На Северном речном вокзале состоялось торжественное открытие выставки Музея морского флота "Штурмуем великий план!". Выставка посвящена 85-летию со дня открытия Канала имени Москвы. Выставка организована Музеем морского флота и ФГБУ "Канал имени Москвы" при поддержке Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Об этом сообщает пресс-служба Росморречфлота.
На открытии присутствовали председатель Совета депутатов городского округа Химки Сергей Малиновский, глава краеведческого общества "Москва-Волга" Сергей Гаев, советник руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, пресс-секретарь Росморречфлота Алексей Кравченко, заместитель руководителя по экономике, финансам и развитию ФГБУ "Канал имени Москвы" Евгений Волков, советник руководителя ФГБУ "Канал имени Москвы" Людмила Кузнецова, представители музеев Москвы и Московской области, принимающих участие в выставке, москвичи и гости столицы.
В рамках открытия куратор выставки – главный хранитель Музея морского флота Евгения Петлинская – провела авторскую экскурсию для гостей. Целью выставки, говорила она, было показать, насколько сложна и многогранна история Канала имени Москвы. С одной стороны, невозможно переоценить его позитивное значение. К началу 1930-х годов воды Москвы-реки перестало хватать даже для удовлетворения бытовых потребностей населения. Сегодня, благодаря Каналу имени Москвы, у жителей столицы нет в ней недостатка. За 85 лет его существования в город поступило свыше 150 миллиардов кубометров волжской воды – около четверти объема Черного моря. С появлением канала улучшилась экология Москвы, многократно увеличились объемы грузоперевозок, стал развиваться пассажирский речной транспорт, водный туризм, яхтенный и судомодельный спорт.
С другой стороны, рассказывая об истории канала, невозможно не вспомнить о трагических судьбах людей, благодаря которым стало возможным осуществление этого грандиозного замысла. На стройке канала использовался труд сотен тысяч заключенных Дмитровского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР, десятки тысяч которых погибли от болезней и физического истощения, а также большой отряд вольнонаемных работников.
На выставке в первый раз предпринята попытка представить историю Канала имени Москвы комплексно, не впадая в ту или иную из этих крайностей. Для этого пространство выставки было условно разделено на несколько блоков. Первый блок посвящен отражению истории канала в культуре – как внутри Дмитлага, где осужденные художники и писатели производили агитационную продукцию для мотивирования заключенных на ударный труд, так и в творчестве официальных деятелей искусства, для которых государство организовывало посещения строительства, в кинематографе, музыке, литературе. Кстати в названии выставки использована строфа из стихотворения одного из "каналоармейцев", посвященная крупнейшему в мире начала 30-х годов ХХ века проекту гидротехнического строительства.
Второй блок раскрывает официальную сторону истории проекта – здесь рассказывается о его руководителях. Третий блок отражает историю строительства и эксплуатации гигантского гидротехнического комплекса. Четвертый блок посвящен влиянию канала на повседневную жизнь населения – истории развития речного туризма в регионе, производству бытовых вещей с символикой канала.
История Канала имени Москвы объединила множество организаций, музеев и людей. В выставке принимают участие Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Музей истории ГУЛАГа, Музей кино, Музей музыки, Музей современной истории России, Музей-заповедник "Дмитровский Кремль", Долгопрудненский историко-художественный музей, краеведческое общество "Москва-Волга" и судоходная компания "ВодоходЪ", музеи Москвы и Московской области. На выставке можно увидеть подлинные геодезические приборы и рабочие инструменты со строительства канала, журналы "Москваволгострой" и "На штурм трассы", изданные в Дмитлаге, графику архитекторов, работавших над созданием внешнего облика Канала, модели пассажирских теплоходов и технических судов. Многие из предметов выставляются впервые.
Выставка открыта на цокольном этаже Северного Речного вокзала до 15 октября. Время работы – с 8:00 до 20:00. Вход свободный.
На открытии присутствовали председатель Совета депутатов городского округа Химки Сергей Малиновский, глава краеведческого общества "Москва-Волга" Сергей Гаев, советник руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, пресс-секретарь Росморречфлота Алексей Кравченко, заместитель руководителя по экономике, финансам и развитию ФГБУ "Канал имени Москвы" Евгений Волков, советник руководителя ФГБУ "Канал имени Москвы" Людмила Кузнецова, представители музеев Москвы и Московской области, принимающих участие в выставке, москвичи и гости столицы.
В рамках открытия куратор выставки – главный хранитель Музея морского флота Евгения Петлинская – провела авторскую экскурсию для гостей. Целью выставки, говорила она, было показать, насколько сложна и многогранна история Канала имени Москвы. С одной стороны, невозможно переоценить его позитивное значение. К началу 1930-х годов воды Москвы-реки перестало хватать даже для удовлетворения бытовых потребностей населения. Сегодня, благодаря Каналу имени Москвы, у жителей столицы нет в ней недостатка. За 85 лет его существования в город поступило свыше 150 миллиардов кубометров волжской воды – около четверти объема Черного моря. С появлением канала улучшилась экология Москвы, многократно увеличились объемы грузоперевозок, стал развиваться пассажирский речной транспорт, водный туризм, яхтенный и судомодельный спорт.
С другой стороны, рассказывая об истории канала, невозможно не вспомнить о трагических судьбах людей, благодаря которым стало возможным осуществление этого грандиозного замысла. На стройке канала использовался труд сотен тысяч заключенных Дмитровского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР, десятки тысяч которых погибли от болезней и физического истощения, а также большой отряд вольнонаемных работников.
На выставке в первый раз предпринята попытка представить историю Канала имени Москвы комплексно, не впадая в ту или иную из этих крайностей. Для этого пространство выставки было условно разделено на несколько блоков. Первый блок посвящен отражению истории канала в культуре – как внутри Дмитлага, где осужденные художники и писатели производили агитационную продукцию для мотивирования заключенных на ударный труд, так и в творчестве официальных деятелей искусства, для которых государство организовывало посещения строительства, в кинематографе, музыке, литературе. Кстати в названии выставки использована строфа из стихотворения одного из "каналоармейцев", посвященная крупнейшему в мире начала 30-х годов ХХ века проекту гидротехнического строительства.
Второй блок раскрывает официальную сторону истории проекта – здесь рассказывается о его руководителях. Третий блок отражает историю строительства и эксплуатации гигантского гидротехнического комплекса. Четвертый блок посвящен влиянию канала на повседневную жизнь населения – истории развития речного туризма в регионе, производству бытовых вещей с символикой канала.
История Канала имени Москвы объединила множество организаций, музеев и людей. В выставке принимают участие Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Музей истории ГУЛАГа, Музей кино, Музей музыки, Музей современной истории России, Музей-заповедник "Дмитровский Кремль", Долгопрудненский историко-художественный музей, краеведческое общество "Москва-Волга" и судоходная компания "ВодоходЪ", музеи Москвы и Московской области. На выставке можно увидеть подлинные геодезические приборы и рабочие инструменты со строительства канала, журналы "Москваволгострой" и "На штурм трассы", изданные в Дмитлаге, графику архитекторов, работавших над созданием внешнего облика Канала, модели пассажирских теплоходов и технических судов. Многие из предметов выставляются впервые.
Выставка открыта на цокольном этаже Северного Речного вокзала до 15 октября. Время работы – с 8:00 до 20:00. Вход свободный.