Холодно, пасмурно, сыро... В такую погоду, видимо, и положено рождаться на свет ледоколам. Если обычным судам при спуске на воду желают чистого моря, то этим хозяевам Арктики предстоит работать в условиях дрейфующих льдов, суровых штормов и крепкого мороза. Так что порция ноябрьского дождя и пронизывающего ветра с Финского залива новорожденному ледоколу повредить не может — пусть привыкает сразу.
|
Проходная Выборгского судостроительного завода |
Непогода нынче в моде
В этот день фотографы особенно хмуро косились на стремительно мрачнеющее выборгское небо. Ладно, ветер и слякоть, но дождь, заливающий объектив, — это уже совсем никуда не годится. Но все остальные гости, прибывшие на верфь для участия в торжественной церемонии спуска, на погоду стоически старались не обращать внимания — под стать главному герою дня, ледоколу "Александр Санников", еще стоящему на полупогружной барже "Атлант". Скоро он отойдет от берега и впервые в своей жизни коснется водной стихии.
|
Сухопутный оркестр на торжественном спуске ледокола "Александр Санников" |
|
|
Сухопутный оркестр на торжественном спуске ледокола "Александр Санников" |
|
|
Сухопутный оркестр на торжественном спуске ледокола "Александр Санников" |
|
|
Сухопутный оркестр на торжественном спуске ледокола "Александр Санников" |
|
|
Сухопутный оркестр на торжественном спуске ледокола "Александр Санников" |
|
|
Сухопутный оркестр на торжественном спуске ледокола "Александр Санников" |
|
Ледокол — судно гражданское, работать будет на коммерческую компанию. Но без военного оркестра, пусть и не столь внушительного, как на спусках кораблей ВМФ, не обошлось. Ровно в 13.00 музыканты (или лучше сказать: военные?) взялись за инструменты, и зазвучал гимн России. Гости, находящиеся на трибуне, потянули вниз фирменные заводские каски, и в этот момент слегка накрапывающий дождь как назло усилился. Повезло будущей "крестной матери" ледокола, заместителю гендиректора "Газпром нефти" по корпоративным вопросам Елене Илюхиной. Она осталась в каске ВСЗ, которая, как выяснилось, полезна не только при прогулках по цехам.
|
Александр Соловьев, генеральный директор ПАО "Выборгский судостроительный завод" |
— Дорогие друзья, этот день наконец-то наступил, — первым взял слово директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев. — Я от всей души поздравляю всех корабелов, инженеров, конструкторов, поставщиков, подрядчиков, всех, кто принимал, принимает и будет принимать участие в дальнейшей достройке этого замечательного судна. Для любого судна — это важнейший этап, когда оно впервые соприкоснется с той средой, в которой ему предстоит работать. Я уверен, что у ледокола "Александр Санников" всегда будет семь футов под килем. Желаю ему счастливого плавания, а будущему экипажу — всего самого хорошего!
Не будем пересказывать все пожелания, которые один за другим, озвучивали в тот день стоящие на трибуне гости. Скажем лишь, что поздравить выборгских корабелов с этим важным событием приехали директор департамента маркетинга ОСК Дмитрий Пряхин, директор дирекции по крупным проектам "Газпром нефть" Денис Сугаипов, гендиректор компании "Морское инженерное бюро — СПБ" Геннадий Егоров, замдиректора Балтийского филиала Морского регистра Александр Русин, глава муниципального образования Выборгский район Ленинградской области Александр Лысов. Про "крестную мать" Елену Илюхину мы уже упоминали.
|
Геннадий Егоров, генеральный директор компании "Морское инженерное бюро — СПБ" |
|
Александр Лысов, глава муниципального образования Выборгский район Ленинградской области |
|
"Крестная мать" ледокола "Александр Санников" - Елена Илюхина |
Кроме того, верфь посетили представители поставщиков оборудования для ледокола, но к этой теме мы вернемся чуть позже.
"Сакральный" ледокол
В ноябре 2015-го на Выборгском судостроительном заводе было заложено ледокольное судно проекта Arc130A "Александр Санников", заказанное компанией "Газпром нефть" для обеспечения транзита сырья с Новопортовского месторождения.
Напомним, что проект "Новый Порт" для России имеет принципиальное значение — разведка показала наличие в 30 км от побережья Обской губы крупнейших на полуострове Ямал запасов жидких углеводородов. Причем нефть, которая там уже сейчас начала добываться, относится к категории низкосерных, превосходя по чистоте и наш сорт Urals, и даже европейскую марку Brent. "Газпром нефть" уже подсчитала, что реализация этого проекта даст к 2041 году в бюджеты всех уровней суммарные поступления в размере 1,7 трлн рублей. Всего через два года компания рассчитывает достичь уровня добычи в 6,3 млн тонн в год.
Все бы ничего, но сырье в условиях Новопортовского месторождения трудно добывать и не менее трудно вывозить. С первой задачей "Газпром нефть" справляется, задействовав последние технологии в области бурения. С логистикой — все непросто, учитывая, что система магистральных трубопроводов находится за 700 км от месторождения. Поэтому впервые в отечественной истории нефть от буровых платформ до потребителя будет доставляться исключительно морским путем — по Северному Ледовитому океану. И без ледоколов тут обойтись невозможно.
|
Денис Сугаипов, директор дирекции по крупным проектам компании "Газпром нефть" |
— Спуск "Александра Санникова" на воду я бы назвал не просто важным, но даже сакральным моментом, — не скрывал своих эмоций прибывший в Выборг на торжественную церемонию директор дирекции по крупным проектам компании "Газпром нефть" Денис Сугаипов. — Ему предстоит ответственная тяжелая работа во льдах российской Арктики. Мы с нетерпением ждем это судно в Обской губе для отгрузки нефти с одного из наших самых северных месторождений нефти — Новопортовского. Терминал по отгрузке нефти с Нового Порта начал работать в мае этого года. К этой дате мы шли семь лет. В целом в инвестиционный проект по разработке Нового Порта было вложено более 200 млрд рублей. Проект очень значимый. И ледоколы являются венцом проекта, его наиболее сложной части — морской логистики.
Обская губа, пояснил он, для мореплавания, мягко говоря, не самое простое место — это мелководье, сильные штормовые ветра, паковые двухметровые льды. В таких условиях танкерам очень сложно работать, каким бы ледовым классом они ни обладали. Нужен ледокол для того, чтобы проложить и поддерживать в идеальном состоянии каналы во льду, по которым танкеры смогут ходить самостоятельно. Вернее, не ледокол, а ледоколы — поэтому "Газпром нефть" заказала Выборгскому СЗ сразу два судна. Вторым станет "Андрей Вилькицкий", который будет сдан на пару месяцев позже своего собрата.
Кроме того, у судов будет еще целый ряд задач.
— Мы заказывали ледоколы многофункционального типа, которые смогут проводить спасательные операции, обеспечивать пожарную и экологическую безопасность. Все это воплощено в данном проекте. Спасательная функция — это не какая-то прихоть на всякий случай. У нас в данную минуту проходит операция по спасению танкеров, зажатых льдом в районе Сабетты. Так что, в принципе, это стандартная, рутинная, всегда актуальная работа. Поэтому нам и нужны сильные боевые машины, "трудовые лошадки", — заметил Денис Сугаипов.
Самый мощный неатомный
До стадии спуска на воду работа над первым ледоколом для "Газпром нефти" дошла спустя всего лишь год. Быстро? Не то слово! При этом нужно учесть еще и новаторский характер самого судна, и уникальные технические характеристики.
|
Ледокол "Александр Санников" |
Войдя в эксплуатацию в 2017 году, "Александр Санников" обретет статус самого мощного в России неатомного ледокола. Перечислим сразу основные его характеристики:
- класс — Icebreaker 8;
- мощность — 22 МВт;
- длина — 121,7 м;
- ширина — 26,0 м;
- осадка — 8,2 м;
- дедвейт — 3 400 т;
- скорость — 16 узлов;
- автономность — 30 суток;
- экипаж — 21 человек.
|
Александр Соловьев, генеральный директор ПАО "Выборгский судостроительный завод" |
— Это один из ключевых для нас проектов, — пояснил на церемонии спуска генеральный директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьев. — Мы постепенно "повышаем градус": долго строили суда ледового класса, потом усиленного ледового класса, а пять лет назад переориентировались на строительство именно ледоколов. Через шесть дней будет подъем флага на ледоколе "Новороссийск", крайнем в серии из трех ледоколов мощностью 18 МВт. А сейчас мы спускаем на воду двадцатидвухмегаваттный ледокол. Он станет самым мощным, самым современным дизель-электрическим ледоколом, который будет работать в российской Арктике.
На вопрос, в чем конкретно состоит "современность", глава верфи предложил повнимательнее посмотреть на сам корпус судна:
— Обводы корпуса необычны для традиционных ледокольных схем, потому что это судно не давит лед, а разрезает и фрезерует его. Именно из-за этого установлены, кстати, две азимутальные колонки в корме и одна в носу, за счет чего обеспечивается более чистый канал и более чистая вода под самим ледоколом. А это, в свою очередь, приводит к увеличению ледопроходимости.
Выходя с этим проектом на конкурс, объявленный "Газпром нефтью", руководство предприятия откровенно волновалось — не покажется ли заказчику такое решение неоправданно экстравагантным, не предпочтет ли бизнес иметь дело с многократно проверенной в "бою" стандартной схемой работы ледокола? Но "Газпром нефть" показала себя открытой для инноваций, доверив заказ Выборгу.
В пользу этого проекта сыграли, во-первых, успешные ледовые модельные испытания, а во-вторых, изрядно возросшая скорость, с которой завод в последнее время строит свои суда. О стремительном темпе, который взял и удерживает Выборгский СЗ, на церемонии спуска сочли своим долгом упомянуть с трибуны практически все высокие гости. Глава Выборгского района Александр Лысов, поздравляя завод, не удержался и добавил, что корабли он строит, как "горячие пирожки печет", один за другим.
И действительно, расслабляться верфи сейчас некогда — заказов в портфеле собрано на пять лет вперед, за местом на стапеле выстраивается настоящая очередь. Незадолго до этого был заложен портовый ледокол Arc124 по заказу "Атомфлота". Впереди — строительство сразу четырех траулеров для "Архангельского тралового флота", первый из которых должен быть сдан уже в 2018 году.
|
Сотрудники Выборгского СЗ |
|
|
Сотрудники Выборгского СЗ |
|
|
Сотрудники Выборгского СЗ |
|
|
Сотрудники Выборгского СЗ |
|
|
Сотрудники Выборгского СЗ |
|
|
Сотрудники Выборгского СЗ |
|
Слово поставщикам
В статьях и репортажах о спуске на воду судов в центре внимания обычно находится сама верфь. В ее адрес летят поздравления, ее работа подробно освещается. При этом за скобками остаются другие компании, которые тоже внесли свой — порой значительный — вклад в это события. Ведь ни одно судно не сможет выполнять свои задачи, если на него не будет поставлен набор необходимого оборудования, начиная от пропульсивных систем и заканчивая мостиком.
Мы решили нарушить традицию и воздать должное тем компаниям-поставщикам, которые принимали и принимают участие в создании ледокола "Александр Санников". Представители некоторых из них тоже побывали на спуске, и после церемонии мы взяли у них комментарии.
Ольга Одегова, директор по качеству компании "Валком":
— С Выборгским судостроительным заводом ООО "Валком" связывает давняя история партнерских отношений, которая началась в 1993 году с поставкой наших датчиков на судно "Капитан Миронов". С тех пор ни один значимый проект ВСЗ не обходится без нашего оборудования. Практика тендеров, используемая при закупках в последние годы на заводе, показала, что продукция нашего предприятия не только одобрена по своим техническим параметрам для Выборгского судостроительного, но и является конкурентоспособной по цене и качеству.
Наше предприятие развивалось параллельно с возрастающими потребностями, в том числе и Выборгского завода – мы прошли путь от поставок сигнализаторов и датчиков до систем автоматики сложного уровня и программного обеспечения. Все производится в России, в Санкт-Петербурге, где располагается наша компания. Наверно, поэтому нам так хорошо работается с ВСЗ: все рядом, нет проблем с оперативными решениями вопросов по пусконаладкам или технической поддержке.
Для ледокола "Александр Санников" мы поставляем и датчики, и элементы системы автоматики. Дополнительным преимуществом нашей продукции является то, что вся она одобрена Морским регистром судоходства для использования в условиях низких температур арктической зоны.
Мы работаем со всеми заводами России, но Выборгский судостроительный для нас особенный – всегда теплая доброжелательная атмосфера, высокий профессионализм на всех уровнях и во всех подразделениях. Нам нравится поддержка выборжанами старой морской традиции преемственности поколений: это формирует особый дух предприятия.
Конечно, мы будем и дальше работать вместе, тем более, что наши новые разработки – собственные компьютеры морского исполнения и расходомеры — также нужны заводу для использования в современных проектах.
Сергей Галкин, коммерческий директор компании "Диалог-техника":
— "Выборгский судостроительный завод уже более 10 лет является нашим стратегическим партнером. Важно, что Выборгский СЗ — одно из немногих на сегодня судостроительных предприятий, которые постоянно загружены заказами. Именно поэтому мы активно участвуем во всех объявленных заводом тендерах.
"Диалог-техника" является официальным представителем итальянской компании Garbarino”и польской компании "Doe" на территории России и стран СНГ. Для ледокола "Александр Санников" мы поставили:
1. Комплект насосного оборудования итальянского производителя Garbarino, которое отличается высочайшим качеством и идеально подходит для работы в тяжелых условиях Крайнего Севера (Северный морской путь). Насосы полностью соответствуют предъявленным техническим требованиям и были изготовлены и поставлены в рекордно короткие сроки.
2. Подогреватель пресной воды (санитарно-бытовые нужды), разработанный по индивидуальному заказу для ледокола Aker Arc130А (IBSV01), в полном соответствии с техническими требованиями заказчика. Отличительной особенностью является возможность работы подогревателя как от электрической сети, так и от пара. Производительность подогревателя – 300 литров горячей воды в час.
Спуск судна — это всегда грандиозное событие и большой праздник не только для завода-строителя, но и для всех участников, кто внес свою лепту. Поэтому хочется от лица компании "Диалог-техника" поздравить корабелов Выборга с удачным спуском уникального ледокола "Александр Санников"!
Алексей Желтов, менеджер по развитию бизнеса "Морское оборудование" компании "Альфа Лаваль":
- Участие в строительстве ледокола "Александр Санников" для нас очень важное и знаменательное событие. Мы, как поставщики, рады, что внесли свой вклад в создание такого уникального судна, способного работать в экстремальных условиях.
Компания "Альфа Лаваль" поставила на ледокол пр. Aker Arc130A "Александр Санников" следующее оборудование:
- систему обработки балластных типа PureBallast 3.1 производительностью 250 м3/час;
- опреснительные установки типа AQUA blue-C80-HW, производительностью 20 м3/сутки;
- центробежные самоочищающиеся автоматизированные сепараторы типа P636Flex, P626Flex, P615Flex;
- автоматизированную паровую котельную установку с паровыми котлами типа СНВ-3000, паропроизводительностью 2800 кг/час, и котлами-утилизаторами типа XW-173, паропроизводительностью 1710 кг/час.
|
Ледокол "Александр Санников" |
|
|
Ледокол "Александр Санников" |
|
|
Ледокол "Александр Санников" |
|
Материалы по теме:
Арктика ждет "Арктику" (о спуске на воду самого мощного в мире атомного ледокола "Арктика")