26 мая состоялось заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в работе которой приняли участие представители Российского профсоюза моряков. В числе прочих вопросов был рассмотрен законопроект по изменению закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Изменения необходимы для того, чтобы включить в подзаконный акт в форме действующего "Положения о лицензировании деятельности по трудоустройству российских граждан на работу за рубежом" все необходимые требования к круингу по подбору и трудоустройству моряков, вытекающие из положений Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС).
Как поясняет главный правовой эксперт РПСМ Валерий Нефёдов, речь идёт о требованиях пункта 5 Стандарта А1.4 "Подбор и трудоустройство" КТМС, тем более, что этот документ содержит ссылки на положения Конвенции МОТ № 179 "О найме и трудоустройстве моряков", которые хоть и вошли в КТМС, но не во всём совпадают с ней в формальной части.
Среди предлагаемых нововведений – запрет на составление круингами так называемых "чёрных списков" моряков, запрет брать оплату за трудоустройство, обязательство вести списки моряков, к которым можно получить доступ, необходимость удостовериться в наличии у судовладельца страховки по репатриации и другие. Самым важным, на взгляд РПСМ, является пункт о материальной ответственности круинговых компаний перед моряками за ненадлежащее трудоустройство, включая и нарушения их трудовых прав иностранными судовладельцами. Так, Стандарт А1.4.5 (c.vi) Конвенции требует, чтобы государства – члены КТМС включали в своё законодательство все вышеперечисленные условия к деятельности круингов, в том числе и "устанавливали систему защиты в форме страхования или в иной равнозначной форме в целях компенсации морякам денежного ущерба, который они могут понести в результате невыполнения службой найма и трудоустройства своих обязательств перед моряками или соответствующим судовладельцем своих обязательств перед моряками в соответствии с трудовым договором". В проекте, автором которого является Главное управление по вопросам миграции МВД России, это предлагается делать "посредством заключения лицензиатом договора страхования, либо обеспечение выполнения обязательств, предусмотренных главой 23 Гражданского кодекса Российской Федерации. Способ и размер компенсации морякам денежного ущерба устанавливается лицензиатом по согласованию с судовладельцем, на суда которого осуществляется трудоустройство моряков". В РПСМ считают, что это полумера.
– Ответственность круинга должна определяться не его договоренностью с иностранным судовладельцем, а государством в форме нормативно-правового требования о страховании или банковской гарантией. Только в этом случае можно будет обеспечить материальную защиту прав трудоустраиваемых моряков, – говорит Валерий Нефёдов. – Но первый вариант требует ряда дополнительных юридических процедур, поскольку страховой тариф, согласно Гражданскому кодексу, должен устанавливаться отдельным законом. Это всё очень сложно и громоздко в плане исполнения. А вот банковская гарантия, во-первых, гораздо проще, а во-вторых, в достаточной степени обеспечивает защиту моряка.
Законопроект находится в стадии обсуждения, в Госдуму он пока не внесён.
Кроме того, членами РТК был утвержден график подготовки проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, куда входит РПСМ, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на очередной период. Работу над проектом планируется начать в июне, а завершить на заседании РТК в октябре текущего года.