В январе текущего года мы поговорили с руководителем Морспасслужбы Росморречфлота Андреем Хаустовым. И текст интервью вызвал хороший интерес со стороны читателей к работе всей структуры Морспасслужбы.
Поэтому мы решили сделать целый цикл материалов об организации, рассказать о жизни Морспасслужбы с разных сторон. Представляем читателям интервью с руководителем Балтийского филиала Морспасслужбы Андреем Кобелевым.
– Андрей Сергеевич, расскажите немного о себе. Вы по образованию моряк? Какой вуз закончили? Где дальше трудились?
– В 1987 году я закончил электромеханический факультет Ленинградского высшего инженерного морского училища им. С.О. Макарова. После выпуска распределился в Северное морское пароходство. На всякий случай -тогда в ЛВИМУ конкурс при поступлении был 20 человек на одно место электромеханика. Отработав 11 лет, как и многие моряки тогда, ушел на зарубежный флот. В общей сложности пять лет работал электромехаником на "мальтийских" судах. Затем, в 2001 году мне предложили занять должность механика-наставника по электрооборудованию в ОАО "СМП", а затем и суперинтенданта группы судов. В 2003 году назначили главным инженером "ЭО АСПТР ДУ" при Северном морском пароходстве. Так что в системе Госморспасслужбы я работаю с 19 мая 2003 года.
В июне 2010 года меня назначили директором "ЭО АСПРТ" в город Архангельск, а в мае 2014 года перевели в Балтийский филиал.
|
Андрей Кобелев - директор Балтийского филиала "Морспасслужбы" / Корабел.ру |
– Чем занимается ваш филиал, какими работами?
– За последние три года география работ Балтийского филиала Морспасслужбы очень расширилась. Достаточно сказать, что с января 2016 года наш флагман — многофункциональное судно "Балтика" – несет аварийно-спасательную готовность в Обской губе. Зимой судно обеспечивает прокладку, обновление ледовых каналов, занимается ледовыми проводками, участвует в швартовных операциях танкеров, помогает в подаче грузовых шлангов на суда, высаживает операторов на отгрузочный терминал и т.д. И это помимо несения аварийно-спасательной готовности.
Головное спасательное судно MPSV07 "Спасатель Карев" отработало свой первый пятилетний цикл. Шесть месяцев оно несло аварийно-спасательную готовность в Керченском проливе. После этого его задействовали в буксировках плавкранов, построенных СФ "Алмаз", на Дальнем Востоке. Кроме того, "Спасатель Карев" принимал участие в экспедициях по осмотру скважин, занимался геодезическими, изыскательскими работами в Баренцевом, Карском морях, море Лаптевых, на Балтике, нес дежурство у МЛСП "Приразломная".
И 29 декабря 2017 года судно встало в док судоремонтного предприятия "Преголь" города Калининград на подтверждение документов на класс РС. После ремонта судна планируем перебазировать его в порт Санкт-Петербург для несения аварийно-спасательной готовности.
|
"Спасатель Карев"/ ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" |
На обеспечении нефтегазовых проектов у нас участвовало судно "Ясный". Оно отработало несколько контрактов на месторождении D6 для "Лукойл-КМН" в Балтийском море. Успешно выполнило буксировку НИС "Бавенит" из порта Мурманск в порт Калининград. Сейчас судно проходит межнавигационный ремонт и ожидает погрузки специализированного оборудования для ЛРН, после чего снова проследует на несение АСД на D6.
В прошлом году учреждение приобрело судно "Балтийский исследователь", оно уже успело поучаствовать в работах в Балтийском море, по проекту "Nord Stream 2". Причем Морспасслужба приобрела это судно исключительно на собственные средства.
– С военными сотрудничали?
– Да, в рамках гособоронзаказа выполняем работы по подводному освидетельствованию судов ВМФ, МФАСС "Спасатель Карев" успешно выполнил буксировку одного из судов ВМФ из Мурманска на Балтику.
– Сколько единиц флота сейчас работают в Балтийском филиале?
– С учетом всех водолазных и разъездных катеров, бонопостановщиков, барж, плавкранов, наш флот насчитывает 30 единиц судов.
– Филиалу хватает такого объема судов?
– Под наши основные задачи судов достаточно. Но есть специфические направления, по которым флота не хватает. Могу сказать точно, что недостает судов портового флота. Поэтому хотим построить современный буксир-кантовщик, сейчас ведем переговоры с заводами. Но, к сожалению, буксир нужен именно сейчас, потому что работа для него есть сейчас. А цикл постройки у него продолжительный, до 12 месяцев. Поэтому рассматриваем покупку буксиров у других судовладельцев.
Да и в целом Морспасслужбе флота сегодня не хватает. Только в этом году компания планирует закупить два судна-снабженца под нефтегазовые проекты.
|
Ледокол "Балтика"/ ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" |
– Какие задачи планируете выполнять в перспективе?
– С вхождением в нашу структуру "Подводречстроя" к обязательным морским задачам добавились еще работы на ВВП, реках, озерах, водохранилищах. Это совершенно новый для нас профиль, но времени на раскачку нет. Нам надо уже сейчас выполнять те задачи, которые были приписаны к "Подводречстрою".
А специфики у них много, начиная с того, что требования Речного и Морского регистра отличаются по некоторым пунктам кардинально, заканчивая вопросами получения речных документов у экипажа. Сейчас мы принимаем у "Подводречстроя" все его небогатое хозяйство, занимаемся перерегистрацией имущества. Отмечу еще, что вместе со старыми судами организации нам достались и все ее долги по налогам и обязательным платежам.
– То есть задач, связанных с "Подводречстроем", стало больше?
– Работы и задач там достаточно. Внутренним водным путям в последнее время у нас стало уделяться немало внимания. Нужно строить новые шлюзы, каналы, заниматься дноуглублением, ремонтировать и строить причалы, терминалы, обновлять флот. И в отличие от морского транспорта, со строительством речного флота у нас очень сильно затянули.
- Андрей Сергеевич, в конце ноября произошла авария с лоцмейстерским судном "Крутояр". Погибли два члена экипажа. Вы принимали участие в ликвидации этой аварии?
– Мы несем постоянную аварийно-спасательную готовность, поэтому работали и там. После поступления сигнала об аварии, мы сразу же отправили группу спасателей с водолазной станцией, к месту катастрофы. Через два часа она уже была на месте. К работам подключили и судно "Водолаз Литвин". До последнего надеялись, что спасем моряков. Но к сожалению уже ничего не могли сделать.
– Какой у вас штат филиала, вместе с учетом плавсостава?
– Порядка 310 человек. Само управление – 40 сотрудников, остальные — плавсостав, спасатели.
– Испытываете ли проблемы с набором кадров?
– Кадры – это огромная проблема. Людей ищем повсюду, начиная с крюинговых компаний, заканчивая вузами и техникумами. Когда я сюда пришел, мне казалось, что если сделать зарплату матросу 1200-1500 долларов, при курсе 30 рублей, то сюда выстроится очередь из желающих. Зарплату в контрактах подняли, но курс доллара поднялся, и опять необходимо искать профессионалов. И мы прекрасно понимаем, что даже эта зарплата небольшая, и активно ищем возможности для ее повышения.
Но если брать наш регион, то наша зарплата вполне приемлемая. Особенно с учетом того, что на оффшорном флоте сейчас кризис. Приходят по 2-3 хороших капитана на одно судно.
– То есть приходят люди с "подфлажного" флота?
– Да, зарубежные судовладельцы потеряли контракты и работу. А флот Морспасслужбы по своей специфике очень похож на офшорный. Есть многофункциональные суда, суда с динамическим позиционированием, суда с "Азиподами", оснащенные телеуправляемыми аппаратами. Поэтому на должности комсостава отдаем предпочтение соотечественникам, которые уже прошли оффшорную школу и имеют соответствующий опыт. Если говорить о вузах, то такие кадры у нас не раньше готовили.
– Какие условия труда вы предлагаете морякам? Какие у вас есть плюсы есть для пласостава?
– Для моряков прежде всего привлекательны три первые буквы перед названием нашей организации: ФБУ, Федеральное бюджетное учреждение. Это значит - гарантии, своевременная и "белая" зарплата, социальный пакет, трудовой стаж. Мы предлагаем работу на современном флоте, с прекрасными бытовыми условиями, с перспективой развития человека, расширения его кругозора и возможностью карьерного роста.
Условия труда тоже привлекательные. Не на всех зарубежных судах есть безлимитный интернет, спортзалы, сауны, а у нас это нормальная практика. Помимо этого, Морспасслужба предлагает контракты по схеме 4+1 месяц.
Это прописная истина, что если ты хочешь содержать хороший, профессиональный экипаж, ты должен обеспечить хорошие условия труда и достойную зарплату и заботиться об экипаже.
|
Судно "балтийский исследователь"/ ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" |
– А уровень зарплаты матроса в месяц?
– Зарплаты плавсостава на разных судах отличаются, зависят от доходности контрактов самих судов. Например, на катерах матрос получает около 50 тыс. рублей, на судах-спасателях зарплата у матроса в контрактах 70-75 тыс. рублей.
– Вы предпочитаете брать уже опытные кадры? И есть ли у вас нарекания к тому уровню морского образования, который есть сейчас?
– У меня сложилось твердое ощущение, что сейчас курсанты совершенно брошенные. Выходят из стен учебных заведений, не понимая, чем они будут заниматься, с нулевой практикой. В годы моей учебы, в училище им. С.О. Макарова были организованная практика на судах, минимум 6-8 месяцев, организованные сессии в море. Курсанты уже со второго курса понимали, что нужно делать, в каких условиях, какая будет на тебе ответственность. Сейчас же к нам приходят выпускники совершенно неподготовленные. А любому судовладельцу нужно иметь уже готового специалиста.
– Вы сами берете курсантов на практику?
– На суда, которые стоят в отстое или на ремонте, мы курсантов берем. На работающие теплоходы стараемся кадетов не брать. Флот у нас специализированный, мы ходим с научными экспедициями, во время которых все спальные места у нас под учетом. Но это не значит, что мы отказываемся от сотрудничества с учебными заведениями. Мы готовы работать и работаем с тем же ГУМРФ им. С.О. Макарова.