В дискуссии приняли участие генеральный директор ОСК Алексей Рахманов, статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин, генеральный директор АО "Трансмашхолдинг" Кирилл Липа, руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, депутат Государственной Думы, глава Всероссийского общества охраны природы Вячеслав Фетисов и другие. Модератором дискуссии выступил программный директор клуба "Валдай" Иван Тимофеев.
В своем выступлении Алексей Рахманов оценил сложившуюся в мировой морской торговле кризисную ситуацию и рассказал о перспективах судостроения в условиях санкций со стороны стран Запада и повышенного спроса на суда со стороны заказчиков.
По мнению Алексея Рахманова, источником финансирования новых программ судостроения мог бы быть переход российской морской торговли под национальный флаг: "Как только мы переводим нашу торговлю углеводородами с FOB (Free-on-Board) на CIF(Cost, Insurance and Freight), мы автоматически положим в российский бюджет 100 млрд долларов ежегодно. Как следствие, нас ждет необходимость создания национальных перевозчиков, и даже если сохранятся запреты на заходы в иностранные порты, появятся буферные зоны – мы же понимаем, что экономика, как вода, всегда проложит себе путь к цели"."Задача, которая сейчас стоит перед российским судостроением сейчас – это, конечно, достижение технологического суверенитета. Все то, что мы раньше называли локализацией и пытались реализовать через привлечение зарубежных инвесторов, пришло к тому, что нам больше не нужно рассчитывать на наших партнеров, которые громко вышли, хлопнув дверью, а теперь обратно стучатся в калиточки и форточки. Но стратегически рассчитывать на них нам скорее всего не придется", – отметил глава ОСК.
Алексея Рахманова поддержал помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин:
В ходе дискуссии также были затронуты вопросы транспортных коридоров (Северный морской путь, внутренние водные пути), обеспечения судостроения отечественными двигателями, строительства грузового флота, в частности для транспортировки зерна, и реализации программы "квоты под киль"."Можно продавать груз в своем порту, а можно продавать груз в порту назначения. Это сразу меняет систему заказов на суда. Мы пошли по пути продажи груза в своем порту, и так получилось, что мы отказались от балкерного флота. Сегодня мы почувствовали, что к нам больше не едут, а своего флота нет… Нам нужна новая стратегия морской торговли и развития флота".