Сагайдачному в противовес Ушакову — дескать, Сагайдачный не хуже Ушакова турок бомбил. Пытались переписать историю, пытались запретить нам говорить, мыслить и вести делопроизводство на русском языке. Фактически политые кровью склоны Сапун-горы отдавали под застройку дач частного домостроения. Равно как и окрестности 35-й батареи. То есть была задача любой ценой убить историю. А отсутствие истории – это отсутствие связи поколений.
Я никогда не думал, что стану коллекционером. Я просто выкупал у них все, что они пытались вывезти: книги, морские артефакты – все, что связано с историей российского флота. И на сегодня у меня большая коллекция именно про историю флота, которая, если бы я не оставил ее в Севастополе, ушла бы неизвестно куда. А так я могу все это показать, провожу выставки для кадет, юнг, курсантов и гостей города.
- Достояние республики.
- Я никогда даже не думал о том, чтобы остановиться. Бог дает информационную поддержку, физическую поддержку, ресурсную поддержку затем, чтобы что-то ты делал. И сегодня, конечно же, надо возрождать ту духовность, которая была в Императорском морском собрании, была в Севастополе. Я не хочу сказать, что сейчас ниже духовность, но при прочих равных условиях все-таки материальная составляющая сейчас имеет большой-большой перевес у современной молодежи и их надо в хорошем смысле перезагружать, вызвать "беременность" ума к новым духовным ценностям человеческого бытия.
Нас учили как? Прежде думай о Родине, потом о себе. Прежде чем один раз сказать о недостатках Родины, десять раз сделай, чтобы их не было. А сейчас — не успел что-то сделать, уже все критикуют: "То не так, это не этак". А что ты вообще сделал, чтобы этого не было? И пока мы такой менталитет не поменяем, мы все время будем догонять, догонять, догонять. А я стараюсь идти на опережение. Показываю пример служения флоту и Отечеству своей личной жизненной позицией.
За десять лет руководства Морским собранием мне удалось сделать очень многое. Даже в украинские времена, в 2011 году, мне удалось получить разрешение Городского Совета возродить полуденный выстрел в Севастополе, согласовать с командующими двух флотов флаг и шеврон Севастопольского Морского Собрания (двуглавый орел с императоским гербом Севастополя) освятить и прибить знамя к древу во Владимирском Соборе Херсонес офицерами и адмиралами двух флотов. Позже писали: "Эта церемония вогнала осиновый кол в боеготовность ВМСУ, отказавшись исполнять приказы стрельб в 2014 году.
- Виктор Павлович, а зачем вы восстановили Дом рыбаков?
- Я не восстанавливал Дом рыбаков, я помог ему вернуть историческое название – Дом культуры рыбаков. Во время "оккупации" он начал называться Украинский культурный информационный центр – УКИЦ. Потом в 2014 году его переименовали в КИЦ – культурно-информационный центр. Но, извините, для меня и для всех севастопольцев он был Домом культуры рыбаков с музеем рыбаков. А тут подходит сорокалетие его открытия. Мы включили всевозможные аргументы. Благо за годы работы в Морском собрании у меня сложились доверительные отношения с руководителями культуры и другими руководителями города. В итоге вернули историческое название – Дом культуры рыбаков. Сейчас идут большие ремонтные работы, реконструкция, и уже скоро он будет представлен в том же первозданном виде, с такой же аббревиатурой ДКР. ДКР строили у меня на глазах, у меня дочь выросла духовно в этом ДКР, занималась в танцевальном и музыкальном кружках.
- А у вас много детей?
- У меня четверо детей и трое внуков. Старшему сыну 43 года, он юрист. Старшая дочь - врач. Сейчас второй внук нахимовец, и он сказал: "Деда, я сразу оканчиваю нахимовское, иду в черноморское, становлюсь командиром корабля, затем ухожу на военную пенсию и к тебе приду капитаном торгового судна". Коля, говорю, ты так все быстро решил за меня и спланировал, что мне остается только пожелать тебе морской удачи!
А вот страший внук Александр - курсант первого курса Государственной Морской Академии имени С.О. Макарова судоводительского факультета, так что морская преемственность у меня есть, и это меня по-человечески радует и создает уверенность в продолжении моего дела. Удачи всем нам!
#Морозов Вадим Александрович 11.11.2020, 13:31Для обучения курсантов нужен современный корабль лаборатория с современными действующими механизмами ,кто задумался об обслуживании этого судна , он больше у причала будет стоять из-за проблем с техникой и деньги государственные высасывать , толку от этой затей не будет .
-1+
#Назаров Альберт Георгиевич 11.11.2020, 13:47Да никто ничего строить и не собирается. По крайней мере, не болтуны из "морского собрания" - им бы вынести флаг, произнести речи, попить водочки в узком кругу отставников, повесить друг другу юбилейные медальки... Есть ряженые казаки, а это ряженые адмиралы...
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+