Сначала копья ломались вокруг крабовых квот и порядка их распределения. Напомним, что часть этих квот, по решению правительства, теперь будет выставляться на аукцион, против чего очень долго протестовала значительная часть рыбацкого сообщества. Чтобы не вдаваться в излишние подробности, в конце этой статьи приведем ссылки на наши прошлые материалы, посвященные крабовым войнам.
Теперь новый камень преткновения — строительство краболовов. Вопрос о том, кто должен получать заказы на подобные суда, после долгих обсуждений получил географическую привязку. В Москве решили — если судно будет работать в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, то и строить его должны корабелы из того же региона. Но тут "встала на дыбы" Федеральная антимонопольная служба.
Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Построят свои для своих
Все началось с того, что правительство опубликовало проект постановления, в котором расписаны некоторые требования к строительству краболовов. В частности там есть такой пункт:
В случае начала строительства объекта типа Т-1 – среднетоннажного рыбопромыслового судна, предназначенного для добычи (вылова) крабов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, – после вступления в силу настоящего документа, строительство такого объекта должно быть осуществлено судостроительными верфями, расположенными на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Тип Т-1, согласно определению, прописанному в постановлении, — это среднетоннажное рыбопромысловое судно, предназначенное для добычи (вылова) крабов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, длиной свыше 50 метров (объект строительства типа Т-1) – наличие валовой вместимости судна, составляющей более 1000.
Такое решение вызвало немалый энтузиазм у местных верфей.
"На дальневосточные судостроительные заводы поступит портфель заказов на 60 млрд рублей. Такого объема частных инвестиций регион еще не видел", — объявил журналистам гендиректор Славянского судоремонтного завода Андрей Якимчук. Его предприятие рассчитывает на заказ четырех краболовов — договоренности об этом уже ведутся с Минпромторгом.
Известно, что Хабаровский судостроительный завод выразил готовность построить два краболова. О своей заинтересованности заявили Амурский судостроительный завод и Судостроительный завод им. Октябрьской революции. О большом заказе на 10 судов ведет переговоры с потенциальными заказчиками Находкинский СРЗ. "Дальзавод" не отказался бы от четырех-пяти краболовов. "Восточная верфь" уже имеет в кармане один контракт и может получить еще шесть.
— Мы уже подписали один контракт на строительство краболова с рыбодобывающей компанией из Хабаровского края, на подходе еще шесть контрактов с участниками конкурса. То есть будем строить семь краболовов в течение пять лет. Мы к этому давно готовы, — говорит генеральный директор предприятия Олег Сиденко.
Планируется даже открыть под эти цели в регионе новую площадку для строительства краболовов. Это собирается сделать Ливадийский ремонтно-судостроительный завод совместно с Ленинградским судостроительным заводом "Пелла". На этой площадке они хотят спустить на воду 15 судов для рыбаков!
О каких суммах идет речь? В министерстве уже подсчитали — дальневосточные рыболовные компании делают инвестиции в размере 94 млрд рублей, но эти деньги уходят в другие регионы.
ФАС говорит — нельзя
Всеобщий праздник внезапно подпортило письмо Федеральной антимонопольной службы, направленное в адрес Росрыболовства. Ведомство объявило, что это нарушает прав других верфей на доступ к инвестиционным деньгам, включая господдержку.
"Установление требования по строительству объектов инвестиций рыбопромысловых судов для добычи (вылова) краба в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне на верфях Дальневосточного федерального округа может создать дискриминационные условия для других судоверфей РФ, которые также готовы обеспечить строительство инвестиционных объектов", — сказано в письме.
Заодно ФАС беспокоится о том, что дальневосточные верфи получат такой вал заказов, что на их реализацию не хватит мощностей. Это "может привести к нарушению ими срока исполнения заказов на постройку судов рыбопромыслового флота или отказу в принятии заказа по строительству отдельных инвестиционных проектов", озвучили свои опасения антимонопольщики.
Письмо от Федеральной антимонопольной службы появилось не случайно. Перед этим Росрыболовство само направило в ФАС просьбу высказаться по этому вопросу. Илья Шестаков, глава агентства, прокомментировал ситуацию на специальной пресс-конференции, прошедшей в минувшую пятницу в ТАСС.
— К сожалению, мы видим, что все эти суда построить на дальневосточных верфях одномоментно в течение пяти лет невозможно, — объявил он журналистам. — В этой связи мы, может быть, будем выходить с компромиссом и сейчас это решаем, что хотя бы часть этих судов, 15 единиц, должна быть построена на дальневосточных верфях.
При этом он пояснил, что в ФАС предложенный компромисс тоже подвергся критике. Там считают, что любое ограничение заказчиков, даже если оно относится только к половине судов, недопустимо, поскольку выводит всю эту историю из конкурентной плоскости.
Материалы по теме:
Крабовые квоты: рыбаки ведут борьбу (мнение рыбацкого сообщества)
Квоты в "северном тумане" (пресс-конференция на эту тему)
Крабы грозят дефолтами и цунами (о квотах на вылов краба)