На прошлой неделе, а именно 18 октября, в Грузии состоялась долгожданная церемония ввода в состав береговой охраны двух доставленных из США патрульных катеров типа "Айленд": Р-23 Ochamchir ("Очамчира") и Р-25 Dioskuria ("Диоскурия").
Названия кораблей не случайны, они названы в честь бывших катеров ВМС Грузии, уничтоженных в Поти российскими десантниками в августе 2008 года.
В церемонии ввода в строй приняли участие премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе и вице-премьер, министр внутренних дел Грузии Гиорги Гагария (береговая охрана Грузии входит в состав пограничной службы, в настоящее время подчиняющейся МВД Грузии).
Важно отметить, что Грузия - это единственная черноморская страна, не имеющая военно-морских сил. История такова: после попытки тогдашнего президента Михаила Саакашвили вернуть Южную Осетию и Абхазию в состав Грузии, страна лишилась своего флота. Всего за четыре дня, в период с 10 по 14 августа, практически все корабли и катера были уничтожены российскими войсками. Первые потери Грузии произошли 10 августа, в тот день Черноморский флот потопил два грузинских корабля: гидрографический сейнер "Гантиади" и ДНК 82-го проекта "Ярославец". В следующие дни были уничтожены российским десантом корабли, стоящие в порту Поти.
Всего в ходе конфликта было уничтожено 11 кораблей ВМС Грузии. Кроме того, 15 скоростных катеров "Sea Doo" и десантных пластиково-надувных катеров "Black Shark" были захвачены российскими войсками в качестве трофеев в порту Поти.
Спустя год, в 2009 году, Военно-морские силы Грузии были упразднены как отдельный род войск. Весь личный состав, инфраструктура и оставшийся корабельный состав были переданы в состав береговой охраны МВД Грузии. Важный момент - Украина после 2014 года тоже потеряла практически весь свой боевой состав флота - из крупных кораблей остался только фрегат "Гетман Сагайдачный", который, по сути, является патрульным кораблем проекта 11351 (шифр "Нерей"). Почему не было решения, подобного грузинскому, - загадка для всех.
С 2009 года Грузия стала получать от Турции и США технику, бывшую в употреблении. В 2015 начались разговоры о передаче двух вышеупомянутых патрульных катеров типа "Айленд". И в 2016 году в США было принято решение - передать береговой охране Грузии снятые с вооружения береговой охраны США WPB-1340 "Jefferson Island" (ныне "Ochamchir") и WPB-1345 "Staten Island" (ныне "Dioskuria"), эксплуатировавшиеся около 23 лет.Также американское правительство профинансировало 10-недельную подготовку двух грузинских экипажей для этих катеров и их перегон к новому месту службы.
Передача кораблей проходила в рамках программы министерства обороны США по реализации избыточного военного имущества Office of International Acquisition’s Excess Defense Articles Program (EDA)
Оба переданных патрульника были построены в США на верфи "Bollinger Shipyards" в штате Луизиана и введены в строй береговой охраны в 1991 году. Служба проходила на Атлантическом побережье США. Вывод из состава береговой охраны состоялся в 2014 году, и с того момента их поставили на отстой - для ожидания передачи за рубеж.
Патрульные катера типа "Island" строились для береговой охраны США верфью "Bollinger Shipyards". В период с 1985 по 1992 годы их было построено 49 единиц. Катера имеют стальной корпус и алюминиевую надстройку, полное водоизмещение 168 тонн и длину 110 футов (34 метра). Двухвальная дизельная энергетическая установка мощностью 6200 лошадок. обеспечивает скорость полного хода до 29,5 узлов. Автономность пять суток. Экипаж 16 человек (включая двух офицеров).
Катера оснащены РЛС AN/SPS-73 и спускаемой моторной лодкой. Вооружение состоит из баковой 25-мм автоматической артиллерийской установки Mk 38 Mod 0 Bushmaster и двух 12,7-мм пулеметов М2НВ. На переданных Грузии катерах вместо артиллерийской установки Mk 38 Mod 0 Bushmaster на баке установлен еще один 12,7-мм пулемет М2НВ.
В период с 2002-2005 годах восемь катеров типа "Island" были модернизированы с удлинением корпуса на 13 футов (4 м), но модернизация оказалась неудачной, привела к возникновению проблем с прочностью корпуса, и в 2006 году все модернизированные катера были списаны. Остальные немодернизированные катера начали выводиться из состава береговой охраны США в 2014 году в связи с заменой на строящиеся на той же "Bollinger Shipyards" новые сторожевые катера типа "Sentinel".
По состоянию на 23 октября, в составе береговой охраны США остались только около 20 катеров типа "Island".
Помимо Грузии, корабли данного типа были переданы и другим странам: пять катеров Пакистану, два катера Коста-Рике, два катера Украине и еще два проданы по остаточной стоимости экологической организации Sea Shepherd Conservation Society.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|