На волне санкций: отечественные ЛКМ в новых реалиях

Интервью с директором департамента морских покрытий ООО "Литум" Владимиром Кравцовым

После ухода зарубежных производителей и поставщиков с рынка отрасль задалась вопросом "Что делать дальше?". И пока одни компании быстро меняли курс, активно занимаясь параллельным импортом и программами импортозамещения, другие сумели сохранить иностранное "наследство". К чему пришли отечественные производители и поставщики спустя полгода?

– Владимир Григорьевич, торговый знак Litum новый на российском рынке. Как образовался бренд Litum? 

 

– Летом 2022 года норвежский концерн Jotun A/S продал свое российское подразделение ООО "Йотун Пэйнтс" строительному холдингу "Атомстройкомплекс". В результате этой сделки было создано ООО "Литум" и бренд Litum.

 

Владимир Кравцов, директор департамента морских покрытий ООО
Владимир Кравцов, директор департамента морских покрытий ООО "Литум" / Фото: Литум

Фактически бренд Litum является преемником бренда Jotun: мы производим аналоги материалов Jotun и в своей работе используем те же производственные мощности, технологические процедуры, стандарты качества и технические условия, что раньше использовал Jotun. Наш продукт идентичен продукту Jotun.

 

– Расскажите, какие изменения произошли в компании в 2022 году.

 

– Таких изменений немного. Мы провели ребрендинг, сменив название бренда и наименования наших продуктов, этот процесс сейчас находится в завершающей стадии. Поставщики сырьевых компонентов остались прежними, мы их хорошо знаем, и сейчас мы перезаключаем с ними договоры. Единственным существенным изменением нашей структуры является создание собственного отдела исследований и разработок. Инженеры-химики этого отдела будут заниматься созданием новых материалов, а также перспективными исследованиями.

 

В остальном, все осталось без изменений. Мы сохранили структуру Jotun, все процессы взаимодействия внутри компании, и мы по-прежнему работаем в сегменте высококачественных материалов.

 

Важно, что мы сохранили всех ключевых специалистов, которые создавали успех Jotun. Все эти сотрудники сегодня работают в Litum.

 

– Насколько сейчас загружены ваши мощности?

 

– Производственная мощность нашего предприятия составляет 20 миллионов литров жидких лакокрасочных материалов в год. В настоящее время производство загружено не полностью, но мы продолжаем увеличивать выпуск продукции, рассчитывая в 2023 году полностью загрузить производство.

 

– Какой процент заказов в вашем портфеле заказов для судостроительной отрасли?

 

– Litum работает в трех рыночных сегментах: морские покрытия, промышленные покрытия и порошковые материалы. Сегмент морских покрытий очень важен для нас, и доля судовых ЛКМ в нашем портфолио всегда составляла 15-20%. Jotun традиционно был лидером на российском рынке морских покрытий, наши материалы имеют отличную репутацию, и мы сейчас стремимся к тому, чтобы восстановить лидерство на этом рынке. И у нас есть для этого весь необходимый потенциал: универсальный грунт для судостроения Литамастик Универсал 10, являющий собой новый подход к окраске строящихся судов; противообрастающие покрытия Литум Бриз и Литум Сирокко с междоковым интервалом до 5 лет; универсальный связующий грунт для любых типов подложек Литапрайм Сил, термостойкие покрытия серии Литапрайм и Литатерм, а также ледостойкие покрытия. В целом, Litum предлагает единое комплексное решение для всего судна.

 

– Расскажите подробнее о ваших ледостойких материалах?

 

– В ассортименте Litum есть два ледостойких покрытия: Литум Экстрим и Литамастик 190 Ст. 

Литум Экстрим – это ледостойкое покрытие, не содержащее растворитель. Имеет низкий коэффициент трения со льдом и высокую прочность, благодаря чему используется в тяжелых ледовых условиях. Для нанесения Литум Экстрим не требуется специальное оборудование с раздельной подачей компонентов, достаточно обычного аппарата безвоздушного распыления. Это единственный на сегодняшнем российском рынке материал с подобными характеристиками.

Завод производства ЛКМ бренда Litum / Фото: Литум
Завод производства ЛКМ бренда Litum / Фото: Литум

Литамастик 190 Ст – эпоксидное покрытие со стеклянными чешуйками, имеет высокий сухой остаток и применяется на судах различных ледовых классов.

 

– Насколько производимые вами ЛКМ экологичны?

 

– Litum уделяет большое внимание вопросам экологичности своей продукции. В частности, наши материалы не содержат токсичные вещества, такие как хромат свинца, формальдегид и карбендазим. В составе наших продуктов также отсутствуют каменноугольная смола, оловосодержащие соединения, тяжелые металлы (например, свинец) и хроматы. Кроме этого, наши материалы отличаются низким содержанием летучих органических соединений.

Наши покупатели всегда могут проверить содержание вредных веществ, входящих в состав наших продуктов, с помощью паспортов безопасности, выпускаемых для каждого продукта.

 

– Как вы оцениваете спрос на ЛКМ вашего производства в начале и в конце 2022 года?

 

– Сделка купли-продажи и последовавший затем ребрендинг заняли некоторое время, и за это время мы потеряли определенное количество проектов. При этом сегодня мы отмечаем интерес к нашим материалам на рынке, поскольку многие заказчики ценят высокое качество ЛКМ, и у нас есть хорошая репутация. Мы оцениваем спрос как высокий и в будущем рассчитываем восстановить долю своего присутствия на рынке.

 

– Как скажется на отечественном рынке ЛКМ приостановка деятельности, а, возможно, и уход ряда зарубежных компаний?

 

– Российские компании всегда стремились к тому уровню качества и сервиса, который предлагали иностранные бренды – это была своеобразная планка для всего рынка. И в этом смысле важно сохранить тот опыт, которым делились "иностранцы", работая в России.

В этом году для многих участников рынка открылись большие возможности, когда освободилась часть рынка, ранее занятая иностранным брендами. Но это не только возможности, но еще и ответственность: теперь качество своих материалов придется доказывать на деле.

 

В целом, можно сказать, что сегодняшний рынок не испытывает дефицита лакокрасочных материалов, а это означает, что некое равновесное состояние достигнуто. Делать окончательные выводы пока рано, некоторые неопределенности все еще сохраняются, но можно предполагать, что в следующем году рынок стабилизируется и найдет новую точку равновесия. У отрасли есть для этого все необходимые ресурсы.

 

– Как ситуация в мире повлияла на стоимость ваших ЛКМ?

 

– Стоимость материалов Litum среди прочего определяется стоимостью сырьевых компонентов и логистикой. Сегодня мы видим удорожание некоторых сырьевых компонентов, производимых за рубежом, а также усложнение логистических цепочек, что также влечет за собой повышение стоимости ЛКМ. Наша цена не может не зависеть от этих факторов; остальные же составляющие стоимости продукта остались без изменений.

 

Выбирая между низкой стоимостью и качеством продукта, мы выбираем качество, продолжая закупать качественные сырьевые компоненты за рубежом. Если мы сохраняем фокус на высококачественных материалах, то у нас не может быть иного пути.

 

– Насколько различаются сроки эксплуатации красок премиум-класса, бюджетных и самых дешевых?

 

– Морская среда является достаточно агрессивной, и простые и дешевые материалы не работают должным образом в этой среде.

 

В целом, проектные сроки эксплуатации покрытий определяются с помощью тестов. На практике разница сроков эксплуатации различных покрытий может быть очень значительной, нам известны случаи, когда эта разница была двукратной и даже трехкратной.

 

Отметим, что существуют лакокрасочные материалы, которые в силу своих свойств являются премиальными и не имеют аналогов в бюджетном сегменте. К таким материалам мы, в частности, относим материалы нашего производства Литум Экстрим (ледостойкое покрытие) и Литум Сирокко (противообрастающее покрытие с междоковым интервалом до 5 лет).

 

– На чем можно экономить при окраске, на чем нельзя?

 

– Наш опыт показывает, что экономия на окраске всегда приводит к нежелательным последствиям. Под окраской мы в данном случае понимаем как качество лакокрасочных материалов, так и качество выполняемых работ.

 

Как мы уже отметили, морская среда является высокоагрессивной. Добавьте к этому требования, обусловленные перевозимыми грузами, которые оказывают агрессивное воздействие на покрытие, при этом и само покрытие не должно влиять на качество груза, не менять его состав и качественные характеристики. Все это предъявляет очень высокие требования к морским покрытиям.

 

Логотип компании Litum / Фото: Литум
Логотип компании Litum / Фото: Литум

Компромисс по качеству материалов и качеству подготовки поверхности и нанесения всегда не в пользу судовладельца, и на практике сэкономленные средства впоследствии приходится тратить на преждевременные ремонты, неся при этом значительные убытки.

 

"Экономить" нужно на будущих ремонтах, на стадии проектирования закладывая в проект качественные технические решения.

 

– Litum часто говорит, что предоставляет своим клиентам технические решения. А что представляет собой техническое решение Litum? Приведите примеры?

 

– Техническое решение – это ответ производителя на запрос заказчика. Как правило, техническое решение складывается из трех основных составляющих: понимание запроса, предложение защитной системы, точно удовлетворяющей запросу, и техническое сопровождение. Последнее очень важно, потому что с точки зрения заказчика краска является полуфабрикатом, который необходимо превратить в конечное изделие – покрытие. В этом разница подходов: в то время как для многих производителей ЛКМ изделием является краска, для нас, как и для заказчика, конечным изделием является готовое покрытие. С помощью наших технических специалистов мы стараемся доводить нашу работу до конца, получая на выходе качественные и долговечные лакокрасочные покрытия.

"ГК Литум", ООО Санкт-Петербург
8 (812) 640-00-80



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Просто Вас Обманывают
18.01.2023, 22:09
Литум на сегодняшний день дитя без роду и племени. Точнее ЛИТР, так между собой называют её специалисты. Начнём с названия бренда. Его украли у турецкой компании Litum - производителя электроники в Измире, образованной в 2004г. В рамках серого импорта, Литум использует рецептуру красок Jotun, но с одним большим НО. Эта компания полностью отрезана от сырьевых баз известного бренда, который перед уходом с российского рынка сделал запас сырья примерно на 8-10 месяцев, в ожидании нарушений логистических цепочек и в надежде скорейшего завершения военной операции. Что такое Литум и каково качество его продукции мы узнаем лишь через год. Пока же это  амбициозный пузырь, претендующий на высокое звания лучшего на рынке! Просто так, не заслужив никакой репутации, не имея лица. Точнее пытаясь его украсть у своего предшественника. Литум выборочно наследует историю Jotun. Он дикларируют, что это идентичные бренды, но платить по счетам, которые оставил после себя Jotun, бросив своих клиент далее...
-0+
#Петренко Игорь
02.02.2023, 21:40
Работали, работаем и будем работать;) Качество, профессионализм и преданность делу! Молодцы! Пожалуйста , продолжайте нас радовать качественными покрытиями с отменным техническим сервисом!
-0+
#Михаил Фролов
23.02.2023, 21:43
В поддержку первого комментария. 1. В настоящее время и  ранее со стороны "Адмиралтейских Верфей", есть судебные иски в адрес "Йотун Пейнтс", в связи с неудовлетворительным качеством покрытий, они так и остались неудовлетворенными. 2.Проблемы на "Воронежстальмост" так и не смогли решить, мало известный факт, но как оказалось, что продукты не производились в РФ, а завозились из Турции, Китая. Массовый характер это приобрело после 2016г. 3. По этой же причине Jotun был запрещен к применению при строительстве Крымского моста со стороны "СГМ",  а не санкций как могут откомментировать. По сырью это точно, что есть запас на определенный период, и говорить, что поставщики остались те же, ну это как то не серьезно, ведь все прекрасно понимают, не считайте других глупее себя. Пользоваться именем Jotun с огромной историей, никак не получится  ведь марка мирового уровня, лучше продукта из Kingdom of Great Britain не знали  далее...
Свежие новости
Астраханская область становится центром строительства дноуглубительного флота - глава региона
21:30 / судостроение
рекламаПодписка 2025