Как сообщает газета судостроительного предприятия Севмаш" - "Корабел" - основы комплекса заложены в 80-х годах, когда на предприятии было создано НИСКБ "Спектр", которое проектировало подшипники различного вида, амортизаторы, малошумные дроссельные устройства и другое оборудование. Опытные образцы, изготовленные в цехе, проходили стендовые испытания, и если технические характеристики соответствовали заданным параметрам, изделия запускались в серию. С переходом к строительству подводных кораблей четвертого поколения, испытательную базу Севмаша усовершенствовали. В корпусе 15б цеха 8 создан унифицированный стенд для акустических испытаний гидрооборудования на виброшумовые характеристики, а в корпусе 15а – стенд АВиК для испытаний изделий вентиляции и кондиционирования воздуха.
Стоит отметить, что последний стенд является уникальным и единственным в стране. Он оборудован новейшим многоканальным измерительным оборудованием и системой управления самого современного уровня. Что позволяет с высокой точностью получать виброшумовые и аэродинамические характеристики воздушной арматуры и шумоглушителей.
– В последние годы предприятие освоило много новой продукции: откидные колонки, блоки опорных подшипников, рулевые машины. Все это крупногабаритное оборудование поставляется на корабли проектов "Ясень" и "Борей", – говорит заместитель начальника цеха 8 Андрей Воробьев. – Загрузка испытательной базы расписана на месяцы и даже на годы вперед. Изделия идут одно за другим. Кроме того, услугами испытательной базы Севмаша пользуются и другие предприятия.
На каждое изделие есть своя программа и методика исследований, в которые заложены методы и алгоритм испытаний. Применяется самая современная аппаратура – электронные датчики, расходомеры, различные приборы, измерительные комплексы. Показания отражаются и обрабатываются в компьютерной базе данных. Занимается этой работой группа инженеров-физиков-акустиков ПКБ "Севмаш" под руководством Владимира Некрасова. Обслуживание и ремонт стендовой базы выполняет цех 8, в наиболее сложных случаях привлекается энергомеханическое управление предприятия.
Раньше, когда такой мощной стендовой базы у Севмаша не было, ограничивались расчетами и сокращенными испытаниями. Часть продукции приходилось отправлять на испытания в институты и центры судостроения Санкт-Петербурга, нести дополнительные финансовые затраты. Услугами сторонних организаций предприятие пользуется и сегодня, но большую часть изделий аттестует у себя.
На мой вопрос планируется ли расширение испытательной базы, заместитель начальника цеха 8 Дмитрий Дубаков ответил, что под номенклатуру, которую выпускает предприятие, стендов достаточно. Речь может идти о модернизации некоторых из них. Например, в этом году начнутся работы на стенде для испытаний подшипников. В планах модернизация стенда, где проходят испытания опорно-упорные корабельные подшипники и амортизированные комплексы.
Испытания – это составляющая часть технологического цикла строительства подводных кораблей. Ведь задумки конструктора, воплощенные в металле, должны пройти тест на качественное проектирование и изготовление. Особенно это важно на головных образцах, когда отрабатывается опытная конструкция. Если какие-то параметры не дотягивают до нормы, принимается решение о доработке изделия, новых испытаниях. В конечном итоге, когда головной образец проходит испытания, изделие запускается в машиностроительный цех, где проходит весь цикл изготовления по серийной технологии, а затем отправляется на стапель.