В прошлом году нашему корреспонденту уже выдалось побывать на головном судне "Бахтемир" проекта MPSV12: получился весьма подробный и содержательный обзор. Мы же с вами попробуем сосредоточиться на причинно-следственной части, не забывая при этом о части впечатлительной.
А впечатляться было чем. "Бейсуг" (третий в серии) встретил нашу команду ярко-красным с отливом оранжевого окрасом. И неподготовленному человеку стало бы ясно – судно находится в ведомстве Морспасслужбы. Привлекает буксир-спасатель и своей конструкцией. Наклонный форштевень и крейсерская кормовая оконечность, удлиненная двухъярусная надстройка бака, характерные резиновые накладки по бортам, необходимые для близкого подхода к судам, мощный кран от Palfinger. Когда к этому списку в уме добавляешь два гребных винта, два главных двигателя Wartsila марки 8L26 по 2600 кВт на каждый, ледовый класс "Arc5", осадку, систему пожаротушения, динамического позиционирования, телеуправляемый подводный аппарат, способный погружаться на глубину до 3000 метров, буксирные возможности – картинка вырисовывается приличная.
Главные размерения судна проекта MPSV12:
Длина габаритная – около 79,85 м;
Длина между перпендикулярами – 73,39 м;
Ширина габаритная – 17,36 м;
Ширина по КВЛ – 16,80 м;
Высота борта – 6,70 м;
Осадка по КВЛ / максимальная – 3,20 / 4,50 м.
Невольно возникает вопрос: "Для чего столько оборудования?" Ответ кроется в слове "спасательное".
Комплексное исследование
Когда речь идет о спасении, приходится учитывать самые разные условия и факторы, в которых могут оказаться терпящие бедствие. Например, судно может сесть на мель, и тогда нашему многофункциональному спасательному судну-буксиру (МСС) придется аккуратно к нему подбираться и самому не застрять. А тут как раз и малая осадка пригодится, и ограниченный диаметр гребных винтов для предотвращения их аэрации и кавитации. Чтобы стянуть судно с мели, нужно обеспечить достаточный упор для стягивания, – без должной мощности двигателей также не обойтись.
При буксировке однозначно придется обеспечить необходимую тягу на гаке.
Ожидающие помощи могут находиться во льдах (в таких льдах, которые МСС способно преодолеть), а, значит, судно придется снабдить всеми ледовыми характеристиками на заявленный класс. Например, винторулевой комплекс у нашего судна насчитывает два ледовых открытых винта регулируемого шага, два обтекаемых полуподвесных полубалансирных руля на двух штырях с закрылками.
Спасение всегда сопряжено со скоростью – МСС должно быть быстрым. Одновременно не надо забывать и об обычном перемещении по заданному району.
И все это разные режимы работы.
Не зря информация, размещенная на сайте Морского Инженерного Бюро, гласит, что при создании концепта MPSV12 проводилось комплексное исследование. Сложное сочетание функций, которые заказчик хотел внести в судно, привело к противоречивым тенденциям в выборе обводов, главных размерений и других свойств МСС. Например, вышеуказанные особенности серьезно повлияли на пропульсивный комплекс.
По малой осадке в копилку нашего рассуждения еще можно добавить состояние морских акваторий страны: из 66 портов 23 ограничены осадкой судов до 5 метров.
Итог – уникальный для своих размеров и ледового класса "Arc5" дедвейт. При осадке 4,50 м / 3, 20 м – 182 тонн / 320 тонн. Впечатляет и площадь грузовой палубы в 430 м³. Скорость хода при этом может достигать 14 узлов при нагрузке главного двигателя всего 85%. Затронем тут и электростанцию, о которой еще не говорили. MPSV12 снабжен двумя вспомогательными дизель-генераторами по 750 кВт и двумя валогенераторами по 1600 кВт, на экстренный случай предусмотрен аварийный дизель-генератор на 125 кВт.
И не будем забывать о 30-дневной автономности судна. А это значит, что воды, топлива и провизии достаточно, чтобы спокойно нести службу и выполнять поставленные задачи.
"Очень красивая вся серия. Параметры судна уникальны: малая осадка, большая мощность, высокий арктический класс, техническое оснащение", – генеральный директор ООО "Морское Инженерное Бюро" (МИБ) Геннадий Егоров.
Из воды вытащит, от огня и нефти избавит
Как говорится, чудо – хорошо выполненная работа. И чтобы эта работа на "Бейсуге" выполнялась профессионально, он снабжен целым спектром функций и возможностей.
Подойти почти вплотную к горящему судну (другому объекту) и его спасти, но самому не получить урон? Возможно.
Для этого на проекте MPSV12 используется система водяных завес. Защищает и корпус судна, и надстройку, не закрывает обзор. А тем временем команда может спокойно пользоваться лафетными установками даже с ручным управлением.
Система пожаротушения достойна отдельного внимания. "Бейсуг" может использовать во время операций воду, пену, порошок. Для подачи пены/воды предназначены три лафетных ствола с производительностью 1200/300 м3/ч и струей, бьющей на дистанцию до 120 м. Воду подают два насоса производительностью 2340 м3/ч с приводом от ГД. Оборудование соответствует классу РС FF2WS.
Для подачи пены также используются клапанные коробки специальной системы водяного пожаротушения. Четыре переносных воздушно-пенных ствола с пеногенераторами весьма удобны для мобильного реагирования на динамично изменяющуюся ситуацию во время тушения пожара. Один лафетный ствол может работать не менее 30 мин, подпитываясь от цистерны с пенообразователем.
Порошковое тушение, использующееся во время тушения химовозов и газовозов, включает в себя резервуар для хранения, лафет производительностью 40 кг/с и обеспечивает покрытие площади около 2500 м2.
Одновременно с этим MPSV12 оборудовано комплектом водоотливных средств, ведь вода тоже может представлять угрозу. В наличии: два погружных насоса производительностью 405 м3/ч каждый, два для работы с нефтепродуктами и нефтесодержащими смесями – 100 м3/ч каждый, четыре насоса – 70 м3/ч каждый, два переносных эжектора – 63 м3/ч каждый.
Еще один большой плюс MPSV12 – умение ликвидировать аварийные разливы нефти и нефтепродуктов. В этом деле команде помогают четыре цистерны для собранной нефтеводяной эмульсии общей вместимостью 483 м3 и две судовые навесные системы сбора нефти Lamor Side Collector производительностью 100 м³/ч каждая в придачу с телескопическими кранами вылетом 12 м.
Также на судне предусмотрено наличие такого оборудования, как: два дизель-гидравлических агрегата для привода оборудования ЛАРН, две мобильных панели управления ЛАРН, два нефтесборщика с откидной носовой аппарелью со скоростью до 25 узлов и грузоподъемностью до 1700 кг.
Перевезти, отбуксировать, исследовать, остаться в заданной точке
"Бейсуг" примечателен еще тем, что может взять на буксир или доставить какой-нибудь груз, и, как мы уже отмечали, имеет на борту телеуправляемый подводный аппарат, который, кстати, когда мы были на судне, был упакован, но краешком глаза нам дали на него посмотреть: немного расчехлили.
О буксирных возможностях. В этом деле нашему спасателю помогает двухбарабанная (каскадного типа) автоматическая лебедка с общим тяговым усилием около 100 тонн. Буксирный гак дискового типа с тяговым усилием 60 тонн с дистанционной электро/гидравлической отдачей. Также на носовой части грузовой палубы есть две лебедки с тяговым усилием на каждую по 10 тонн. Обычно используется во время вспомогательных операций.
Основная часть погрузочных работ ложится на электрогидравлический кран от Palfinger грузоподъемностью 24 тонн с вылетом стрелы до 20 м: контейнеры, оборудование, снабжение, передача отливных средств и т.д. Вопрос: "Зачем такое оборудование?", – отпадает сам собой. А вот (этого не отмечали в материале по "Бахтемиру"), что кран также используется для работы с катером и подъема из воды людей в сознательном и бессознательном состояниях (при помощи сети Dacon Rescue Scoop), отметить стоит. Кстати, ему даже не помеха волнения в открытом море до 3-х баллов. Погрузка мелкого снабжения, провизии осуществляется краном, установленным на палубе бака.
Буксир-спасатель "Бейсуг", Palfinger / Корабел.ру |
О подводно-технических работах. На судах проекта MPSV12 есть мобильный водолазный комплекс для работ на глубинах до 60 м и уникальное техническое оборудование – телеуправляемый необитаемый глубоководный аппарат МСС-3000 от компании "Marine Geo Service", способный погружаться на 3000 м. Кстати, это полностью отечественный дрон, если его так можно назвать.
Под грузовой палубой имеется специальная лаборатория, в которой производят техническое обслуживание МСС-3000.
Кстати, во время работы водолазов пригождается еще одна уникальная система – система динамического позиционирования DYNPOS-2. Хороша она тем, что позволяет буксиру-спасателю находится в заданной точке или даже следовать за водолазом во время его работы. В нее входят два компьютера управления, интегрированные c системами управления ГД и ВРШ, ПУ, рулевыми машинами, судовой электростанцией и ИАСУ.
Технически удержание судна в заданной позиции обеспечивается кормовым винторулевым комплексом, одним кормовым и двумя носовыми подруливающими устройствами мощностью 790 кВТ каждое. Позиционирование судна обеспечивается двумя системами ГЛОНАСС/DGPS, одной гидроакустической системой и системой "CyScan".
На мостике
Тут стоит отметить панорамный обзор, который так необходим во время спасательных операций. Одновременно с этим еще в материале по "Бахтемиру", где, кстати, вы сможете найти более подробный разбор оборудования, капитан судна обратил внимание и на изъян панорамных иллюминаторов. Как выяснилось, довольно сложно швартоваться и сближаться с другими судами из-за большой мертвой зоны.
Вкратце об оборудовании отметим, что тут, в основном, представлена продукция Furuno. Речь идет о внешней и внутренней связи. Также, как и на "Бахтемире", тут есть интегрированная система отображения ледовой обстановки и нефтяных пятен. "Бейсуг" оборудован таким стандартным набором, как магнитный компас с оптической и электронной передачей курса, спутниковый, тремя гирокомпасами. На судне есть эхолот, система управления курсом, приема внешних звуковых сигналов, анемометр и электронная система единого времени.
"В отличие от головного судна кардинальных изменений проекта не было, но детальнее отнеслись к моменту эксплуатации, эргономике", – ведущий строитель Невского ССЗ Эдуард Мурзин.
Спасти жизнь
У проекта MPSV12 предусмотрены две морские эвакуационные системы со спусковыми слайдами длиной 5 м. Также при спасении людей применяются: дежурная шлюпка типа RR (H), спасательные плоты от Viking, сеть типа Dacon Rescue Scoop шириной 5 м и длиной 8 м, сеть типа Jasons Scramble Net шириной 1 метр и высотой 4 метра для самостоятельного подъема людей из воды. В случае экстренной эвакуации и при необходимости доставки на судно дополнительного персонала, в корме имеется зона для взаимодействия с вертолетом.
Экипаж судна насчитывает 12 человек, проживают они в 7 одноместных и одной двухместной каюте. А капитан, старший помощник, старший механик, начальник экспедиции и представитель заказчика обитают в блок-каютах, состоящих из кабинета, спальни и санузла. Кстати, у капитана и старшего механика установлены самые настоящие ванны!
Помимо экипажа судно также может принять 22 человека из спецперсонала, для которых предусмотрено 11-ть двухместных кают. Но самое главное – "Бейсуг", как и все MPSV12, способен разместить в своих уютных стенах 150 спасенных: в специальном салоне для спасенных, двух офисах, тренажерном зале, кают-компании и салоне для отдыха. На судне есть медицинский блок, в который входят кабинет врача, совмещенный с амбулаторией, стационар на два места, изолятор.
Принят в состав флота Морспасслужбы
Напоследок отметим, что "Бейсуг" 27 декабря 2020 г. был принят в состав флота Морспасслужбы: акты, подтверждающие успешное завершение ходовых и приемно-сдаточных испытаний, подписаны.
Отметим, что MPSV12 будут работать в Балтийсском, Черном, Белом, Карском морях, на ДВ и обеспечивать дежурство в арктических водах России.
Информационная справка о судах MPSV12 с сайта МИБ:
Название | Верфь, строительный номер | Дата закладки | Дата спуска | Дата сдачи |
"Бахтемир" | Невский Судостроительно-Судоремонтный завод, 1201 | 02.06.15 | 19.08.16 | 16.05.19 |
"Калас" | Невский Судостроительно-Судоремонтный завод, 1202 | 02.06.15 | 29.11.16 | 06.12.19 |
"Бейсуг" | Невский Судостроительно-Судоремонтный завод, 1203 | 16.12.15 | 01.06.17 | 26.12.20 |
"Пильтун" | Невский Судостроительно-Судоремонтный завод, 1204 | 11.03.16 | 30.11.17 |
Материалы по теме: видеосюжет
Подписаться