– Владимир Григорьевич, торговый знак Litum новый на российском рынке. Как образовался бренд Litum?
– Летом 2022 года норвежский концерн Jotun A/S продал свое российское подразделение ООО "Йотун Пэйнтс" строительному холдингу "Атомстройкомплекс". В результате этой сделки было создано ООО "Литум" и бренд Litum.
Фактически бренд Litum является преемником бренда Jotun: мы производим аналоги материалов Jotun и в своей работе используем те же производственные мощности, технологические процедуры, стандарты качества и технические условия, что раньше использовал Jotun. Наш продукт идентичен продукту Jotun.
– Расскажите, какие изменения произошли в компании в 2022 году.
– Таких изменений немного. Мы провели ребрендинг, сменив название бренда и наименования наших продуктов, этот процесс сейчас находится в завершающей стадии. Поставщики сырьевых компонентов остались прежними, мы их хорошо знаем, и сейчас мы перезаключаем с ними договоры. Единственным существенным изменением нашей структуры является создание собственного отдела исследований и разработок. Инженеры-химики этого отдела будут заниматься созданием новых материалов, а также перспективными исследованиями.
В остальном, все осталось без изменений. Мы сохранили структуру Jotun, все процессы взаимодействия внутри компании, и мы по-прежнему работаем в сегменте высококачественных материалов.
Важно, что мы сохранили всех ключевых специалистов, которые создавали успех Jotun. Все эти сотрудники сегодня работают в Litum.
– Насколько сейчас загружены ваши мощности?
– Производственная мощность нашего предприятия составляет 20 миллионов литров жидких лакокрасочных материалов в год. В настоящее время производство загружено не полностью, но мы продолжаем увеличивать выпуск продукции, рассчитывая в 2023 году полностью загрузить производство.
– Какой процент заказов в вашем портфеле заказов для судостроительной отрасли?
– Litum работает в трех рыночных сегментах: морские покрытия, промышленные покрытия и порошковые материалы. Сегмент морских покрытий очень важен для нас, и доля судовых ЛКМ в нашем портфолио всегда составляла 15-20%. Jotun традиционно был лидером на российском рынке морских покрытий, наши материалы имеют отличную репутацию, и мы сейчас стремимся к тому, чтобы восстановить лидерство на этом рынке. И у нас есть для этого весь необходимый потенциал: универсальный грунт для судостроения Литамастик Универсал 10, являющий собой новый подход к окраске строящихся судов; противообрастающие покрытия Литум Бриз и Литум Сирокко с междоковым интервалом до 5 лет; универсальный связующий грунт для любых типов подложек Литапрайм Сил, термостойкие покрытия серии Литапрайм и Литатерм, а также ледостойкие покрытия. В целом, Litum предлагает единое комплексное решение для всего судна.
– Расскажите подробнее о ваших ледостойких материалах?
– В ассортименте Litum есть два ледостойких покрытия: Литум Экстрим и Литамастик 190 Ст.
Литум Экстрим – это ледостойкое покрытие, не содержащее растворитель. Имеет низкий коэффициент трения со льдом и высокую прочность, благодаря чему используется в тяжелых ледовых условиях. Для нанесения Литум Экстрим не требуется специальное оборудование с раздельной подачей компонентов, достаточно обычного аппарата безвоздушного распыления. Это единственный на сегодняшнем российском рынке материал с подобными характеристиками.
Литамастик 190 Ст – эпоксидное покрытие со стеклянными чешуйками, имеет высокий сухой остаток и применяется на судах различных ледовых классов.
– Насколько производимые вами ЛКМ экологичны?
– Litum уделяет большое внимание вопросам экологичности своей продукции. В частности, наши материалы не содержат токсичные вещества, такие как хромат свинца, формальдегид и карбендазим. В составе наших продуктов также отсутствуют каменноугольная смола, оловосодержащие соединения, тяжелые металлы (например, свинец) и хроматы. Кроме этого, наши материалы отличаются низким содержанием летучих органических соединений.
Наши покупатели всегда могут проверить содержание вредных веществ, входящих в состав наших продуктов, с помощью паспортов безопасности, выпускаемых для каждого продукта.
– Как вы оцениваете спрос на ЛКМ вашего производства в начале и в конце 2022 года?
– Сделка купли-продажи и последовавший затем ребрендинг заняли некоторое время, и за это время мы потеряли определенное количество проектов. При этом сегодня мы отмечаем интерес к нашим материалам на рынке, поскольку многие заказчики ценят высокое качество ЛКМ, и у нас есть хорошая репутация. Мы оцениваем спрос как высокий и в будущем рассчитываем восстановить долю своего присутствия на рынке.
– Как скажется на отечественном рынке ЛКМ приостановка деятельности, а, возможно, и уход ряда зарубежных компаний?
– Российские компании всегда стремились к тому уровню качества и сервиса, который предлагали иностранные бренды – это была своеобразная планка для всего рынка. И в этом смысле важно сохранить тот опыт, которым делились "иностранцы", работая в России.
В этом году для многих участников рынка открылись большие возможности, когда освободилась часть рынка, ранее занятая иностранным брендами. Но это не только возможности, но еще и ответственность: теперь качество своих материалов придется доказывать на деле.
В целом, можно сказать, что сегодняшний рынок не испытывает дефицита лакокрасочных материалов, а это означает, что некое равновесное состояние достигнуто. Делать окончательные выводы пока рано, некоторые неопределенности все еще сохраняются, но можно предполагать, что в следующем году рынок стабилизируется и найдет новую точку равновесия. У отрасли есть для этого все необходимые ресурсы.
– Как ситуация в мире повлияла на стоимость ваших ЛКМ?
– Стоимость материалов Litum среди прочего определяется стоимостью сырьевых компонентов и логистикой. Сегодня мы видим удорожание некоторых сырьевых компонентов, производимых за рубежом, а также усложнение логистических цепочек, что также влечет за собой повышение стоимости ЛКМ. Наша цена не может не зависеть от этих факторов; остальные же составляющие стоимости продукта остались без изменений.
Выбирая между низкой стоимостью и качеством продукта, мы выбираем качество, продолжая закупать качественные сырьевые компоненты за рубежом. Если мы сохраняем фокус на высококачественных материалах, то у нас не может быть иного пути.
– Насколько различаются сроки эксплуатации красок премиум-класса, бюджетных и самых дешевых?
– Морская среда является достаточно агрессивной, и простые и дешевые материалы не работают должным образом в этой среде.
В целом, проектные сроки эксплуатации покрытий определяются с помощью тестов. На практике разница сроков эксплуатации различных покрытий может быть очень значительной, нам известны случаи, когда эта разница была двукратной и даже трехкратной.
Отметим, что существуют лакокрасочные материалы, которые в силу своих свойств являются премиальными и не имеют аналогов в бюджетном сегменте. К таким материалам мы, в частности, относим материалы нашего производства Литум Экстрим (ледостойкое покрытие) и Литум Сирокко (противообрастающее покрытие с междоковым интервалом до 5 лет).
– На чем можно экономить при окраске, на чем нельзя?
– Наш опыт показывает, что экономия на окраске всегда приводит к нежелательным последствиям. Под окраской мы в данном случае понимаем как качество лакокрасочных материалов, так и качество выполняемых работ.
Как мы уже отметили, морская среда является высокоагрессивной. Добавьте к этому требования, обусловленные перевозимыми грузами, которые оказывают агрессивное воздействие на покрытие, при этом и само покрытие не должно влиять на качество груза, не менять его состав и качественные характеристики. Все это предъявляет очень высокие требования к морским покрытиям.
Компромисс по качеству материалов и качеству подготовки поверхности и нанесения всегда не в пользу судовладельца, и на практике сэкономленные средства впоследствии приходится тратить на преждевременные ремонты, неся при этом значительные убытки.
"Экономить" нужно на будущих ремонтах, на стадии проектирования закладывая в проект качественные технические решения.
– Litum часто говорит, что предоставляет своим клиентам технические решения. А что представляет собой техническое решение Litum? Приведите примеры?
– Техническое решение – это ответ производителя на запрос заказчика. Как правило, техническое решение складывается из трех основных составляющих: понимание запроса, предложение защитной системы, точно удовлетворяющей запросу, и техническое сопровождение. Последнее очень важно, потому что с точки зрения заказчика краска является полуфабрикатом, который необходимо превратить в конечное изделие – покрытие. В этом разница подходов: в то время как для многих производителей ЛКМ изделием является краска, для нас, как и для заказчика, конечным изделием является готовое покрытие. С помощью наших технических специалистов мы стараемся доводить нашу работу до конца, получая на выходе качественные и долговечные лакокрасочные покрытия.