На Западе оценили риски потери российской нефти

0 500 2 мин
Несмотря на введение очередного пакета антироссийских санкций, европейские нефтеперерабатывающие предприятия в обозримом будущем не смогут отказаться ни от закупок "черного золота" в России, ни от его доставки на российских же танкерах.

Обострение кризиса на Украине и неожиданно болезненные для "коллективного" Запада удара бумеранга санкций привели к резкому увеличению цен на энергоносители, значительному росту фрахтовых ставок танкерного флота и созданию перманентной неуверенности на рынке морских грузоперевозок "черного золота".

По оценкам аналитиков агентства S&P Global Commodity Insights, ставки фрахта на перевозку так называемых "грязных" наливных грузов (сырой нефти и мазута) за последний месяц поднялись до многолетних и даже исторических максимумов, однако даже их оплата не гарантирует европейским нефтеперерабатывающим предприятиям бесперебойных поставок нужных объемов нефти.

Особенно чувствительно это коснулось потребителей, получающих "черное золото" из балтийских и черноморских портов России. Согласно подсчетам специалистов S&P, по состоянию на 1 марта текущего года Россия экспортировала до 4,6 млн. баррелей нефти в сутки. При этом отгрузка порядка 1,5-1,8 млн. барр./сут осуществлялась на танкеры в балтийских портах Усть-Луга и Приморск, а также в черноморском Новороссийске.

Западные отраслевые эксперты предупреждают, что в случае отказа от импорта российского "черного золота" (на чем категорически настаивают США), почти 2 млн. барр./сут. будут потеряны для европейских потребителей, причем найти альтернативные источники поставок будет достаточно сложно.

Дополнительными рисками при этом являются угрозы закрытия портов для российских судов. Реализация подобного шага на практике означала бы искусственный вывод с рынка российского наливного тоннажа с рынка морских грузоперевозок, который и без того испытывает острый недостаток наливных танкеров.

Как уже отмечал Korabel.ru, только за первые две недели "горячей фазы" украинского кризиса ставки на фрахт танкеров типа Aframax средних размеров для рейсов с заходами в порты Балтийского и Черного морей были увеличены более чем в три(!) раза – с $10 до $30 тысяч в сутки. А уже к концу первой недели марта ставки на маршрутах Балтика – северо-западная Европа и Черное море – Средиземное море выросли до $48,49/тонно-миль и $45,55/тм соответственно.

В дополнение к значительно повышенным фрахтовым ставкам, многие судовладельцы ввели дополнительные страховые премии от 2% до 5% стоимости самого судна, чтобы по возможности минимизировать "военные" риски. В сумме, при поставках сырой нефти из портов Черного в порты Средиземного моря фрахтователи в отдельных случаев вынуждены платить до $500 000 за рейс.

И все же, даже при высоких расходах на фрахт и страхование танкеров и груза, приобретение именно российской нефти (марки Urals) остается для европейских НПЗ достаточно выгодной – особенно на фоне существенного роста котировок "черного золота" к горизонтe в $128/барр. с последующей уверенной стабилизацией выше $100/баррель.

Дело в том, что несмотря на введенные санкции и явные признаки начала кризиса мировой экономики, Россия по-прежнему может позволить себе продавать Urals значительно дешевле базовой марки Brent.

Динамика котировок нефти марки Brent, $/баррель / Источник: Oilprice.com

В частности, по данным S&P Global data, 4 марта эта скидка (на условиях SIF Роттердам) достигла почти $35 на баррель. Это существенно стимулирует европейских покупателей и далее приобретать именно российскую нефть, а местные портовые власти – по возможности "не замечать", что ее привозят российские же танкеры.

Так что далеко не случайно страны Европейского Союза исключили нефть и природный газ из списка подсанкционных товаров, о чем буквально на днях официально заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйнен. 
 




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025