"Нам интересно заниматься экспансией"

С генеральным директором компании "СПГ Горская" Кириллом Лятсом "Корабел.ру" знаком лишь заочно. Вернее, так было до недавнего времени, пока на этой неделе руководитель одного из самых оригинальных отечественных газовых проектов не заглянул к нам в редакцию на внеплановую чашечку чая. Заодно и побеседовали — о европейском рынке СПГ, российской бюрократии, электросудах и импортозамещении. Диалог получился живым, неожиданным, откровенным.
Справка
Как многие наверняка знают, в Санкт-Петербурге есть компания «СПГ Горская», которая реализует уникальный для России проект. В рамках этого проекта планируется построить плавучий СПГ-завод, собственный бункеровочный флот и сеть газовых теминалов по периметру Балтийского моря. Общая мощность завода после запуска всех очередей должна составить 1,26 млн тонн топлива.
 
Кирилл Лятс, генеральный директор ООО "СПГ Горская" в гостях у редакции журнала "Корабел.ру" / Корабел.ру

У вас на 2017 год планируется запуск первой очереди?

— Нет, не планируется.

А была информация...

— Это старая информация. Мы сдвинули сроки, сейчас планируем запуск завода на конец 2018-го. А продукт начнем давать уже в 2019-м, поскольку мы подписали соглашение на поставку газа с 1 января 2019 года.

В связи с чем такая отсрочка? Кризис?

(кивает) Кризис, сложности... Сложности со всем, я бы сказал. И проблема земли, и проблема финансирования — было много чего, что требовало разрешения. Кроме того, затянулись согласования. Даже на простое согласование декларации о намерениях в Минтрансе у нас ушло год и семь месяцев! Это катастрофически низкие темпы, если речь идет о привлечении инвестиций. Сказать, что мы были в шоке, это ничего не сказать. Когда элементарные согласования затягиваются на год и семь месяцев, а ты вообще-то планируешь запускаться уже через два года после старта проекта — это удар... При этом без согласования ты ничего сделать не можешь, так что приходится сдвигать сроки.

Но теперь-то все решено или впереди еще какие-то препоны?

— Много еще не разрешенных проблем, но они связаны не с нашей внутренней композицией, а с внешним воздействием, и не влияют на производственный процесс. У нас ведь плавучий завод, то есть уровень автономности действий высок и это защищает проект от большой привязки к административным ограничениям. Сейчас вроде федеральные проблемы утряслись, остались городские, хотя это тоже немаловажная часть.

Соответственно, все ваши планы на европейском рынке тоже передвинулись?

— Не совсем. Мы сейчас решили опережающими темпами строить сеть бункеровочных заправок. Подписали с Любекским портом предварительное соглашение о том, что в сентябре 2017 года уже запускаем бункеровочный центр СПГ. Газ там будет со стороны, но плавучее хранилище СПГ будет нашим и будут наши заправщики. Возможно, мы успеем к этому времени построить маленький бункеровщик. Думаем над этим.

Чем хорош Любек (для нас по крайней мере) — они пока не допускают бункеровки с воды, а наоборот, требуют, чтобы заправлялись с берега. Поэтому там нам бункеровщик пока не нужен. Чтобы в этом порту заработал наш бункеровочный центр, достаточно будет плавучего хранилища и грузовика с цистерной. Но в дальнейшем мы планируем, конечно, поставить бункеровщик, чтобы заправлять суда, выходящие из Кильского канала.

А заказ на этот маленький бункеровщик где разместили?

— Мы его еще не разместили. У нас есть основной акционер — компания "Марис", которой принадлежит 60 процентов "СПГ Горская". Она строит "Лукойлу" платформы в Астрахани, и, возможно, на ее мощностях мы будем делать небольшое, на пять тысяч тонн, плавучее хранилище СПГ по проекту GTT. Заодно, может быть, там и сделаем кораблик. А может быть и нет. Сейчас мы ведем переговоры о покупке маленькой верфи, где можно делать такие суда как серийный продукт.

Верфи в Германии?

— Нет, здесь, в центральной полосе России. Это решится в течение ближайших двух недель, мы вам первым об этом скажем. Ну кроме *"Кают-компании" (улыбается).

Сколько планируется бункеровочных центров организовывать?

— Пять.

А где?

— Точно Любек и Котка, с ними у нас уже есть договоренности. Ведем переговоры с двумя шведскими портами. И, возможно, один в Польше — в этом случае мы закрываем периметр. Думаем об Эстонии, но пока только думаем. Там несколько партнеров предлагают нам сотрудничество. В принципе, самой "Горской" было бы достаточно, чтобы бункеровать эстонские суда. Наши бункеровщики просто бы пришли в Эстонию. Сегодня позвонили, завтра они там — все равно же о необходимости бункеровки предупреждают минимум за три дня. Поэтому сверхнеобходимости делать там отдельный бункеровочный центр нет, но с точки зрения глобалистики или трейдинга через Эстонию это может быть интересный вариант. Поэтому думаем.

— У вас подписано соглашение с ОСК на строительство трех танкеров. А альтернативы какие-то были? Почему с ОСК? Дешевле, лучше?

— Ну, во-первых, получилось, действительно, дешевле. Во-вторых, у нас выстроены с ними хорошие отношения. И потом, понимате, для всех это был такой пионерный проект, за который никто не хотел браться. Мы вели переговоры с Невским судостроительным заводом, с Навашинским — и тот и другой сначала отказывались, потом заламывали большую цену, договорившись между собой. А где еще делать?

Не знаю.

— И я не знаю. "Алмаз" не может такой длины строить.

А за границей?

— Нет, за границей мы сразу не хотели делать. Мы хотели попасть под постановление о поддержке отечественного судостроения, чтобы иметь большие налоговые льготы. Это позволяет нам более эффективно реализовать наш проект. Поэтому иностранцев мы не рассматривали.

То есть работает все-таки идея государства с поддержкой судостроения?

— В момент принятия решения работает, а как будет дальше — посмотрим.
 
Кирилл Лятс, генеральный директор ООО "СПГ Горская" в гостях у редакции журнала "Корабел.ру" / Корабел.ру

Если заглянуть в будущее, в 2019 год и представить, что первая очередь запущена, какую долю рынка вы планируете занять? У вас есть уже какая-то заранее подготовленная ниша, на которую вы рассчитываете?

— Ну мы пока *"закомитились" на свой первый объем — 420 тысяч тонн, даже больше. При том, что вообще-то хотим заниматься ритейлом, то есть сами бункеровать. И на падающем рынке — я имею в виду цены на СПГ — именно бункеровка как услуга более выгодна, чем продажа. Но в целом, все зависит от того, какой будет рынок. Пока есть прогнозы, что от 16 до 25 миллионов тонн СПГ будет востребовано на Балтике и в Северном море. Соответственно, мы рассчитывам занять от восьми до трех процентов, потому что у нас предел, выше которого мы не хотим лезть, это 1 млн 200 тыс. тонн СПГ.

Другое дело, как будет наша инфраструктура развиваться — скорее всего, нам будет интересно заниматься экспансией. По директиве ЕС должно быть построено 135 бункеровочных центров СПГ на Балтике и прилегающих к бассейну Балтики реках — Рейн, Эльба, Майн. В эту тему нам входить интересно, мы хотим расширить сеть наших заправок, при этом не факт, что все они будут обеспечиваться нашим газом. То есть мы хотим быть владельцами как можно большего числа бункеровочных центров, но газ может быть откуда угодно. Может, Иран (с ним тоже ведем переговоры), может, *PETRONAS, кто угодно... Здесь дорога компетенция, а сам газ будет не очень дорог — и чем дальше, тем больше.

Вообще, мы предполагаем, что тема углеводородного топлива к 2030 году себя исчерпает, в том числе для судов. И суда, так же как и автомобили, будут переходить на чистое электричество. Одно такое судно в Гамбурге уже построено. Взрывообразно этот процесс может пойти где-то после 2020 года. И мы хотим к этому подготовиться. Сейчас ведем переговоры с активными участниками энергетического рынка, чтобы в перспективе совмещать с нашими бункеровочными центрами СПГ электрические заправки по типу *"тесловских".

Надо смотреть, как пойдет тенденция развития судов. Либо будет возможность менять картриджи, батареи у судов — краном поднял, опустил, вынул, чтобы это было быстро. Либо будет прогресс в быстрозаправляемых батареях. Для наших целей удобнее всего было бы использовать для заправки электроэнергию, которая будет вырабатываться на воде — приливная, волновая электростанция, совмещенная с ветром, солнцем и т.д. Она будет заряжать эти батареи, и соотвественно мы будем их менять в порту или на рейде.

Эту идею мы сейчас изучаем вместе с RusHydro International, дочерней компанией "РусГидро", и думаем, как ее "пристегнуть" к нашему проекту. В общих чертах схема такая: создать инфраструктуру по СПГ, начать плавно ее совмещать с электричеством, а потом СПГ вытеснится где-то в году 2030-м, и останется чистая энергия. Никуда от этого не деться, на мой взгляд.

Еще пара вопросов. В мае была новость о том, что организуется паромная переправа Гамбург — Санкт-Петербург, где будут ходить суда на СПГ-топливе...

— Есть линии фидерных перевозок между Гамбургом и финской Коткой. Судовладельцы, работающие на этих линиях, заложили 18 контейнеровозов, которые будут ходить на СПГ. Мы ведем с ними переговоры, чтобы линии тех судов, что будут на СПГ, направить не в Котку, а к нам. Для них это будет дешевле, для нас тоже выгоднее. Выгоднее, потому что если мы выходим на экспорт, то должны заплатить "Газэкспорту" за посредничество — у нас же такое классное газовое законодательство, что сами мы напрямую не имеем права торговать российским газом. А если иностранные суда приходят в Россию, то мы здесь способны спокойно самостоятельно их бункеровать.

И последнее. Как у вас обстоит дело на платформе с импортозамещением?

— У нас все, кроме основного технологического оборудования, российское. Как всем известно, мы подписали контракт с General Electric и покупаем основное технологическое оборудование там, хотя изначально хотели, чтобы оно тоже было российское. Когда-то мы делали для "Газпром газэнергосети" маленькие сухопутные СПГ-установки именно на российских компрессорах. Но теперь, понимая, что "СПГ Горская" — это наш собственный проект, где нужно экономить каждую каплю газа, мы "прошерстили" рынок и, к сожалению, не нашли ни одного российского подрядчика, который бы поставлял свои собственные компрессоры и мог обеспечить эффективность.

General Electric, в том числе с нашей помощью, сформировала линию из турбин, компрессоров, детандеров, которая очень экономна, эффективна и надежна. В России, увы, нет такой единой корпорации, как General Electric, которая могла бы производить и компрессоры, и турбины. У нас турбины производят отдельные корпорации типа "Силовых машин" или "Пермских моторов", а компрессоры — совершенно другие корпорации. И нет ни одной, которая бы производила и то, и другое. Соединив это все в единое целое, риск работоспособности мы брали бы на себя.

Но все остальное будет российское. Импортного по деньгам будет в нашем проекте десять процентов.
 
____________________________________________

*"Кают-компания" — группа в Facebook, созданная Кириллом Лятсом в 2014 году для освещения событий в отрасли.

*"закомититься" — от англ. to commit (пер.: "обязаться что-либо сделать").

*PETRONAS — малазийская нефтегазовая компания, наделенная полномочиями добычи всей нефти и газа в Малайзии (сокращенно от Petroliam Nasional Berhad).

*"тесловские" заправки — сеть заправочных станций для электромобилей, построенных компанией Tesla в США и на территории Европы
"СПГ Горская", ООО Санкт-Петербург
+7(495)646-01-09



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Широнина Надежда Улиановна
20.09.2016, 18:15
Если всё так складно, то тогда вот это о чём ?https://www.facebook.com/photo.php?fbid=674440096040356&set=pcb.674440132707019&type=3&theater
Я так думаю, что если ты не разделяешь проектов правительства. то и работать на него не стоит.
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович
21.09.2016, 07:58
"20
Если всё так складно, то тогда вот это о чём ?https://www.facebook.com/photo.php?fbid=674440096040356&set=pcb.674440132707019&type=3&theaterЯ так думаю, что если ты не разделяешь проектов правительства. то и работать на него не стоит.
Спасибо за ссылку, сразу ясно, что Лятс с гнильцой
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович
21.09.2016, 08:05
"...а потом СПГ вытеснится где-то в году 2030-м, и останется чистая энергия. Никуда от этого не деться, на мой взгляд" Бл... и такому деген...ту кто-то предоставит финансирование??? уууфф
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025