Согласно подсчетам отраслевых аналитиков, достигнутое 22 июля 2022 года 120-дневное соглашение об отгрузках зерновых из портов Одесса, Ильичевск (ныне Черноморск) и Южный позволит разблокировать почти две трети экспортного потенциала страны, однако объемы вывозимых зерновых будут существенно снижены.
По данным специалистов Балтийского и Международного морского совета (BIMCO), на протяжении пяти последних лет через указанные порты осуществлялось до 65% всего зернового экспорта Украины.
После недавнего заключения многостороннего международного соглашения в Стамбуле, ООН рассчитывает на увеличение поставок зерновых с Украины до 5 млн. тонн в месяц, однако операторы сомневаются в возможности оперативного достижения подобных экспортных объемов.
В соответствии с оценками Министерства сельского хозяйства США, в настоящее время на Украине в готовности к вывозу находится до 22 млн. тонн зерновых и еще порядка 25 млн тонн ожидается от урожая 2022 года. При этом подчеркивается необходимость максимально быстрого освобождения складских площадей под новый урожай, поскольку жатва пшеницы уже идет, а в сентябре должен начаться сбор кукурузы.
Тем не менее, несмотря на Стамбульское соглашение и повышенный спрос на зерновые, который сложился на мировом рынке, судоходные компании не спешат возобновлять рейсы в северную часть Черного моря. Это связывается как с повышенными рисками (ответственность за которые не спешат принимать на себя ведущие страховые компании мира), так и с неуверенностью в практической возможности осуществления достаточно сложной процедуры досмотров, экскортирования и проводки торговых судов по акватории с повышенной минной опасностью.
В связи с этим эксперты BIMCO ожидают значительного сокращения физических объемов экспорта украинских зерновых и продуктов их обработки, а также заметного сокращения доли национальных поставок страны на мировой продовольственный рынок.
В частности предполагается, что в сезоне 2022/23 гг. доля Украины в мировом экспорте подсолнечника сократится с 66%-ти до едва 40%, а подсолнечного масла – с почти 50%-ти до 35%. Что же касается экспорта пшеницы, то по оценкам Минсельхоза США, он в этом году вряд ли достигнет и половины прошлогодних объемов.
Тем не менее, есть хорошие новости для операторов балкерных флотов: в связи с возвращением (пусть и весьма ограниченным) украинских зерновых на мировой рынок, уже сейчас наблюдается увеличение спроса на суда типоразмеров Handysize, Panamax и Supramax, который сопровождается поступательным ростом фрахтовых ставок.
В своей предшествующей публикации Порты Украины: операция «Зерно» портал Korabel.ru подробно рассказывал о планах киевского руководства по поиску альтернативных путей вывоза зерновых через порты Румынии, Болгарии, Балтийских республик и Польши.
После недавнего заключения многостороннего международного соглашения в Стамбуле, ООН рассчитывает на увеличение поставок зерновых с Украины до 5 млн. тонн в месяц, однако операторы сомневаются в возможности оперативного достижения подобных экспортных объемов.
В соответствии с оценками Министерства сельского хозяйства США, в настоящее время на Украине в готовности к вывозу находится до 22 млн. тонн зерновых и еще порядка 25 млн тонн ожидается от урожая 2022 года. При этом подчеркивается необходимость максимально быстрого освобождения складских площадей под новый урожай, поскольку жатва пшеницы уже идет, а в сентябре должен начаться сбор кукурузы.
Тем не менее, несмотря на Стамбульское соглашение и повышенный спрос на зерновые, который сложился на мировом рынке, судоходные компании не спешат возобновлять рейсы в северную часть Черного моря. Это связывается как с повышенными рисками (ответственность за которые не спешат принимать на себя ведущие страховые компании мира), так и с неуверенностью в практической возможности осуществления достаточно сложной процедуры досмотров, экскортирования и проводки торговых судов по акватории с повышенной минной опасностью.
В связи с этим эксперты BIMCO ожидают значительного сокращения физических объемов экспорта украинских зерновых и продуктов их обработки, а также заметного сокращения доли национальных поставок страны на мировой продовольственный рынок.
В частности предполагается, что в сезоне 2022/23 гг. доля Украины в мировом экспорте подсолнечника сократится с 66%-ти до едва 40%, а подсолнечного масла – с почти 50%-ти до 35%. Что же касается экспорта пшеницы, то по оценкам Минсельхоза США, он в этом году вряд ли достигнет и половины прошлогодних объемов.
Тем не менее, есть хорошие новости для операторов балкерных флотов: в связи с возвращением (пусть и весьма ограниченным) украинских зерновых на мировой рынок, уже сейчас наблюдается увеличение спроса на суда типоразмеров Handysize, Panamax и Supramax, который сопровождается поступательным ростом фрахтовых ставок.
В своей предшествующей публикации Порты Украины: операция «Зерно» портал Korabel.ru подробно рассказывал о планах киевского руководства по поиску альтернативных путей вывоза зерновых через порты Румынии, Болгарии, Балтийских республик и Польши.