В преддверии подведения итогов года мы побеседовали с начальником ГМА им.
Разговор происходит 7 декабря в рабочем кабинете начальника ГМА им. адмирала Макарова, среди рабочих документов и обилия разнообразных наград. Валерий Леонидович согласился уделить нам время между совещаниями, и потому разговор сразу перешел к рабочим вопросам.
- Сейчас перед нами Правительством поставлена задача об объединении высших учебных заведений водного транспорта и улучшении качества образования. Сроки очень сжатые, мы должны предоставить первую концепцию создания Государственного Морского Университета уже 16 декабря. (Справка редакции: Планируется объединение 5 ВУЗов – ФГОУ ВПО «Государственная морская академия им. адм.С.О.Макарова», ФГОУ ВПО «Санкт – Петербургский университет водных коммуникаций», ФГОУ ВПО «Московская государственная академия водного транспорта», ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта», ФГОУ ВПО «Морская государственная академия им. адм. Ф.Ф.Ушакова» + 24 филиала. Подчинение - Министерству транспорта РФ)
Дополнительно идет полная реконструкция нашей материально-технической базы. Закупили новейшие учебные тренажеры. Прошло реконструкцию пятиэтажное общежитие. В результате мы получили «гостиничные» номера для аспирантов, слушателей, преподавателей, и преуспевающих в учебе, с плазменными панелями, отдельные санузлы в каждом номере - условия даже выше европейских стандартов. Тренажерная база – вообще уникальна. Сейчас в бассейне установили тренажер по спасению с тонущего вертолета: очень сложный - имитация вертолетной кабины, которая погружается в воду, и экипажу, пристегнутому вертолетными ремнями, оттуда надо выбраться за 30 секунд.
Подобное оборудование предназначено не для транспортного ВУЗа. Это уровень подготовки специалистов к работе на шельфе, на плавучих буровых, на нефтяных вышках. Очень сложное оборудование, естественно, сертифицировано, три наших инструктора проходили стажировку в Ирландии, еще трое - в Азербайджане. Почему там? Там русскоговорящие преподаватели.
В пятницу (3 декабря) уже начались занятия с первой группой.
- Все прошли, успешно?
- Да нет, один не смог, потому что существует страх. Тренажерная кабина с иллюминаторами, погружается, для обеспечения безопасности в воде с открытых торцов кабины дежурят два боевых пловца и два инструктора. Все происходит в воде, нужно выдавить стекла и выплыть наружу... Одного из группы пришлось откачивать - но тест он сдал, правда, с пятого раза. При этом каждый работающий на шельфе обязан пройти такую тренировку, в случае неудачи он просто лишится работы.
- В связи с появившейся информацией о создании объединенного университета у нашего сотрудника как раз возник вопрос. Он недавно закончил ваше заведение, и интересуется, насколько престиж вновь созданного ВУЗа будет меньше, чем самой академии?
- Во вновь создаваемый Морской Университет наряду с нашей Академией войдут еще четыре высших учебных заведения водного транспорта. Престиж, несомненно, увеличится, а имя адмирала Макарова, скорее всего, останется.
- Не пострадает ли качество образования за счет того, что у каждого ВУЗа - своя база?
- Наоборот. Качество образования точно улучшится. У нас будет единая материально-техническая база. И можно будет выбирать только лучшее. В «Макаровке», например, лучше подготовка плавсостава - мы оставляем этот курс у нас. У них лучше подготовка экономистов - сделаем специализацию на их основах. И так по всем направлениям. Сделаем единый тренажерный центр. У коллег есть, например, специальность «гидротехническое строительство», у нас не представленная.
Все общие дисциплины будем читать в больших поточных аудиториях. А профессора, которые сейчас бегают из института в институт, читают лекции в 5-10 местах, будут преподавать в одном месте, не будут тратить 3-4 часа на дорогу, опаздывать.
- А сами преподаватели не пострадают от сокращения рабочих мест?
- Нет, конечно, не пострадают - я думаю, зарплаты только увеличатся. Сократят лишь тех, кто предоставлял некачественное образование.
- Пару лет назад, когда только готовился переход на систему ЕГЭ, мы беседовали с К.П. Борисенко, ректором СПбГМТУ. И он был возмущен двухуровневой системой образования. Ведь его ВУЗ готовит морских инженеров, а нажимает на них, не вдаваясь в тонкости обучения, Министерство образования. В этом свете интересно, что ваша Академия, всегда стоявшая особняком, объединяется с другими университетами Минобра.
- Минобр с нами контактирует исключительно в сфере образовательных вопросов, аккредитации. Учредитель у нас - Министерство Транспорта, и наша основная задача - готовить специалистов для работы в этой области. А экономисты, юристы… Например, морское право у нас - чисто отраслевое направление, востребованное, поскольку специалистов не хватает, и, в основном, эту нишу занимает Великобритания. И в свете усилившейся потребности в специалистах - в связи с пиратскими нападениями, событиями вокруг Арктики, шельфа - мы их будем здесь готовить. Мы сейчас договариваемся, что лекции будут читать иностранные специалисты. Допустим, у нас появятся профессора из Великобритании, из Международного трибунала ООН, из Голландии, Германии. Также мы подписываем соглашение с Американским судовым регистром, уже договорились о лекторах для нескольких кафедр. Они будут начитывать здесь, и брать наших курсантов на стажировку на заводы в Европу и Сингапур.
- Принципиальный вопрос. Как Вы считаете: как получается, что вы берете абитуриентов общего уровня, наравне с другими Вузами, а выпускаете специалистов, ценящихся и за рубежом? Ваш выпускник сразу вынужден работать на мировом рынке, что ему, в принципе, хорошо удается, в то время как выпускник «Корабелки» не слишком востребован на верфи Samsung.
- У нас начальная зарплата выпускника - от 2500 дол. Те, кто от нас идут по контракту работать на шельф, во время первоначальной стажировки получают зарплату около 65 тыс.долл. в год. Если испытательный срок в течение года пройден успешно - зарплата удваивается. И ребята стремятся учиться у нас – ведь мы гарантируем достойное место работы в будущем. Курсант проходит собеседование. В зависимости от знаний, от личных способностей, он попадает в компанию с более высоким или более низким конкурсом.
У нас - отношения с множеством компаний – например, с «Совкомфлотом», «Газпромом», Ассоциацией норвежских судовладельцев; есть партнеры в Голландии; а для Японии мы по контракту готовим людей на суда LNG.
- На открытии мультимедиа-аудитории в Академии вы говорили, что собираетесь открывать специальность по работе на шельфе...
- Открыли уже, да.
- Хотела уточнить в связи с приостановкой работ по Штокману. У вас начались лекции, строятся платформы, но обещанных объемов разработки и активной работы на новых месторождениях пока не наблюдается. Не пострадают ли ваши выпускники, будут ли они востребованы?
- Однозначно не пострадают. Платформы уже отправлены на достройку на корейские верфи, и у нас подписан контракт с «Газпромом» на поставку специалистов. Мы уже поднимали вопрос с заказчиком, и получили гарантии для наших ребят.
- Какой процент выпускников Вы трудоустраиваете своими силами?
- Я думаю, что 99%. Кто-то находит работу своими силами, кто-то уходит из отрасли, для остальных у нас всегда есть вакансии.
- Один ваш выпускник, вот, к нам в «Корабел» ушел.
- Тех, кто хочет работать, мы максимально стараемся трудоустроить.
- Отразилось ли на приеме в Академию наблюдавшееся в последнее время снижение интереса к техническим специальностям?
- Конечно, отразилось, даже думаю, еще раньше, чем на всех остальных. Правда, в последний прием количество поступающих увеличилось, с учетом, конечно, большого провала в демографии. Показатели увеличиваются. Пока незначительно, но растут.
- А к вам идут сразу после школы?
- В основном да. Есть, конечно, абитуриенты, имеющие специальное, после мореходных училищ и колледжей, образование, переводятся из других вузов. Многие приходят сейчас из Екатеринбурга.
- Какие программы вы предлагаете для повышения квалификации и переподготовки специалистов?
- У нас много курсов для заочников и большая программа переподготовки. Это связано с квалификационными требованиями. В зависимости от специальности, персоналу нужно примерно раз в пять лет проходить переподготовку. Капитаны, старшие механики – к нам приезжают со всего мира. Качество у нас не хуже, чем в западных центрах, обновленная тренажерная база, сертификаты, а цены за курс – ниже. Поэтому к нам отправляют целые экипажи.
- Похоже, что дела у вас идут совсем неплохо.
- Пожалуй. Вот, например, во дворе идет строительство, Выводим столовую в отдельный корпус. Чтобы запах щей не отвлекал от учебного процесса.
- А оборудование будет камбузное, на котором будут учиться коки?
- Нет. Коки у нас не учатся, для остальных будет хорошее питание.
А пока - всех приглашаем к нам учиться. Сейчас мы переживаем несколько кризисных лет, но скоро все вернется на круги своя, и конкурс к нам снова будет – как в космонавты. В комфортном общежитии, на новейших тренажерах. От парусника Мир мы сейчас подаем заявку на участие в мероприятиях в рамках олимпийских игр. Я предлагаю вообще: чтобы огонь на олимпиаду доставили на нашем корабле.
Беседовали Александр Ивакин и Анна Абрамова.
Беседовали Александр Ивакин и Анна Абрамова.
Михеев Валерий Леонидович, кандидат юридических наук, начальник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова». Дата рождения: 06.10.1957 г. С отличием закончил Ленинградское Арктическое училище ММФ СССР, затем Электромеханический факультет Ленинградского высшего инженерного морского училища им. адм. С. О. Макарова по специальности «Эксплуатация судового электрооборудования». Член-корреспондент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Вице-президент Ассоциации международного морского права.
Работая в должности начальника академии, В.Л. Михеев уделяет большое внимание методическому и материальному обеспечению учебного процесса. В качестве руководителя учебно-методического объединения в области эксплуатации водного транспорта, принимал активное участие в разработке стандартов высшего профессионального образования третьего поколения по плавательным специальностям и новым направлениям бакалаврской и магистерской подготовки.