25 ноября 2014 года Президент Российской Федерации подписал закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций). Новые правила вступят в силу 1 января 2015 года.
Основная цель новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации – обеспечить сбор налоговых платежей с доходов компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, управляются из России. Одним из поводов для такого решения стала крупная сделка по продаже долей ТНК-BP, которая прошла вне российской юрисдикции, хотя продавец и покупатель по сделке – российские лица. Напомним, что ранее Российская Федерация также присоединилась к Конвенции ОЭСР и Совета Европы о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года (применяется в РФ с 16.11.2014 года).
Суть положений закона, вступающего в силу с 1 января 2015 года, заключается в установлении понятия иностранной контролируемой компании (к ней относится в том числе фонд и траст) и обязании российских физических и юридических лиц уведомлять налоговые органы своих контролируемых иностранных компаниях и уплачивать российские налоги в полном объеме (20% налог на прибыль или 13% НДФЛ), если участие в капитале контролируемой компании составляет 10 (десять) и более процентов. При этом контролируемость иностранной компании определяется, как оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые в отношении распределения прибыли в силу не только прямого или косвенного участия, но и участия в договоре на управление структурой или «иных особенностей отношений».
Прибыль контролируемой иностранной компании облагается налогом на уровне контролирующего лица пропорционально доле его участия (за вычетом выплаченных дивидендов). Прибыль облагается налогом, только если ее величина составляет за налоговый период более 10 млн. рублей (на 2015 год устанавливается повышенный предел в 50 млн. рублей, а на 2016 год – 30 млн. рублей).
Закон предусматривает обязанность российских налоговых резидентов по уведомлению налоговых органов о следующих фактах:
Если уведомление о контролируемой иностранной компании не было представлено налогоплательщиком, то налогоплательщик за сокрытие информации о каждой своей контролируемой иностранной организации может быть привлечен к следующим мерам ответственности:
В законе содержится юридическая фикция, согласно которой иностранные компании добровольно признаются российскими резидентами в целях уплаты налогов в том случае, если они фактически управляются из России (например, бухгалтер, директор, учредитель ведут деятельность в России). Таким образом, иностранная компания также становится обязанной уплатить налог. Дополнительно, вводится понятие фактического права на доходы, в случае если такое лицо имеет право самостоятельно использовать или распоряжаться этим доходом, в том числе, если такое право возникает благодаря цепочке получателей дохода. Данное правило введено в целях исключения применения льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения в тех случаях, когда их применение зависит от наличия фактического права на доход у его получателя.
Исключение из принято закона составляют:
Российским участникам морского бизнеса, в чьи бизнес процессы вовлечены иностранные компании, в частности владеющие флотом, рекомендуется оценить применение к имеющимся в их распоряжении корпоративным структурам новых правил налогообложения и принять решение либо о полном переходе к ведению бизнеса в Российской юрисдикции, в том числе, в случае если иностранные контролируемые компании добровольно платят российские налоги, либо перейти на ведение бизнеса в юрисдикции, которые не представляют льготного налогообложения, при обязательном условии, что деятельность ведется по месту регистрации таких компаний. Также, возможен вариант, при котором прибыли иностранных компаний в офшорных зонах декларируются, как дивиденды и распределяются на счета, открытые в банковской системе России с уплатой 9%/0% налога на дивиденды, что освобождает от 20%/13% налога, но это однако не снимает обязанности по подаче уведомлений
Следует также обратить внимание на случаи применения в конкретном бизнесе предусмотренных рассматриваемым законом исключений, а также результатов действия соглашений об избежании двойного налогообложения и оценить, насколько правила о бенефициарном собственнике повлияют на возможность их дальнейшего применения.
Владельцам и менеджменту компаний морского бизнеса, состоящих из российских и иностранных юридических лиц рекомендуется уже течение декабря 2014 года определить стратегию управления бизнесом с 2015 года и принимать меры по превенции налоговых правонарушений и соблюдению новых правил игры на рынке.
Суть положений закона, вступающего в силу с 1 января 2015 года, заключается в установлении понятия иностранной контролируемой компании (к ней относится в том числе фонд и траст) и обязании российских физических и юридических лиц уведомлять налоговые органы своих контролируемых иностранных компаниях и уплачивать российские налоги в полном объеме (20% налог на прибыль или 13% НДФЛ), если участие в капитале контролируемой компании составляет 10 (десять) и более процентов. При этом контролируемость иностранной компании определяется, как оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые в отношении распределения прибыли в силу не только прямого или косвенного участия, но и участия в договоре на управление структурой или «иных особенностей отношений».
Прибыль контролируемой иностранной компании облагается налогом на уровне контролирующего лица пропорционально доле его участия (за вычетом выплаченных дивидендов). Прибыль облагается налогом, только если ее величина составляет за налоговый период более 10 млн. рублей (на 2015 год устанавливается повышенный предел в 50 млн. рублей, а на 2016 год – 30 млн. рублей).
Закон предусматривает обязанность российских налоговых резидентов по уведомлению налоговых органов о следующих фактах:
- об участии в иностранных организациях в случае, если доля участия превышает 10%;
- об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над такими структурами и фактическом праве на доходы, получаемые такими структурами;
- о наличии контролируемых иностранных компаний.
Если уведомление о контролируемой иностранной компании не было представлено налогоплательщиком, то налогоплательщик за сокрытие информации о каждой своей контролируемой иностранной организации может быть привлечен к следующим мерам ответственности:
- 50 000 рублей за не предоставление уведомления об участии в иностранных организациях. Штраф налагается в отношении каждой иностранной организации;
- 100 000 рублей за не предоставление уведомления или предоставление недостоверных сведений о контролируемых иностранных компаниях, а равно не предоставление финансовой отчетности контролируемой иностранной компании и аудиторского заключения при подаче налоговой декларации;
- 20% от суммы неуплаченного налога (но не менее 100 тыс. рублей) за неуплату или неполную уплаты сумм налога контролирующим лицом в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании. В течение 2015- 2017 гг. за неуплату налога с доходов КИК штраф не применяется.
В законе содержится юридическая фикция, согласно которой иностранные компании добровольно признаются российскими резидентами в целях уплаты налогов в том случае, если они фактически управляются из России (например, бухгалтер, директор, учредитель ведут деятельность в России). Таким образом, иностранная компания также становится обязанной уплатить налог. Дополнительно, вводится понятие фактического права на доходы, в случае если такое лицо имеет право самостоятельно использовать или распоряжаться этим доходом, в том числе, если такое право возникает благодаря цепочке получателей дохода. Данное правило введено в целях исключения применения льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения в тех случаях, когда их применение зависит от наличия фактического права на доход у его получателя.
Исключение из принято закона составляют:
- некоммерческие организации, которые не распределяют полученную прибыль между акционерами (участниками);
- компании, образованные в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза;
- банки и страховые организации;
- компании, участвующие в проектах в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или сервисными соглашениями (контрактами), аналогичными соглашениям о разделе продукции, на условиях риска или иными аналогичными соглашениями с правительством соответствующего государства;
- иностранные компании-операторы нового морского месторождения углеводородного сырья или акционеры (участники) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья;
- иностранные организации с постоянным местонахождением в государстве, с которым у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, за исключением государств, которые не обеспечивают обмен информацией для целей налогообложения.
Российским участникам морского бизнеса, в чьи бизнес процессы вовлечены иностранные компании, в частности владеющие флотом, рекомендуется оценить применение к имеющимся в их распоряжении корпоративным структурам новых правил налогообложения и принять решение либо о полном переходе к ведению бизнеса в Российской юрисдикции, в том числе, в случае если иностранные контролируемые компании добровольно платят российские налоги, либо перейти на ведение бизнеса в юрисдикции, которые не представляют льготного налогообложения, при обязательном условии, что деятельность ведется по месту регистрации таких компаний. Также, возможен вариант, при котором прибыли иностранных компаний в офшорных зонах декларируются, как дивиденды и распределяются на счета, открытые в банковской системе России с уплатой 9%/0% налога на дивиденды, что освобождает от 20%/13% налога, но это однако не снимает обязанности по подаче уведомлений
Следует также обратить внимание на случаи применения в конкретном бизнесе предусмотренных рассматриваемым законом исключений, а также результатов действия соглашений об избежании двойного налогообложения и оценить, насколько правила о бенефициарном собственнике повлияют на возможность их дальнейшего применения.
Владельцам и менеджменту компаний морского бизнеса, состоящих из российских и иностранных юридических лиц рекомендуется уже течение декабря 2014 года определить стратегию управления бизнесом с 2015 года и принимать меры по превенции налоговых правонарушений и соблюдению новых правил игры на рынке.